Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Воспитатель: - «Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Ароматно запахло яблоками. Им хочется сорвать и попробовать чудо-фрукт. Марсиане тянутся к веткам и резко срывают по яблоку. Каждый съедает яблоко. Затем все съедают по второму яблоку, затем — по третьему. Очень вкусно»!

     МИНУТА  РАЗГОВОРА:

     Воспитатель: - « Марсиане останавливаются и  прислушиваются к звукам, голосам. Им очень хочется самим поговорить, издать какие-то звуки. Разговор был  разрешен, но только на одну минуту. Каждый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ, некоторые  читают  стихотворение. Взрослый ограничивает время каким-либо сигналом (например, звуковой игрушкой)».

     ПЕРВЫЕ  СЛОВА:

     Воспитатель:-« Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трех земных слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет», «Да», «Я». Слово «нет» звучит тихо, затем становится все более громким. Слово «да» произносится громко (как крик), но постепенно — все тише и тише. Слово «Я» все говорят тихо, ударяя себя ладонью в грудь, потом это слово произносится все громче и громче».

     ПУГАЮЩАЯ  ВСТРЕЧА:

     Воспитатель: - «На крики марсиан сбегаются  животные и люди Земли. Марсиане останавливаются  и готовятся к встрече. Им эта  встреча кажется опасной, и они  решают напугать землян. По сигналу (взрослый использует звуковой сигнал) все марсиане отходят друг от друга и начинают устрашающе кричать, топать ногами и  махать руками. Земляне с удивлением смотрят на пришельцев. Тогда марсиане производят пугающие движения еще раз. Земляне продолжают удивляться их энергичным действиям».

     СМЕШНАЯ ГАЗИРОВКА:

     Воспитатель: - «Землянам показалось, что пришельцы  хотят пить, и они дают каждому  бутылку газировки. Марсиане первый раз пробуют ароматный напиток. Одним глотком они выпивают все  и ощущают воздушные пузырьки внутри себя. Пришельцам это кажется  странным, и они хотят прогнать эти пузырьки прочь. Как будто  содержимое бутылки шампанского  хочет вырваться наружу, выбив  пробку из бутылки. Пузырьки поднимаются  от ног к рукам, животу, груди, становятся все сильнее и шипучее. Под  звук «бух» воздух вылетает через  антенну у марсиан на макушке. Еще раз «бух», и последний  раз «бух». Марсианам становится смешно, они дружно смеются. Смех становится все громче и громче. Вместе с  ними одну минуту смеются и земляне (взрослый вводит звуковой сигнал —  временной ограничитель)».

 

     ДОБРЫЕ  ПРИВЕТСТВИЯ:  Воспитатель: - «Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делая вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Марсианам хочется поприветствовать всех представителей Земли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а животных ласково гладят.

     Взрослый  предлагает передавать движение по кругу, называя представителя земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др. Так и подружились марсиане с землянами». 

     ПРАВИЛА ДЛЯ МАРСИАН:

     Взрослый  предлагает детям оказать помощь марсианам. Им нужно подсказать, что  на планете Земля является для  них опасным. Каждый должен записать три требования (правила) на отдельном  листочке и положить этот листочек в шкатулку.

     После того как все выполнят данное задание, взрослый перемешивает записки и  потом зачитывает их вслух. Правила  отбираются общим голосованием и  оформляются на отдельном листе  под названием «Правила для марсиан». 

     III. Заключительная часть 

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть? 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий происходит снижение уровня агрессии, дети учатся контролировать свои эмоции , вырабатывать и подчиняться правилам. 
 
 
 
 

     Занятие №3 на тему «Положительные эмоции» 

        Цель: развитие положительного эмоционального состояния. 

        Задачи:

    Образовательные:

  • развивать внимание, память, воображение;

    Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки;

      Коррекционные:

  • способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния;
  • развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение.
 

     Материалы:  магнитофон, аудиокассеты  с записью музыки. 
Мелкие предметы 3–4 коробочки. Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
 

                                             Ход занятия 

     I. Вводная часть 

     Ритуальное  приветствие: дети становятся в круг, держась за руки. Произносим все хором: “Всем, всем добрый день, мы очень рады встрече!” 

     II. Основная часть 

     1.Упражнение  «Тройки». Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.). Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук. Можно повторить это упражнение  2–3 раза. 

       2.Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного» зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка». Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга. Рисунки сравниваются, обсуждаются. 

       3.Игра «Паровозик».

     Дети  садятся в «паровозик», он двигается  по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол.  
Можно повторить эту игру 2–3 раза.

     В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер,  кому как хочется,  и  отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья». 

     III. Заключительная часть

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть? 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий  у детей развивается положительное эмоциональное  состояние. Также развиваются коммуникативные навыки, мимика, пантомимика.  

     Занятие №4 на тему «Умеем правильно общаться» 

     Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания. 

     Задачи:

     Образовательные:

  • развитие внимания;
  • развитие навыков общения.

    Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

      Коррекционные:

  • Коррекция мыслительных процессов;
  • способствовать развитию психических процессов (речи - обогащение словаря словами, характеризующими данные эмоции;
  • коррекция зрительного восприятия.
 

     Материалы: бумажный трафарет в виде яйца; карандаши; чистые листы  
 
 

     Ход занятия 

     I. Вводная часть 

       Ритуальное приветствие:

     - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

     - Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

     - Доброе утро, всем нам! (все разводят  руки в стороны, затем опускают). 

     II. Основная часть 

     1.Упражнение  «Ищи безостановочно». 

     Воспитатель : «Ребята, а теперь проверим на сколько вы внимательны, сейчас мы с вами поиграем»

     В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя  как  можно  больше  предметов  одного и того же цвета (размера, формы). 

     2.Упражнение  «Волшебное яйцо».

       Каждому ребенку дается трафарет в  виде  яйца,  который  обводится  на листе  бумаги.  Затем  детям  предлагается  дорисовать  овал,   так,   чтобы получился  новый  предмет.  В  конце  занятия  можно  организовать  выставку рисунков.

        Если предложить ребенку дорисовать  несколько овалов, так чтобы получились  разные предметы, то это будет  способствовать развитию  гибкости  и  беглости мышления. 
 
 

     3.Упражнение  «Маленькие обезьянки»

     Каждый  из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает  какую-то  позу. Один из играющих, поглядев на них  40-50  сек.,  копирует  позу  каждого,  а остальные стоят спокойно. 

     4.Упражнение  «Бывает - не бывает».

     Воспитатель: «Ребята сейчас я вам буду говорить предложения а вы слушайте их внимательно, если это бывает – вы  хлопаете  в ладоши, не бывает – топаете ногами».

     «Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка  варится. Кошка  по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку.  Домик  девочку рисует». 

     5.Упражнение  «Бип».

     Дети  сидят на стульях. Водящий с закрытыми  глазами ходит по  кругу, садится  на колени к детям и угадывает  на ком сидит. Если  угадал  правильно, то кого назвали, говорит «Бип». 

     III. Заключительная часть

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть? 

       «Ритуал прощания».

     Дети  стоят в кругу, передавая мяч  друг другу со словами “Спасибо, до свидания”. 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: образовательные, воспитательные, коррекционные . При систематическом выполнении заданий  у детей развивается положительное эмоциональное  состояние. Также развиваются мыслительные процессы, такие как внимание воображение. Дети учатся общаться друг с другом. 

     Занятие №5  на тему «Вместе веселее» 

     Цель:  развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности, коррекция проявлений импульсивности.  

     Задачи:

    Образовательные:

  • развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности;
  • развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства;
  • развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения.

     Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн