Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Продолжение таблицы 9 | |||||
II |
4 |
Будем внимательн-ыми | 1.
Образовательные:
-развитие внимания; - развитие навыков общения. 2.Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; - выработка у
детей положительных черт Коррекционные: - коррекция мыслительных процессов; -способствовать
развитию психических -коррекция зрительного восприятия. |
бумажный трафарет в виде яйца; карандаши; чистые листы | - ритуальное
приветствие;
- упражнение на развитие внимания; - упражнение на развитие воображения; - подвижная игра; - игровое
упражнение на снятие |
III |
5 |
Вместе веселее | 1.Образовательные
-развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства; - развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения. 2. Воспитательные: -воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; -продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. 3.Корекционные: -Коррекция признаков импульсивного поведения; -Коррекция проявлений
гиперактивности |
мяч; зашумленные картинки; картинки с изображением круга, квадрата, треугольника, овал; диск с релаксационной музыкой. | - ритуальное
приветствие;
-игровое упражнение
на развитие групповой - упражнение на сосредоточение внимания; -подвижная игра; -упражнение
на развитие умения правильно
выражать свои эмоции и - релаксация. |
Продолжение таблицы 9 | |||||
III | 6 | Развеселите царевну Несмеяну | 1.Образовательные:
- учить переключаться
с одного эмоционального -закреплять
представления детей об - продолжать
развивать умение распознавать
изображенные эмоции и 2.Воспитательные: -сплочение детского коллектива; -воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; -продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. 3.Коррекционные: -способствовать
развитию психических -коррекция мыслительных операций - посредством собирания разрезной картинки, выбора нужного элемента из нескольких). |
картинка с изображением веселой девочки; картинка с изображением грустной девочки; колпак; корона царевны; корзина с игрушками; релаксационная музыка «Голоса леса». | - игровое упражнение
направленное на закрепление представлений
детей об эмоциях;
- упражнение
на развитие восприятия - игровое упражнение направленное на закрепление умения детей распознавать эмоции; - Игра «Развесели Царевну» |
IV |
7 |
Лови свои эмоции | 1.Образовательные:
- развитие концентрации внимания; - развитие двиг. контроля и навыков взаимодействия со сверстниками; - эмоциональное развитие; - р-тие мелкой моторики рук; - развитие двиг. контроля и навыков взаимодействия. 2.Воспитательные: - воспитывать доброжелатель-ное отношение к окружающим; - продолжать форм-ть умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. 3.Коррекционные: - снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций;- активизация потребностей;- снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы |
игрушки, кубики; бинт. | - растяжка;
- дыхательное упражнение; - игровое упражнение
на развитие навыков - функциональное
игровое упражнение на - коммуникативное игровое упражнение; - релаксация. |
Продолжение таблицы 9 | |||||
6
8 |
Учимся расслабляться | 1.Образовательные:
- развитие концентрации внимания и навыков совместной деятельности; - развитие двигательного
контроля и навыков - эмоциональное развитие; -формирование
произвольности, слухоречевой памяти
и межполушарного -Развитие мелкой моторики рук; 2.Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; - продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов; 3.Коррекционные: - снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций;- активизация потребностей;- снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы. |
- растяжка;
- дыхательное упражнение; - игровое упражнение
на развитие навыков - функциональное
игровое упражнение на - когнитивное упражнение; - игровое упражнение с правилами; - релаксация | ||
|
Подробные
конспекты коррекционных
Таким
образом, была разработана и апробирована
система специально организованных
занятий направленных на педагогическую
коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой
сфере детей старшего дошкольного возраста
с СДВГ посредством игры и игровых упражнений
3.3. Эффективность
работы по педагогической коррекции
отклонений в эмоционально-поведенческой
сфере у старших дошкольников с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью
по разработанной системе занятий посредством
игры и игровых упражнений (контрольный
срез)
Целью формирующего этапа педагогического эксперимента являлась педагогическая коррекция отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез по тем же методикам, которые использовались в констатирующем эксперименте с целью выявления успешности коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере по разработанной системе.
Перейдем рассмотрению полученных результатов до формирующего эксперимента и после в группе детей с СДВГ в сравнительном количественно-качественном анализе.
При повторном проведении методики №1 «Оценка импульсивности у дошкольников» изучались изменения в уровнях проявления импульсивности у старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента.
Полученные
результаты по данной методике представлены
в таблице №10 и гистограмме №4.
Таблица 10
Уровни проявления импульсивности старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента)
№ п/п | Дети с СДВГ | |||
До коррекции | После коррекции | |||
Кол-во баллов |
Уровни
импульсивности |
Кол-во баллов |
Уровни
импульсивности | |
1 | 17 | высокий уровень | 13 | средний уровень |
2 | 10 | средний уровень | 10 | средний уровень |
3 | 11 | средний уровень | 9 | средний уровень |
4 | 10 | средний уровень | 6 | низкий уровень |
5 | 15 | высокий уровень | 13 | средний уровень |
6 | 12 | средний уровень | 6 | низкий уровень |
7 | 14 | средний уровень | 6 | низкий уровень |
8 | 18 | высокий уровень | 14 | средний уровень |
Из
таблицы видно, что показатели старших
дошкольников с СДВГ значительно изменились
после проведения формирующего эксперимента.
Гистограмма
4. Уровни проявления импульсивности до
и после коррекционной работы (сравнительный
анализ)
Из данных гистограммы видно, что показатели по проведению данной методики перераспределились. Различия отмечаются уже на высоком уровне проявления импульсивности, т.к. после проведения коррекционной работы у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ не был выявлен данный уровень. Количество детей, показавших средний уровень импульсивности, не изменилось (62,5% или 5 детей), это свидетельствует о том, что у старших дошкольников было выявлено от 7 до 14 признаков проявления импульсивности. До проведения коррекционной работы у детей с СДВГ низкого уровня импульсивности выявлено не было, а после проведения коррекционной работы количество детей показавших низкий уровень импульсивности составило 37,5% (три ребенка), это свидетельствует о том, что у старших дошкольников было выявлено от 1 до 6 признаков проявления импульсивности.
Такие
показатели указывают позитивные изменения,
которые проявляются в снижении
раздражительности у таких
С помощью методики №2 «Ребенок глазами взрослого» при повторном проведении изучались изменения в уровнях проявления признаков агрессивности у старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента.
В
таблице №11 и гистограмме №5 отражены
результаты по повторному проведению
данной методики.
Таблица 11
Уровни
проявления ситуационно-личностных реакций
агрессивности старших
Дети с СДВГ | |||||
До коррекции | После коррекции | ||||
Ребенок | Кол-во балов | Уровни проявления признаков агрессивности | Ребенок | Кол-во балов | Уровни проявления признаков агрессивности |
1 | 118 | II уровень «ниже среднего» | 1 | 64 | I уровень
«низкий» |
2 | 107 | II уровень «ниже среднего» | 2 | 105 | II уровень «ниже среднего» |
3 | 137 | III уровень «средний» | 3 | 90 | II уровень «ниже среднего» |
4 | 113 | II уровень «ниже среднего» | 4 | 112 | II уровень «ниже среднего» |
5 | 70 | II уровень «ниже среднего» | 5 | 60 | I уровень
«низкий» |
6 | 117 | II уровень «ниже среднего» | 6 | 113 | II уровень «ниже среднего» |
7 | 65 | I уровень
«низкий» |
7 | 64 | I уровень
«низкий» |
8 | 135 | III уровень «средний» | 8 | 86 | II уровень «ниже среднего» |
По
таблице видно, что после проведения формирующего
эксперимента, не было выявлено среднего
уровня проявления признаков агрессивности.
Гистограмма
5. Уровни проявления ситуационно-личностных
реакций агрессивности до и после формирующего
эксперимента (сравнительный анализ)
В гистограмме представлен сравнительный анализ уровней проявления ситуационно- личностных реакций агрессивности до и после формирующего эксперимента, выявляющий изменения в результатах по методике у детей с СДВГ. В результате проведения коррекционных занятий у детей с СДВГ исчезли показатели среднего уровня проявления признаков агрессивности. Количество детей, показавших уровень ниже среднего, не изменилось (62,5% или 5 детей), это свидетельствует о том, что у данных детей есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Низкий уровень проявления признаков агрессивности в результате проведенной коррекционной работы повысился с 12,5% (1 ребенок) до 37,5% (3 детей). Это свидетельствует о том, что у данных детей нет опасности закрепления агрессивных реакций, дети сами могут справиться с проявлениями агрессии (см. Приложение 6, С. 113).
С
помощью последней третьей
Результаты
повторного проведения данной методики
отображены в таблице №12 и гистограмме
№6.
Таблица 12
Показатели наличия отклоняющегося поведения по количеству выявленных признаков гиперактивности
№ п/п | Дети с СДВГ | |||
До коррекции | После коррекции | |||
Кол-во выявленных признаков | Показатель | Кол-во выявленных признаков | Показатель | |
1 | 7 | отклоняющееся поведение | 5 | нормальное поведение |
2 |
8 |
отклоняющееся поведение | 5 |
нормальное поведение |
3 | 9 | отклоняющееся поведение | 6 | отклоняющееся поведение |
4 | 7 | отклоняющееся поведение | 4 | нормальное поведение |
5 | 6 | отклоняющееся поведение | 4 | нормальное поведение |
6 | 12 | отклоняющееся поведение | 7 | отклоняющееся поведение |
7 | 6 | отклоняющееся поведение | 3 | нормальное поведение |
8 | 10 | отклоняющееся поведение | 6 | отклоняющееся поведение |
В таблице представлено, как изменились результаты среди старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента. Показатель наличия отклоняющегося поведения до коррекции был выявлен у всех детей, а после коррекции – только у троих дошкольников.
Гистограмма
6. Показатели наличия отклоняющегося
поведения старших дошкольников с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью
(сравнительный анализ)
По гистограмме видно, что до формирующего эксперимента у всех детей с СДВГ (100%) наблюдалось отклоняющееся поведение, после проведения коррекционной работы отклоняющееся поведение было выявлено только у 37,5% (3 ребенка). Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ было выявлено от 6 до 16 признаков гиперактивности, таких как: ребенок часто теряет вещи, не слушает обращенную к нему речь и проявляет признаки беспокойств. После проведения специально организованных коррекционных занятий со старшими дошкольниками с СДВГ были диагностированы показатели, свидетельствующие о наличии нормального поведения, чего не наблюдалось на этапе констатирующего эксперимента. Поэтому на данном этапе появился процент детей, продемонстрировавших показатель нормального поведения и составляющих 62,5% (5 дошкольников). Такие данные говорят о том, что дети стали проявлять меньше признаков беспокойств. Дети стали лучше сосредотачивать внимание на занятиях.
Таким
образом, контрольный этап педагогического
эксперимента, целью которого являлось
выявление успешности коррекции отклонений
в эмоционально-поведенческой сфере по
разработанной системе специально организованных
занятиях посредством игры и игровых упражнений,
позволил обнаружить существенные количественные
и качественные изменения в показателях
до и после коррекции. После повторного
проведения диагностических методик результаты
у испытуемых детей с СДВГ улучшились.
Это обуславливается педагогическими
условиями, учитывающими психологические
особенности детей с СДВГ, т.е. специфику
данного нарушения, высокую утомляемость
и низкую работоспособность, гиперактивность,
отвлекаемость, недостаточную сформированность
активной функции внимания, незрелость
эмоционально-волевой сферы, а также принципы
построения коррекционно-педагогического
процесса (см. Приложение 6, С. 113).
3.4. Методические
рекомендации педагогам-дефектологам
и родителям, воспитывающим детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью