Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

    Корекционные:

  • Коррекция признаков импульсивного поведения
  • Коррекция проявлений гиперактивности
 

     Материалы: мяч; зашумленные картинки; картинки с изображением круга, квадрата, треугольника, овал; диск с релаксационной музыкой. 

     Ход занятия 

     I. Вводная часть 

     Ритуальное  приветствие:- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

     - Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

     - Доброе утро, всем нам! (все разводят  руки в стороны, затем опускают). 

     II. Основная часть 

     Упражнение 1. “Назови своё имя” (“Снежный ком” с мячом).

     Первый  ребёнок называет своё имя, передавая  мяч другому, а тот в свою очередь, называет имя первого и своё. Игра по кругу.

     - Хорошо, молодцы, ребята. 

     Упражнение 2. “Зашумованные картинки”. Найти и перечислить все изображенные предметы на картинках. Как можно одним словом назвать каждую группу предметов? (овощи, фрукты, животные – дикие и домашние, игрушки, мебель, посуда).

     - Молодцы, вы правильно назвали  все группы. 

     Упражнение 3. “Эталоны”. Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

     - Ребята, будьте внимательны. Смотрите  на фигурку и находите предмет  на неё похожий. Хорошо, вы все  справились с заданием правильно. 

     Упражнение 4. “Тропинка”.

     Дети  берутся за руки и двигаются по кругу в правую, затем в левую  сторону. По команде “тропинка” дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде “копна” все дети игры направляются к центру круга, выставив руки вперёд. По команде “кочки” приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются. 

     Упражнение 5. “Настроение по цвету”.

     – Спасибо, вы сегодня хорошо занимались, я рада за вас. Мне хочется подарить вам на память бумажные сердечки с  вашими именами. Вы можете их раскрасить любым цветом, каким захотите. 

     III. Заключительная часть 

     Этюд  “Факиры”. Дети сидят на полу, скрестив ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, “Факиры” отдыхают.

     Рефлексия.

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть?

     Ритуал  прощания. Дети стоят в кругу, передавая  мяч друг другу со словами “Спасибо, до свидания”. 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: образовательные, воспитательные, коррекционные. При систематическом выполнении заданий осуществляется профилактика эмоционально – поведенческих проблем дошкольников. У детей формируются положительные черты характера, способствующие развитию общения со взрослыми и сверстниками, развивается умение правильно выражать свои эмоции.  Дети с удовольствием выполняют упражнения совместно с педагогом.

     Занятие №6 на тему «Развеселите царевну Несмеяну» 

     Цель: тренировка смены эмоциональных состояний. 

     Задачи:

    Образовательные:

  • учить переключаться с одного эмоционального состояния на другое;
  • закреплять представления детей об эмоциях «радость» и «грусть»;
  • продолжать развивать умение распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины, изображать их при помощи мимики и жестов;

    Воспитательные:

  • сплочение детского коллектива;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.

    Коррекционные:

  • способствовать развитию психических процессов (речи - обогащение словаря словами, характеризующими данные эмоции;
  • коррекция мыслительных операций - посредством собирания разрезной картинки, выбора нужного элемента из нескольких). 
     

     Материалы: письмо от Царя Сердце; картинка с изображением веселой девочки; картинка с изображением грустной девочки; колпак; корона царевны; корзина с игрушками; релаксационная музыка «Голоса леса». 

     Ход занятия

     I. Вводная часть 

     Первый  воспитатель в роли феи встречает  и приветствует детей. Спрашивает, готовы ли они отправиться в путешествие  по волшебной Стране Чувств?

     Дети  приветствуют фею и соглашаются  идти в путешествие.  

     Ритуал  входа в сказку

     Звучит  запись «Голоса леса». Дети идут по кабинету друг за другом, взявшись за руки и преодолевая различные препятствия: перепрыгивают через ямы (3 прыжка вперед), отгоняют комаров (хлопают  в ладоши над головой), пролезают  под упавшим деревом (идут, наклоняясь вперед). Те, кто справился с заданием раньше, помогают остальным. 

     II. Основная часть    

     
  1. Упражнение  «Письмо»

     Фея предлагает детям отдохнуть на поляне. Все садятся на ковер. Она читает письмо от царя Сердце. В этом письме говорится о том, что дети уже  знакомы с его слугами Радостью и Грустью. У царя есть дочь. Она  раньше дружила с Радостью и звали ее Смеяна. Но потом она подружилась с Грустью и её стали называть Несмеяна. Царь просит детей помочь ему развеселить  царевну.  
  Затем фея задает вопросы по письму: как звали царевну? Почему у нее было такое имя? С кем она дружила? Что она любила делать? С кем она подружилась потом? Какой она стала? Почему теперь ее зовут Несмеяна?
 

     2. Упражнение  «Собери фотографию»

     Фея предлагает узнать, как выглядела  царевна раньше. Для этого нужно  собрать фотографию – разрезную  картинку. Задает вопросы: кто изображен  на картинке? Что делает девочка? Как  вы догадались, что она радостная? А когда вы радуетесь и веселитесь? Покажите, как вы радуетесь, когда вам дарят подарок, идете в гости, когда вас хвалят? 
 Дети приводят примеры из личного опыта и изображают радость при помощи мимики и жестов. Если они затрудняются, то фея приводит свои примеры и хвалит детей за старание.
 

     3. Упражнение «Найди  грустную девочку»

     Фея предлагает детям выбрать из нескольких карточек ту, на которой царевна  дружит с Грустью. Затем задает вопросы: как вы догадались, что эта девочка  дружит с грустью? А когда вы грустите? Покажите, как вы  умеете грустить? 
  Дети приводят примеры, изображают грусть. В случае затруднения фея приводит свои примеры, помогает им. Выделяет тех детей, у которых получается  лучше, чем  у  остальных. 
 

     4. Игра «Развеселим  царевну»

     Выходит второй воспитатель, переодетый в костюм царевны. Она сидит и плачет. Рядом  лежит корзина, вокруг разбросаны игрушки. Фея просит детей догадаться о  причинах грусти царевны. Затем ребята помогают ей собрать игрушки. Царевна  перестает плакать и благодарит их. Фея спрашивает, как еще можно  развеселить Несмеяну? Дети предлагают свои варианты (пощекотать, рассказать смешную историю, подарить подарок и т.д.). Царевна смеется. После чего просит их показать, какой она была, когда грустила, затем, какой стала теперь. Повторить 3 раза. 
Фея благодарит всех за помощь.
 

     III. Заключительная часть 

     Ритуал  выхода  из сказки.

     Под ту же запись дети выполняют те же задания  что и в ритуале входа. 

     Упражнение  «Мои впечатления»

     Все сидят на ковре. Фея просит детей  сказать, понравилось ли им занятие? Что запомнилось больше всего? Что  не понравилось? Хотят ли они еще  путешествовать в волшебную Страну Чувств и познакомиться с другими  слугами царя Сердца? 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: образовательные, воспитательные, коррекционные. При систематическом выполнении заданий осуществляется профилактика эмоционально – поведенческих проблем дошкольников. У детей формируется умение различать эмоции по выражению лица человека. Дети с удовольствием выполняют упражнения совместно с педагогом. 

     Занятие №7  на тему «Лови свои эмоции» 

     Цель: коррекция гиперактивного поведения, коррекция признаков импульсивности. 

     Задачи:

    Образовательные:

  • развитие концентрации внимания;
  • развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками;
  • эмоциональное развитие;
  • развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками;
  • Развитие мелкой моторики рук;

    Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов;

    Коррекционные:

  • снятие  телесных напряжений, отражение негативных эмоций;
  • активизация потребностей;
  • снятие  мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.
 

     Материалы: игрушки, кубики; бинт. 

     Ход занятия 

     I. Вводная часть 

     Растяжка "Дерево".

     Дети  садятся на корточки. Им предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить  руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребенок медленно поднимается  на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно  напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.  

     II. Основная часть 

     Дыхательное упражнение.

     И.п. - сидя на коленях или на пятках, ноги вместе. Прямые руки расставлены в  стороны параллельно полу. Кисти  сжаты в кулаки, кроме больших  пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом - вниз. 

     Упражнение "Лягушка".

     Положить  руки на пол (стол). Одна рука сжата в  кулак, другая лежит на плоскости  стола (ладошка). Одновременно  менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. 

     Упражнение "Змейки".

       Воспитатель предлагает ребенку  представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут  двигаться-извиваться, вращаясь направо,  налево, снизу вверх и сверху  вниз. При двуручном выполнении  ладони сначала "смотрят"  от ребенка, потом-друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки). 

     Упражнение "Замок".

     В последующем возможно выполнение упражнения в парах. 
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
 

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн