Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ                  

                                                     ФЕДЕРАЦИИ

     государственное образовательное учреждение высшего

     профессионального образования 

     «Мурманский государственный гуманитарный университет»

     (ГОУВПО  МГГУ)

     Психолого-педагогический институт

     Кафедра специальной психологии и логопедии 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     на  тему: Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 
 
 
 
 
 
 
 

       Студентка 4 курса

     Группы  СПД, ОФО

     Петрова Л.С

     Научный руководитель

     к.п.н., доцент

     Александрова  Е.И. 
 
 
 

                      Мурманск

                           2011

                   

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА  ВНИМАНИЯ  С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10

     1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10

     1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15

     1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20      

     1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27                       

         Выводы по главе 1…………………………………………………………30

ГЛАВА 2.       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31

     2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31

     2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

     

     2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37        

     Выводы главе 2……………………………………………………………46

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47       

     3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…......................................................................................................47

     3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49

     3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56

     3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63

     Выводы  по главе 3………………………………………………………...66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….74

                

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современных условиях синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет большую социальную и педагогическую проблему, так как  встречается у большого количества детей дошкольного возраста, и является распространенной причиной трудностей обучения в дошкольном возрасте, нарушений эмоционально - волевой сферы. Рост числа гиперактивных детей, особенности их поведения и эмоций обозначает актуальность вопроса о педагогической коррекции эмоционально поведенческих проблем таких детей.

     Современные исследования свидетельствуют, что  длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивность уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость.

     Проблематика  коррекции эмоциональной и поведенческой сферы старших дошкольников, является достаточно хорошо освещенной в педагогике и психологии. К данной проблеме обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (Алексеева Л.Г., Барашнев Ю.И.,   Галкина Е.В.,   Гуревич К.М., Журба Л.Т.,   Крук И.В.,  Лебедев Б.В.,  Матннер Д., Трошин В.Д.,  Фрейдков В.И., Халецкая О.В.,   Castellanos F.X., Carlson C.L.,   Esser G.,  Gordon N.,  Harris G. и др.).

     Изучение  поведенческих и эмоциональных  проблем детей  с синдромом  дефицита внимания с гиперактивностью и развитие их дефицитарных функций имеет важное значение для психолого- педагогической практики именно в дошкольном возрасте, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть  вероятность предотвратить формирование патологии.

     Многие  авторы отмечают такие характерные  для этой группы детей черты как: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, подверженность депрессивным состояниям. Все эти особенности, существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того «нарушенного» развития.

     Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется возросшим в силу объективных причин (социальных, экономических, экологических) количеством детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью; значительными сложностями социальной адаптации, а и так же обучения и воспитания детей данной группы; важностью коррекции поведенческих и эмоциональных проблем, в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

     Цель  исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром  дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

     Объект  исследования - эмоционально-поведенческая сфера старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

     Предмет исследования - процесс педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений.

     Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть  следующую гипотезу исследования: уровень эмоционально-поведенческих проблем старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью будет ниже в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

     - целенаправленное формирование  у ребенка познавательной активности  включение его в разнообразные  виды деятельности;

     - конкретизация правил поведения  ребенка в соответствии с условиями  данного детского сада, семьи,  соблюдение единой системы требований  к выполнению этих правил;

     - немедленное разрешение со стороны  взрослых, конфликтов и разногласий,  даже незначительных;

     - соблюдение разработанных методических  рекомендаций педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

     - проведение систематической коррекционной  работы на специально организованных занятиях на преодоление отклонений в эмоционально-поведенческой сфере посредством игры и игровых упражнений.

       В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
  2. Подобрать диагностические методики исследования эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нормой развития.

     3. Выявить особенности эмоционально-поведенческой сферы старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

     4. Разработать систему занятий по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений.

     5. Провести контрольный срез с  целью выявления эффективности  разработанной системы по коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

     6. Разработать для педагогов-дефектологов и родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у таких детей.

     Методолого-теоретическая основа исследования базируется: на объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, основы которые были раскрыты Выготским Л.С. в теории культурно-исторического развития психики; на понятие о первичном и вторичном дефектах (Выготский Л.С.); на теории ведущей деятельности и личностного подхода (Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.); на психолого-педагогических принципах ведущей роли педагога в воспитательно-образовательном процессе и творческого характера развития и обучения (Бернштейн Н.А., Давыдов В.В. и др.); на трудах ведущих отечественных психологов, педагогов и дефектологов по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивность (Алексеева А.В., Альхерт П., Белова Е.Д., Гордин Л.И., Заваденко Н.Н. и др.). 

     В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы в аспекте изучаемой проблемы; анкетирование родителей и педагогических работников; наблюдение (систематизированное) за детьми в процессе эксперимента и в воспитательно-образовательном процессе; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественно-качественный анализ результатов.

     Исследование  проводилось в  несколько этапов.

     Первый  этап (октябрь - декабрь 2010) был связан с теоретическим осмыслением проблемы изучением психолого-педагогической, специальной, методической литературы. На этом этапе были определены цель, задачи, выдвинута гипотеза исследования. Проведенная работа позволила провести констатирующий эксперимент.

     Второй  этап (январь 2011) был связан с количественно-качественным анализом результатов констатирующего эксперимента.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн