Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Корекционные:
Материалы:
мяч; зашумленные картинки; картинки с
изображением круга, квадрата, треугольника,
овал; диск с релаксационной музыкой.
Ход
занятия
I.
Вводная часть
Ритуальное приветствие:- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
-
Доброе утро, всем нам! (все разводят
руки в стороны, затем
II.
Основная часть
Упражнение 1. “Назови своё имя” (“Снежный ком” с мячом).
Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь, называет имя первого и своё. Игра по кругу.
-
Хорошо, молодцы, ребята.
Упражнение 2. “Зашумованные картинки”. Найти и перечислить все изображенные предметы на картинках. Как можно одним словом назвать каждую группу предметов? (овощи, фрукты, животные – дикие и домашние, игрушки, мебель, посуда).
-
Молодцы, вы правильно назвали
все группы.
Упражнение 3. “Эталоны”. Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
-
Ребята, будьте внимательны. Смотрите
на фигурку и находите предмет
на неё похожий. Хорошо, вы все
справились с заданием
Упражнение 4. “Тропинка”.
Дети
берутся за руки и двигаются по
кругу в правую, затем в левую
сторону. По команде “тропинка” дети
становятся друг за другом, кладут руки
на плечи впереди стоящего, приседают,
чуть наклоняя голову. По команде “копна”
все дети игры направляются к центру круга,
выставив руки вперёд. По команде “кочки”
приседают, положив руки на голову. Эти
задания чередуются.
Упражнение 5. “Настроение по цвету”.
–
Спасибо, вы сегодня хорошо занимались,
я рада за вас. Мне хочется подарить
вам на память бумажные сердечки с
вашими именами. Вы можете их раскрасить
любым цветом, каким захотите.
III.
Заключительная часть
Этюд “Факиры”. Дети сидят на полу, скрестив ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, “Факиры” отдыхают.
Рефлексия.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- В чем вы затруднялись?
- Может быть, что-то не понравилось?
- В какие игры вы бы хотели еще поиграть?
Ритуал
прощания. Дети стоят в кругу, передавая
мяч друг другу со словами “Спасибо,
до свидания”.
Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: образовательные, воспитательные, коррекционные. При систематическом выполнении заданий осуществляется профилактика эмоционально – поведенческих проблем дошкольников. У детей формируются положительные черты характера, способствующие развитию общения со взрослыми и сверстниками, развивается умение правильно выражать свои эмоции. Дети с удовольствием выполняют упражнения совместно с педагогом.
Занятие
№6 на тему «Развеселите
царевну Несмеяну»
Цель:
тренировка смены эмоциональных состояний.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Коррекционные:
Материалы:
письмо от Царя Сердце; картинка с изображением
веселой девочки; картинка с изображением
грустной девочки; колпак; корона царевны;
корзина с игрушками; релаксационная музыка
«Голоса леса».
Ход занятия
I.
Вводная часть
Первый воспитатель в роли феи встречает и приветствует детей. Спрашивает, готовы ли они отправиться в путешествие по волшебной Стране Чувств?
Дети приветствуют фею и соглашаются идти в путешествие.
Ритуал входа в сказку
Звучит
запись «Голоса леса». Дети идут по
кабинету друг за другом, взявшись за руки
и преодолевая различные
II.
Основная часть
Фея
предлагает детям отдохнуть на поляне.
Все садятся на ковер. Она читает
письмо от царя Сердце. В этом письме
говорится о том, что дети уже
знакомы с его слугами Радостью
и Грустью. У царя есть дочь. Она
раньше дружила с Радостью и звали
ее Смеяна. Но потом она подружилась с
Грустью и её стали называть Несмеяна.
Царь просит детей помочь ему развеселить
царевну.
Затем фея задает вопросы по письму: как
звали царевну? Почему у нее было такое
имя? С кем она дружила? Что она любила
делать? С кем она подружилась потом? Какой
она стала? Почему теперь ее зовут Несмеяна?
2. Упражнение «Собери фотографию»
Фея
предлагает узнать, как выглядела
царевна раньше. Для этого нужно
собрать фотографию – разрезную
картинку. Задает вопросы: кто изображен
на картинке? Что делает девочка? Как
вы догадались, что она радостная?
А когда вы радуетесь и веселитесь? Покажите,
как вы радуетесь, когда вам дарят подарок,
идете в гости, когда вас хвалят?
Дети приводят примеры из личного опыта
и изображают радость при помощи мимики
и жестов. Если они затрудняются, то фея
приводит свои примеры и хвалит детей
за старание.
3. Упражнение «Найди грустную девочку»
Фея
предлагает детям выбрать из нескольких
карточек ту, на которой царевна
дружит с Грустью. Затем задает вопросы:
как вы догадались, что эта девочка
дружит с грустью? А когда вы грустите?
Покажите, как вы умеете грустить?
Дети приводят примеры, изображают грусть.
В случае затруднения фея приводит свои
примеры, помогает им. Выделяет тех детей,
у которых получается лучше, чем у остальных.
4. Игра «Развеселим царевну»
Выходит
второй воспитатель, переодетый в костюм
царевны. Она сидит и плачет. Рядом
лежит корзина, вокруг разбросаны игрушки.
Фея просит детей догадаться о
причинах грусти царевны. Затем ребята
помогают ей собрать игрушки. Царевна
перестает плакать и благодарит
их. Фея спрашивает, как еще можно
развеселить Несмеяну? Дети предлагают
свои варианты (пощекотать, рассказать
смешную историю, подарить подарок и т.д.).
Царевна смеется. После чего просит их
показать, какой она была, когда грустила,
затем, какой стала теперь. Повторить 3
раза.
Фея благодарит всех за помощь.
III.
Заключительная часть
Ритуал выхода из сказки.
Под
ту же запись дети выполняют те же задания
что и в ритуале входа.
Упражнение «Мои впечатления»
Все
сидят на ковре. Фея просит детей
сказать, понравилось ли им занятие?
Что запомнилось больше всего? Что
не понравилось? Хотят ли они еще
путешествовать в волшебную Страну
Чувств и познакомиться с другими
слугами царя Сердца?
Вывод:
в ходе занятия были решены все поставленные
задачи: образовательные, воспитательные,
коррекционные. При систематическом выполнении
заданий осуществляется профилактика
эмоционально – поведенческих проблем
дошкольников. У детей формируется умение
различать эмоции по выражению лица человека.
Дети с удовольствием выполняют упражнения
совместно с педагогом.
Занятие
№7 на тему «Лови
свои эмоции»
Цель:
коррекция гиперактивного поведения,
коррекция признаков импульсивности.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Коррекционные:
Материалы:
игрушки, кубики; бинт.
Ход
занятия
I.
Вводная часть
Растяжка "Дерево".
Дети
садятся на корточки. Им предлагается
спрятать голову в колени, колени обхватить
руками. Это семечко, которое постепенно
прорастает и превращается в дерево.
Пусть ребенок медленно поднимается
на ноги, затем распрямляет туловище,
вытягивает руки вверх. Затем нужно
напрячь мышцы тела и вытянуть его
вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает
тело, имитируя дерево.
II.
Основная часть
Дыхательное упражнение.
И.п.
- сидя на коленях или на пятках, ноги
вместе. Прямые руки расставлены в
стороны параллельно полу. Кисти
сжаты в кулаки, кроме больших
пальцев, вытянутых вовне. С вдохом
поворачивать руки большими пальцами
вверх; с выдохом - вниз.
Упражнение "Лягушка".
Положить
руки на пол (стол). Одна рука сжата в
кулак, другая лежит на плоскости
стола (ладошка). Одновременно менять
положение рук. Усложнение упражнения
состоит в ускорении.
Упражнение "Змейки".
Воспитатель предлагает
Упражнение "Замок".
В
последующем возможно выполнение упражнения
в парах.
Скрестить руки ладонями друг к другу,
сцепить пальцы в замок, вывернуть руки
к себе. Двигать пальцем, который укажет
ведущий. Палец должен двигаться точно
и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться
к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении
должны участвовать все пальцы обеих рук.
В дальнейшем дети могут выполнять упражнение
в парах.