Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

 
Продолжение таблицы 9
 
II
      

4

Будем внимательн-ыми 1. Образовательные:

-развитие внимания;

- развитие навыков  общения.

2.Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательное отношение к  окружающим;

- выработка у  детей положительных черт характера,  способствующих лучшему взаимопониманию  при общении.

Коррекционные:

- коррекция мыслительных  процессов;

-способствовать  развитию психических процессов  (речи - обогащение словаря словами,  характеризующими данные эмоции;

-коррекция зрительного  восприятия.

бумажный трафарет в виде яйца; карандаши; чистые листы  - ритуальное  приветствие;

- упражнение  на развитие внимания;

- упражнение  на развитие воображения;

- подвижная игра;

- игровое   упражнение на снятие тактильных  барьеров

 
III
      

5

     Вместе  веселее 1.Образовательные 

-развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства;

- развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения.

2. Воспитательные:

-воспитывать  доброжелательное отношение к  окружающим;

-продолжать  формировать умение понимать  учебную задачу, контролировать  себя в процессе работы, добиваться  успехов.

3.Корекционные:

-Коррекция признаков  импульсивного поведения;

-Коррекция проявлений  гиперактивности 
 
 
 
 

мяч; зашумленные  картинки; картинки с изображением круга, квадрата, треугольника, овал; диск с релаксационной музыкой. - ритуальное приветствие;

-игровое упражнение  на развитие групповой сплоченности;

- упражнение  на сосредоточение внимания;

-подвижная игра;

-упражнение  на развитие умения правильно  выражать свои эмоции и чувства;

- релаксация.

Продолжение таблицы 9
       III         6 Развеселите царевну Несмеяну 1.Образовательные:

- учить переключаться  с одного эмоционального состояния  на другое;

-закреплять  представления детей об эмоциях  «радость» и «грусть»;

- продолжать  развивать умение распознавать  изображенные эмоции и объяснять  их возможные причины, изображать  их при помощи мимики и жестов;

2.Воспитательные:

-сплочение детского  коллектива;

-воспитывать  доброжелательное отношение к  окружающим;

-продолжать  формировать умение понимать  учебную задачу, контролировать  себя в процессе работы, добиваться  успехов.

3.Коррекционные:

-способствовать  развитию психических процессов  (речи - обогащение словаря словами,  характеризующими данные эмоции;

-коррекция мыслительных  операций - посредством собирания  разрезной картинки, выбора нужного  элемента из нескольких).

картинка с  изображением веселой девочки; картинка с изображением грустной девочки; колпак; корона царевны; корзина с игрушками; релаксационная музыка «Голоса леса». - игровое упражнение направленное на закрепление представлений детей об эмоциях;

- упражнение  на развитие восприятия целостного  образа;

- игровое  упражнение направленное на закрепление умения детей распознавать эмоции;

- Игра  «Развесели Царевну»

      

IV

       

7

     Лови  свои эмоции 1.Образовательные:

- развитие концентрации внимания;

- развитие двиг. контроля и навыков взаимодействия со сверстниками;

- эмоциональное развитие;

- р-тие мелкой моторики рук;

- развитие двиг. контроля и навыков взаимодействия.

2.Воспитательные:

- воспитывать доброжелатель-ное отношение к окружающим;

-  продолжать форм-ть умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

3.Коррекционные:

- снятие телесных напряжений, отражение негативных эмоций;

- активизация потребностей;

- снятие мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы

игрушки, кубики; бинт. - растяжка;

- дыхательное  упражнение;

- игровое упражнение  на развитие навыков двигательного  контроля;

- функциональное  игровое упражнение на развитие  концентрации внимания;

- коммуникативное  игровое упражнение;

- релаксация.

Продолжение таблицы 9
     6

8

     Учимся  расслабляться 1.Образовательные:

- развитие концентрации  внимания и навыков совместной  деятельности;

- развитие двигательного  контроля и навыков взаимодействия  со сверстниками;

- эмоциональное  развитие;

-формирование  произвольности, слухоречевой памяти  и межполушарного взаимодействия.

-Развитие мелкой  моторики рук;

2.Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательное отношение к  окружающим;

- продолжать  формировать умение понимать  учебную задачу, контролировать  себя в процессе работы, добиваться  успехов;

3.Коррекционные: 

- снятие  телесных напряжений, отражение  негативных эмоций;

- активизация  потребностей;

- снятие  мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

    - растяжка;

- дыхательное  упражнение;

- игровое упражнение  на развитие навыков двигательного  контроля;

- функциональное  игровое упражнение на развитие  концентрации внимания;

- когнитивное  упражнение;

- игровое упражнение  с правилами;

- релаксация

    Итого: 8 занятий

 

     Подробные конспекты коррекционных занятий  представлены в приложении (см. Приложение 5, С. 85).

     Таким образом, была разработана и апробирована система специально организованных занятий направленных на педагогическую коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений 

3.3. Эффективность работы по педагогической  коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез) 
 

    Целью формирующего этапа педагогического эксперимента являлась педагогическая коррекция отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений.

    После формирующего эксперимента был проведен контрольный   срез по тем же методикам, которые использовались в констатирующем эксперименте с целью выявления успешности коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере по разработанной системе.

    Перейдем  рассмотрению полученных результатов  до формирующего эксперимента и после в группе детей с СДВГ в сравнительном количественно-качественном анализе.

    При повторном проведении методики №1 «Оценка импульсивности у дошкольников» изучались изменения в уровнях проявления импульсивности у старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента.

     Полученные  результаты по данной методике представлены в таблице №10 и гистограмме №4. 
 
 
 
 
 

     Таблица 10

     Уровни  проявления импульсивности старших  дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента)

№ п/п Дети  с  СДВГ
До  коррекции После коррекции
Кол-во баллов        Уровни

импульсивности

Кол-во баллов        Уровни

импульсивности

1 17 высокий уровень 13 средний уровень
2 10 средний уровень 10 средний уровень
3 11 средний уровень 9 средний уровень
4 10 средний уровень 6 низкий  уровень
5 15 высокий уровень 13 средний уровень
6 12 средний уровень 6 низкий  уровень
7 14 средний уровень 6 низкий  уровень
8 18 высокий уровень 14 средний уровень

 

     Из  таблицы видно, что показатели старших  дошкольников с СДВГ значительно изменились после проведения формирующего эксперимента. 

     Гистограмма 4. Уровни проявления импульсивности до и после коррекционной работы (сравнительный анализ) 

     Из  данных гистограммы видно, что показатели по проведению данной методики перераспределились. Различия отмечаются уже на высоком  уровне проявления импульсивности, т.к. после проведения коррекционной  работы у детей старшего дошкольного  возраста с СДВГ не был выявлен  данный уровень. Количество детей, показавших средний уровень импульсивности,  не изменилось (62,5% или 5 детей), это свидетельствует о том, что у старших дошкольников было выявлено от 7 до 14 признаков проявления импульсивности.  До проведения коррекционной работы у детей с СДВГ низкого уровня импульсивности выявлено не было, а после проведения коррекционной работы количество детей показавших низкий уровень импульсивности составило 37,5% (три ребенка), это свидетельствует о том, что у старших дошкольников было выявлено от 1 до 6 признаков проявления импульсивности.

     Такие показатели указывают позитивные изменения, которые проявляются в снижении раздражительности у таких детей, частых смен настроения и отвлекаемости (см. Приложение 6, С. 113).

     С помощью методики №2 «Ребенок глазами взрослого» при повторном проведении изучались изменения в уровнях проявления признаков агрессивности у старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента.

     В таблице №11 и гистограмме №5 отражены результаты по повторному проведению данной методики. 
 
 
 
 
 
 
 

 Таблица  11

Уровни  проявления ситуационно-личностных реакций  агрессивности старших дошкольников  с синдромом дефицита внимания с  гиперактивностью (сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента)

Дети  с СДВГ
До  коррекции После коррекции
Ребенок Кол-во   балов Уровни  проявления признаков  агрессивности Ребенок Кол-во   балов Уровни  проявления признаков  агрессивности
1 118 II уровень «ниже среднего» 1 64 I уровень

«низкий»

2 107 II уровень «ниже среднего» 2 105 II уровень «ниже среднего»
3 137 III уровень «средний» 3 90 II уровень «ниже среднего»
4 113 II уровень «ниже среднего» 4 112 II уровень «ниже среднего»
5 70 II уровень «ниже среднего» 5 60 I уровень

«низкий»

6 117 II уровень «ниже среднего» 6 113 II уровень «ниже среднего»
7 65 I уровень

«низкий»

7 64 I уровень

«низкий»

8 135 III уровень «средний» 8 86 II уровень «ниже среднего»

 

      По  таблице видно, что после проведения формирующего эксперимента, не было выявлено среднего уровня проявления признаков агрессивности. 
 

     Гистограмма 5. Уровни проявления ситуационно-личностных реакций агрессивности до и после формирующего эксперимента (сравнительный анализ) 

     В гистограмме представлен  сравнительный  анализ уровней проявления ситуационно- личностных реакций агрессивности  до и после формирующего эксперимента, выявляющий изменения в результатах  по методике у детей с СДВГ. В  результате проведения коррекционных  занятий у детей с СДВГ исчезли показатели среднего уровня проявления признаков агрессивности. Количество детей, показавших уровень ниже среднего, не изменилось (62,5% или 5 детей), это свидетельствует о том, что у данных детей есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.  Низкий уровень проявления признаков агрессивности в результате проведенной коррекционной работы повысился с 12,5% (1 ребенок) до 37,5% (3 детей). Это свидетельствует о том, что  у данных детей нет опасности закрепления агрессивных реакций, дети сами могут справиться с проявлениями агрессии (см. Приложение 6, С. 113).

     С помощью последней третьей методики «Систематизированное наблюдение за ребенком» были выявлены изменения по наличию отклоняющегося поведения в процессе систематизированного наблюдения.

     Результаты  повторного проведения данной методики отображены в таблице №12 и гистограмме №6. 

Таблица 12

     Показатели  наличия отклоняющегося поведения  по количеству выявленных признаков  гиперактивности

№ п/п Дети  с СДВГ
До  коррекции После коррекции
Кол-во выявленных признаков Показатель Кол-во выявленных признаков Показатель
1 7 отклоняющееся поведение 5 нормальное  поведение
2 
8 
отклоняющееся поведение 5 
нормальное  поведение 
3              9 отклоняющееся поведение              6 отклоняющееся поведение
4 7 отклоняющееся поведение 4 нормальное  поведение
5 6 отклоняющееся поведение 4 нормальное  поведение
6 12 отклоняющееся поведение 7 отклоняющееся поведение
7 6 отклоняющееся поведение 3 нормальное  поведение
8 10 отклоняющееся поведение 6 отклоняющееся поведение
         

 

     В таблице представлено, как изменились результаты среди старших дошкольников с СДВГ после проведения формирующего эксперимента. Показатель наличия отклоняющегося поведения до коррекции был выявлен у всех детей, а после коррекции – только у троих дошкольников.

     Гистограмма 6. Показатели наличия отклоняющегося поведения старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (сравнительный анализ)  

     По  гистограмме видно, что до формирующего эксперимента у всех детей с СДВГ (100%) наблюдалось отклоняющееся поведение, после проведения коррекционной работы отклоняющееся поведение было выявлено только у 37,5% (3 ребенка). Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ было выявлено от 6 до 16 признаков гиперактивности, таких как: ребенок часто теряет вещи, не слушает обращенную к нему речь и проявляет признаки беспокойств. После проведения специально организованных коррекционных занятий со старшими дошкольниками с СДВГ были диагностированы показатели, свидетельствующие о наличии нормального поведения, чего не наблюдалось на этапе констатирующего эксперимента.  Поэтому на данном этапе появился процент детей, продемонстрировавших показатель нормального поведения и составляющих 62,5% (5 дошкольников). Такие данные говорят о том, что дети стали проявлять меньше признаков беспокойств. Дети стали лучше сосредотачивать внимание на занятиях.

     Таким образом, контрольный этап педагогического  эксперимента, целью которого являлось выявление успешности коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере по разработанной системе специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений, позволил обнаружить существенные количественные и качественные изменения в показателях до и после коррекции. После повторного проведения диагностических методик результаты у испытуемых детей с СДВГ улучшились. Это обуславливается педагогическими условиями, учитывающими психологические особенности детей с СДВГ, т.е. специфику данного нарушения, высокую утомляемость и низкую работоспособность, гиперактивность, отвлекаемость, недостаточную сформированность активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, а также принципы построения коррекционно-педагогического процесса   (см. Приложение 6, С. 113). 
 

3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 
 

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн