Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

 

     По  данным представленным в таблице можно сделать вывод о том, что  старшие дошкольники с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показали такое число признаков гиперактивности, которое свидетельствуют о наличии отклоняющегося поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что двое из нормально развивающихся старших дошкольников набрали такое количество признаков гиперактивности, которое свидетельствует о наличии отклоняющегося поведения.

       Сравнительный анализ наличия  отклоняющегося поведения старших  дошкольников с СДВГ и их нормально развивающихся сверстников по количеству выявленных признаков гиперактивности приведены в гистограмме № 3

     Гистограмма 3. Сравнительный анализ наличия  отклоняющегося поведения старших  дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их нормально развивающихся сверстников  по количеству выявленных признаков  гиперактивности 

     По  гистограмме видно, что у детей с СДВГ в количестве 8 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 100%, было выявлено отклоняющееся поведение; что свидетельствует о том, что у детей было диагностировано от 6 до 16 признаков гиперактивности, таких как: не слушает, когда к нему обращаются; часто теряет вещи; очень говорлив (см. Приложение 4, С. 84). Также, в отношении нормально развивающихся детей, можно сделать вывод о том, что у семи детей из восьми, что в процентном соотношении составляет 87,5%, было выявлено соответствующее норме поведение. Это свидетельствует о том, что у детей было диагностировано от 0 до 5 признаков гиперактивности, таких как: не слушает когда к нему обращаются; отвечает, не дослушав вопрос (см. Приложение 4, С. 84). Отклоняющееся поведение было выявлено у 1 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5%.

     Таким образом, в результате количественного  и качественного анализа констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ уровень отклонений в эмоционально-поведенческой сфере выше, чем у их нормально развивающихся сверстников.  У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в большей степени проявляются признаки  агрессивности, импульсивности, и отклоняющееся поведение в отличие от дошкольников с нормой развития данной возрастной группы.  
 

     Выводы  по главе 2 
 

    Результаты  проведенного диагностического исследования свидетельствует о более высоком уровне отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

    В ходе исследования были выявлены особенности  эмоционально-поведенческой сферы  детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Для старших дошкольников с СДВГ характерен более высокий уровень проявления импульсивности и отклоняющегося поведения, чем у их нормально развивающихся сверстников. У них так же более выражены признаки агрессивности, которые проявляются в виде внешних действий (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивности (чувствительность к агрессии других), реакций на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальной (словесная) агрессии (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).

    Таким образом, результаты, полученные в ходе констатирующего этапа исследования, свидетельствуют о необходимости  проведения систематической педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ  (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 

    3.1. Цели, задачи и принципы формирующего эксперимента, опытно-экспериментальная база 

    По  результатам проведения констатирующего  эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиаперактивностью были выявлены следующие особенности эмоционально-поведенческой сферы. Для старших дошкольников с СДВГ характерен более высокий уровень проявления импульсивности и отклоняющегося поведения, чем у их нормально развивающихся сверстников. У них так же более выражены признаки агрессивности, которые проявляются в виде внешних действий (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивности (чувствительность к агрессии других), реакций на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальной (словесная) агрессии (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).

    Целью формирующего эксперимента является педагогическая коррекция отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений.

    В соответствии с целью и выявленным своеобразием эмоционально-поведенческой сферы старших дошкольников с СДВГ определены следующие задачи:

     1. Разработать систему занятий по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений.

     2. Апробировать разработанную систему  в дошкольном образовательном  учреждении.

     3. Провести контрольный срез с  целью выявления эффективности  разработанной системы по коррекции  отклонений в эмоционально-поведенческой  сфере детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

     4. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере таких детей.

    При разработке системы занятий по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений учитывались следующие принципы:

    1.  Принцип развивающего обучения, основывающиеся на положении  о ведущей роли обучения в  развитии ребенка и формировании  «зоны ближайшего развития». 

    2. Принцип единства диагностики  и коррекции - коррекционная работа  проводится только на основе  проведенного полного диагностического  обследования.

    3. Принцип соотношения первичного  нарушения и вторичных отклонений  в развитии ребенка.

    4. Принцип генетический, учитывающий  общие закономерности развития  применительно к воспитанию и  обучению детей с СДВГ.

    5. Принцип коррекции и компенсации,  требующий гибкого соответствия  коррекционно-педагогических технологий  и индивидуально-дифференцированного  подхода к характеру нарушения  у ребенка, его структуре и  выраженности.

    6. Деятельностный принцип осуществления коррекции, учитывающий ведущий вид деятельности, в наибольшей степени способствующий развитию ребенка на данном периоде онтогенеза.

    Исследование  было проведено на базе ДОУ № 89 комбинированного вида (Ленинского округа) г. Мурманска в коррекционной группе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.  
 

     3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений 
 

     По результатам количественного и качественного анализа констатирующего эксперимента была доказана необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Педагогическая коррекция осуществляется с учетом психологических особенностей детей с СДВГ, т.е. специфики данного нарушения. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, гиперактивность, отвлекаемость, недостаточную сформированность активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы.

     Для проведения формирующего эксперимента была разработана система специально организованных занятий направленных на коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений.

     Структура коррекционных занятий включает в себя следующие элементы:

     1) вводная часть (ритуальное приветствие, сюрпризный момент сообщение темы занятий);

     2) основная часть (дидактические  игры, подвижные игры и игровые упражнения на развитие высших психических функций и коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере);

     3) физкультурная минута (снятие мышечного  напряжения в теле, смена вида  деятельности, переключение внимания);

     4) заключительная часть (релаксация, подведение итогов, оценка по работе и поведению детей).

     Разработанная система специально организованных коррекционных занятий рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (шести-семи лет). Продолжительность занятий по данной системе составляет 25-30 минут. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня, на протяжении одного месяца (февраль). Общее число занятий – 8.

     Тематическое  планирование специально организованных занятий, в основе которых лежит коррекционно-педагогическое воздействие на отклонения в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений предложены в таблице № 9.

                      
 
 
 

     Таблица 9 

     Система специально организованных занятий  направленных на педагогическую коррекцию  отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений

Неделя №п/п   Тема занятия 
     
 
 
        Задачи
 
 
Материалы
 
 
Содержание
     I

I

     1

1

     Ветер и солнце  1. Образовательная:

- обучение приемам  саморасслабления;

-  снятие психомышечного напряжения;

-  помощь ребенку  в осознании своего реального  “Я”, повышении самооценки, развитии  потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

2.Воспитательные:

- выработка у  детей положительных черт характера,  способствующих лучшему взаимопониманию  при общении.

3.Коррекционные: 

- развитие саморегуляции  и самоуправления;

- развитие самовыражения  через действия;

- отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

-  развитие  гибкости поведения.

Книга  К. Ушинского  «Ветер и Солнце», персонажи: Солнце, Ветер, Человек, мягкие игрушки, трафареты  листьев (кленовых, березовых, дубовых),  фломастеры, СD диск П.И. Чайковский, “Четыре времени года. Осень” -сказка;

- беседа;

-Физкульт-минутка;

-пальчиковая  гимнастика;

коммуникативн-ая игра;

- релаксация 


 

Продолжение таблицы 9

       I      2

2

     Марсиане

1.Образовательные:

- развитие  невербальных компонентов общения;

-  свободная  реализация вербальной активности;

- направленная, целевая реализация вербальной  активности.

2.Воспитательные:

- осознание  детьми своих проблем в виде  телесных аналогов, осознание требований;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

- продолжать  формировать умение понимать  учебную задачу, контролировать  себя в процессе работы, добиваться  успехов

Коррекционные:

- снятие  телесных напряжений, отражение  негативных эмоций;

- активизация  потребностей;

- снятие  мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

CD диск со звуками сирены, бутылочки с водой, листы бумаги, фломастеры, ручки, картонная коробка или шкатулка. беседа;

игры направленные на коррекцию основных проявления синдрома;

- подвижные игры;

- дыхательное  упражнение;

- релаксация. 

        II         3      Положитель-ные эмоции 1.Образовательные:

  - развивать внимание, память, воображение;

- развивать коммуникативные  навыки;

2.Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

3.Коррекционные:

- способствовать  созданию у детей положительного  эмоционального состояния; 

- развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям  снять эмоциональное напряжение. 
 

     
-магнитофон,   CD    записью музыки. 
-мелкие предметы 3–4 коробочки.     два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами.
- ритуальное  приветствие;

-  игровое  упражнение на развитие коммуникативных  навыков;

-  игровое  упражнение на снятие эмоционального  напряжения;

-подвижная  игра.

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн