Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Спокойная обстановка, наставления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных  детей становится успешной. Эмоции  средней интенсивности могут  ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального  фона деятельность может быть полностью  дезорганизована, а все только что  усвоенное – разрушено.   

     Перейдем  к рассмотрению результатов экспериментального исследования по методике №1 «Оценка импульсивности», которые занесены в таблицу №6                                                          

         Таблица 6

     Уровни проявления импульсивности старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками

№ п/п Группы  детей
Дети  с нормой Дети  с СДВГ
Кол-во

баллов

       Уровни импульсивности Кол-во баллов        Уровни

импульсивности

1 6 низкий уровень 17 высокий уровень
2 5 низкий уровень 10 средний уровень
3 4 низкий уровень 11 средний уровень
4 10 средний уровень 10 средний уровень
5 3 низкий уровень 15 высокий уровень
6 7 средний уровень 12 средний уровень
7 6 низкий уровень 14 средний уровень
8 6 низкий уровень 18 высокий уровень

 

     Из  данных представленных в таблице  видно, что у старших дошкольников с СДВГ количество набранных баллов выше, чем  у их нормально развивающихся  сверстников, что свидетельствует  о повышенном уровне импульсивности.

     Сравнительный анализ исследования проявления импульсивности у старших дошкольников с СДВГ и нормально развивающихся сверстников представлен в гистограмме №1.

      

     Гистограмма 1. Сравнительный анализ исследования проявления импульсивности у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нормально развивающихся сверстников 

     Из  приведенной гистограммы можно  сделать вывод о том, что дети с СДВГ в количестве 5 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 62,5%, соответствуют среднему уровню  проявления импульсивности; это свидетельствует о том, что у старших дошкольников с СДВГ было выявлено от 7 до 14 признаков, соответствующих импульсивному поведению, таких как: плохо запоминает словесную инструкцию; не может долго сосредотачивать внимание, повышенная отвлекаемость на занятиях. Высокому уровню проявления импульсивности соответствует 3 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 37,5%, это свидетельствует о том, что детей было выявлено от 15 до 20 признаков проявления импульсивности, таких как: требует к себе внимания; не хочет ждать, легко забывает поручения старших. Также в отношении нормально развивающихся детей можно сделать вывод, о том, что 6 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 75%, соответствуют низкому уровню проявления импульсивности; это свидетельствует о том, что у старших дошкольников с нормой развития было выявлено от 1 до 6 признаков, таких как: часто меняется настроение, излишне самоуверен (см. Приложение 4, С. 84). Среднему уровню соответствует 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25%, у данных детей было выявлено от 7 до 14 признаков проявления импульсивности, таких как плохо запоминает словесную инструкцию; не может долго сосредотачивать внимание, повышенная отвлекаемость на занятиях.

     Далее была проведена диагностическая  методика №2, направленная на выявление уровня проявления ситуационно-личностных реакций агрессивности детей.

     Результаты  по данной методике представлены в таблице №7. 

     Таблица 7

Уровни  проявления ситуационно-личностных реакций  агрессивности старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с их нормально развивающимися

сверстниками

Группы  детей
Дети  с нормой развития            Дети с СДВГ
Ребенок Кол-во баллов Уровни  проявления признаков  агрессивности Ребенок Кол-во   балов Уровни  проявления признаков  агрессивности
1 77 II уровень «ниже среднего» 1 118 II уровень «ниже среднего»
2 53 I уровень «низкий» 2 107 II уровень «ниже среднего» 
 
 
 
Продолжение таблицы 7
       3 74 II уровень «ниже среднего»          3 137 III уровень «средний»
       4 28 I уровень «низкий»          4 113 II уровень «ниже среднего»
       5 45 I уровень «низкий»          5       70 II уровень «ниже среднего»
       6 32 I уровень «низкий»         6 117 II уровень «ниже среднего»
       7 48 Iуровень «низкий»         7 65 I уровень

«низкий»

       8 39 I уровень «низкий»         8 135 III уровень «средний»

 

     Анализ анкетирования родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, позволил выделить следующие категории ответов:

     - нет проявлений агрессивности;

     - проявления агрессивности наблюдаются иногда;

     - часто проявляется агрессия;

     - почти всегда проявляется агрессия;

     - непрерывно проявляется агрессия (см. Приложение 4, С. 84).

     Из  полученных ответов, можно сделать вывод о том, что большинство родителей, воспитывающих детей с СДВГ, выделяют такие признаки агрессивности как: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакция на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальная (словесная) агрессия (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).

    Анализ анкетирования родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, позволил выделить следующие категории ответов:

     -нет проявлений агрессивности;

     -проявления агрессивности наблюдаются иногда;

     -часто проявляется (см. Приложение 4, С. 84).

     Из  полученных ответов, можно сделать вывод о том, что большинство родителей в своих детях выделяют такие признаки агрессивности, как: внешние проявления (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивность (чувствительность к агрессии других), реакции на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальную (словесная) агрессию (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).

  Сравнительный анализ проявления агрессивности у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивность и их нормально развивающихся сверстников представлен в гистограмме №2.

      

     Гистограмма 2.  Сравнительный анализ проявления признаков агрессивности у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников

                                                               

     Из  приведенной гистограммы  можно  сделать вывод о том, что дети с СДВГ в количестве 1 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5% и соответствуют I уровню «низкий», проявления признаков агрессивности, т.е. у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; 5 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 62,5% , соответствуют II уровню «ниже среднего» проявления признаков агрессивности, т.е. есть опасность закрепления  агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным  поведением; и 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25% , соответствуют III уровню «средний» проявления признаков  агрессивности, т.е. ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Также в отношении нормально развивающихся детей можно сделать вывод, о том, что 6 детей из 8, что в процентном соотношении, составляет 75% и соответствуют I уровню «низкий», проявления признаков агрессивности, т.е. у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; и 2 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 25% ,  соответствуют II уровню «ниже среднего» проявления признаков агрессивности, т.е. есть опасность закрепления  агрессивных   реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным  поведением.

     Перейдем  к рассмотрению результатов исследования отклоняющегося поведения ребенка посредством систематизированного наблюдения по методике №3, отраженные в таблице №8. 
 
 
 
 

     Таблица 8

     Показатели наличия отклоняющегося поведения по количеству выявленных признаков гиперактивности

№ п/п Группы  детей
Дети  с нормой развития Дети  с СДВГ
Кол-во выявленных признаков Показатель Кол-во выявленных признаков Показатель
1 4 нормальное  поведение 7 отклоняющееся поведение
2 5 нормальное  поведение 8 отклоняющееся поведение
 
3
5 нормальное  поведение 9 отклоняющееся поведение
4 3 нормальное  поведение 7 отклоняющееся поведение
5 2 нормальное  поведение 6 отклоняющееся поведение
6 4 отклоняющееся поведение 12 отклоняющееся поведение
7 3 нормальное  поведение 6 отклоняющееся поведение
8 6 отклоняющееся поведение 10 отклоняющееся поведение
         

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн