Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Расстройства  кратковременной памяти могут обнаруживаться в уменьшении объема запоминания, повышенной тормозимости посторонними раздражителями, замедленном запоминании.  При этом  усиление мотивации или организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции в отношении памяти [37, С. 18-23].

     В старшем дошкольном возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в пять - семь лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Помимо заикания выделяют и болтливость данной категории детей [26, С. 89-94].

     Также наблюдается повышенная переключаемость с одной деятельности на другую, она происходит непроизвольно. Ребенок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные  стимулы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности  осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно.

     Основные  проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно неуправляема ни взрослыми, ни сверстниками [38, С. 14-17]. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста.

     Также в области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Кроме того, отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается  на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно скоординированные движения, которые мы наблюдаем у его здоровых сверстников (в процессе самообслуживания, в игре, рисовании и письме, физических упражнениях). Рисунок примитивен, диспропорционален, линии взаимно некоординированны и нечетко соединены друг с другом. Трудности, связанные с удержанием равновесия, нарушения зрительно пространственной координации – причины моторной неловкости и повышенного травматизма [36, С. 134-138].

     Импульсивность  проявляется в неряшливом выполнении заданий,   несмотря на,  усилие, все делать правильно, в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются, чем ребенок старше, тем импульсивность  более выражена и заметнее для окружающих. Присутствие взрослых не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как  остальные дети могут вести себя только в их отсутствие [35, С.67-80]. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я - концепции». У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психологическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

     Заинтересованность  игрой у таких детей быстро проходит. Они любят играть в деструктивные  игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив [32]. Амбивалентность форм поведения чаще проявляется в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности [35, С. 67-80].

     Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее  поведение, ввиду этого поощрения  должны быть очень обоснованными, иначе  ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы [22, С. 43-49].

     Важно знать что, повышенная возбудимость является причиной затруднения в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, все, роняя и разливая, в результате чего процесс принятия пищи становится источником ежедневных конфликтов в семье. Эмоциональное развитие ребенка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы [38, С. 56-58]. Настроение быстро меняется от приподнятого, до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а так же повышенный уровень тревожности.

     Таким образом, старшие дошкольники с  СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной  из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих  функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

     Незнание  того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий  режим обучения и жизни в целом  в дошкольном возрасте порождают  множество проблем в начальной  школе. 
 

    
    1. Эмоционально  – поведенческие проблемы детей  старшего дошкольного возраста с  синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
 
 

     Современное понимание поведения выходит  далеко за рамки совокупности реакций  на внешний стимул. Так, в психологическом  словаре поведение определяется как "присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью" [16, С. 4-10]. Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

     Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными  особенностями и внутренней активностью  личности, имеющий форму преимущественно  внешних действий и поступков.

     В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие  характеристики поведения:  мотивированность - внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;  адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды;  аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его  естественность для данной личности; продуктивность - реализация сознательных целей; адекватность - согласованность  с конкретной ситуацией. Также  важными являются такие признаки поведения личности, как: уровень активности (энергичность и инициативность); эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); динамичность (темп);  стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях); осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами); произвольность (самоконтроль); гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

     Предметом изучения являются только те аспекты  поведения личности, которые можно  квалифицировать как отклоняющееся  поведение. Отклоняющееся поведение существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси "здоровье - предболезнь - болезнь". Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси "социализация - дезадаптация - изоляция".

     В специальной литературе термин "отклоняющееся  поведение" нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение). Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении "поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам" [16, С. 40] девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении "социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям" оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе  отклоняющееся поведение  рассматривается преимущественно в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.

     Определение понятия предполагает выделение  существенных признаков явления. Целесообразно  выделить те специфические особенности  отклоняющегося поведения личности, которые помогут отличить его  от других феноменов, а также при  необходимости констатировать его  наличие и динамику у конкретного  человека.

     1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не  соответствует общепринятым или  официально установленным социальным  нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим  законам, правилам, традициям и  социальным установкам. Определяя  девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер

     2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную  оценку со стороны других людей.  Негативная оценка может иметь  форму общественного осуждения  или социальных санкций. Прежде  всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка.

     3. Особенностью отклоняющегося поведения  является то, что оно наносит  реальный ущерб самой личности  или окружающим людям. Психологическим  маркером ущерба является страдание,  переживаемое самим человеком  или окружающими людьми. Данный  признак означает, что отклоняющееся  поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным  или аутодеструктивным. 

     4. Рассматриваемое поведение преимущественно  можно охарактеризовать как стойко  повторяющееся (многократное или  длительное). Так, если ребенок  семи лет один раз взял без  спросу небольшую сумму денег  у родителей на сладости, без  последующих эксцессов, определение  данного поведения как отклоняющегося  будет недостаточно корректным.

     Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с  общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического  синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение  первых месяцев).

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн