Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное – разрушено.
Перейдем
к рассмотрению результатов экспериментального
исследования по методике №1 «Оценка импульсивности»,
которые занесены в таблицу №6
Таблица 6
Уровни проявления импульсивности старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками
№ п/п | Группы детей | |||
Дети с нормой | Дети с СДВГ | |||
Кол-во
баллов |
Уровни импульсивности | Кол-во баллов |
Уровни
импульсивности | |
1 | 6 | низкий уровень | 17 | высокий уровень |
2 | 5 | низкий уровень | 10 | средний уровень |
3 | 4 | низкий уровень | 11 | средний уровень |
4 | 10 | средний уровень | 10 | средний уровень |
5 | 3 | низкий уровень | 15 | высокий уровень |
6 | 7 | средний уровень | 12 | средний уровень |
7 | 6 | низкий уровень | 14 | средний уровень |
8 | 6 | низкий уровень | 18 | высокий уровень |
Из данных представленных в таблице видно, что у старших дошкольников с СДВГ количество набранных баллов выше, чем у их нормально развивающихся сверстников, что свидетельствует о повышенном уровне импульсивности.
Сравнительный анализ исследования проявления импульсивности у старших дошкольников с СДВГ и нормально развивающихся сверстников представлен в гистограмме №1.
Гистограмма
1. Сравнительный анализ исследования
проявления импульсивности у старших
дошкольников с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью и нормально развивающихся
сверстников
Из приведенной гистограммы можно сделать вывод о том, что дети с СДВГ в количестве 5 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 62,5%, соответствуют среднему уровню проявления импульсивности; это свидетельствует о том, что у старших дошкольников с СДВГ было выявлено от 7 до 14 признаков, соответствующих импульсивному поведению, таких как: плохо запоминает словесную инструкцию; не может долго сосредотачивать внимание, повышенная отвлекаемость на занятиях. Высокому уровню проявления импульсивности соответствует 3 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 37,5%, это свидетельствует о том, что детей было выявлено от 15 до 20 признаков проявления импульсивности, таких как: требует к себе внимания; не хочет ждать, легко забывает поручения старших. Также в отношении нормально развивающихся детей можно сделать вывод, о том, что 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75%, соответствуют низкому уровню проявления импульсивности; это свидетельствует о том, что у старших дошкольников с нормой развития было выявлено от 1 до 6 признаков, таких как: часто меняется настроение, излишне самоуверен (см. Приложение 4, С. 84). Среднему уровню соответствует 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25%, у данных детей было выявлено от 7 до 14 признаков проявления импульсивности, таких как плохо запоминает словесную инструкцию; не может долго сосредотачивать внимание, повышенная отвлекаемость на занятиях.
Далее была проведена диагностическая методика №2, направленная на выявление уровня проявления ситуационно-личностных реакций агрессивности детей.
Результаты
по данной методике представлены в таблице
№7.
Таблица 7
Уровни проявления ситуационно-личностных реакций агрессивности старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися
сверстниками
Группы детей | |||||
Дети с нормой развития | Дети с СДВГ | ||||
Ребенок | Кол-во баллов | Уровни проявления признаков агрессивности | Ребенок | Кол-во балов | Уровни проявления признаков агрессивности |
1 | 77 | II уровень «ниже среднего» | 1 | 118 | II уровень «ниже среднего» |
2 | 53 | I уровень «низкий» | 2 | 107 | II уровень «ниже
среднего» |
Продолжение таблицы 7 | |||||
3 | 74 | II уровень «ниже среднего» | 3 | 137 | III уровень «средний» |
4 | 28 | I уровень «низкий» | 4 | 113 | II уровень «ниже среднего» |
5 | 45 | I уровень «низкий» | 5 | 70 | II уровень «ниже среднего» |
6 | 32 | I уровень «низкий» | 6 | 117 | II уровень «ниже среднего» |
7 | 48 | Iуровень «низкий» | 7 | 65 | I уровень
«низкий» |
8 | 39 | I уровень «низкий» | 8 | 135 | III уровень «средний» |
Анализ анкетирования родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, позволил выделить следующие категории ответов:
- нет проявлений агрессивности;
- проявления агрессивности наблюдаются иногда;
- часто проявляется агрессия;
- почти всегда проявляется агрессия;
- непрерывно проявляется агрессия (см. Приложение 4, С. 84).
Из полученных ответов, можно сделать вывод о том, что большинство родителей, воспитывающих детей с СДВГ, выделяют такие признаки агрессивности как: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).
Анализ анкетирования родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, позволил выделить следующие категории ответов:
-нет проявлений агрессивности;
-проявления агрессивности наблюдаются иногда;
-часто проявляется (см. Приложение 4, С. 84).
Из полученных ответов, можно сделать вывод о том, что большинство родителей в своих детях выделяют такие признаки агрессивности, как: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакции на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальную (словесная) агрессию (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).
Сравнительный анализ проявления агрессивности у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивность и их нормально развивающихся сверстников представлен в гистограмме №2.
Гистограмма 2. Сравнительный анализ проявления признаков агрессивности у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников
Из приведенной гистограммы можно сделать вывод о том, что дети с СДВГ в количестве 1 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5% и соответствуют I уровню «низкий», проявления признаков агрессивности, т.е. у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; 5 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 62,5% , соответствуют II уровню «ниже среднего» проявления признаков агрессивности, т.е. есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением; и 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25% , соответствуют III уровню «средний» проявления признаков агрессивности, т.е. ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Также в отношении нормально развивающихся детей можно сделать вывод, о том, что 6 детей из 8, что в процентном соотношении, составляет 75% и соответствуют I уровню «низкий», проявления признаков агрессивности, т.е. у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; и 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25% , соответствуют II уровню «ниже среднего» проявления признаков агрессивности, т.е. есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Перейдем
к рассмотрению результатов исследования
отклоняющегося поведения ребенка посредством
систематизированного наблюдения по методике
№3, отраженные в таблице №8.
Таблица 8
Показатели наличия отклоняющегося поведения по количеству выявленных признаков гиперактивности
№ п/п | Группы детей | |||
Дети с нормой развития | Дети с СДВГ | |||
Кол-во выявленных признаков | Показатель | Кол-во выявленных признаков | Показатель | |
1 | 4 | нормальное поведение | 7 | отклоняющееся поведение |
2 | 5 | нормальное поведение | 8 | отклоняющееся поведение |
3 |
5 | нормальное поведение | 9 | отклоняющееся поведение |
4 | 3 | нормальное поведение | 7 | отклоняющееся поведение |
5 | 2 | нормальное поведение | 6 | отклоняющееся поведение |
6 | 4 | отклоняющееся поведение | 12 | отклоняющееся поведение |
7 | 3 | нормальное поведение | 6 | отклоняющееся поведение |
8 | 6 | отклоняющееся поведение | 10 | отклоняющееся поведение |