Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
По данным представленным в таблице можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показали такое число признаков гиперактивности, которое свидетельствуют о наличии отклоняющегося поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что двое из нормально развивающихся старших дошкольников набрали такое количество признаков гиперактивности, которое свидетельствует о наличии отклоняющегося поведения.
Сравнительный анализ наличия
отклоняющегося поведения
Гистограмма
3. Сравнительный анализ наличия
отклоняющегося поведения старших
дошкольников с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и их
нормально развивающихся
По гистограмме видно, что у детей с СДВГ в количестве 8 детей из 8, что в процентном соотношении составляет 100%, было выявлено отклоняющееся поведение; что свидетельствует о том, что у детей было диагностировано от 6 до 16 признаков гиперактивности, таких как: не слушает, когда к нему обращаются; часто теряет вещи; очень говорлив (см. Приложение 4, С. 84). Также, в отношении нормально развивающихся детей, можно сделать вывод о том, что у семи детей из восьми, что в процентном соотношении составляет 87,5%, было выявлено соответствующее норме поведение. Это свидетельствует о том, что у детей было диагностировано от 0 до 5 признаков гиперактивности, таких как: не слушает когда к нему обращаются; отвечает, не дослушав вопрос (см. Приложение 4, С. 84). Отклоняющееся поведение было выявлено у 1 ребенка из 8, что в процентном соотношении составляет 12,5%.
Таким
образом, в результате количественного
и качественного анализа
Выводы
по главе 2
Результаты
проведенного диагностического исследования
свидетельствует о более
В
ходе исследования были выявлены особенности
эмоционально-поведенческой
Таким
образом, результаты, полученные в ходе
констатирующего этапа
ГЛАВА 3.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ
СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
3.1.
Цели, задачи и принципы формирующего
эксперимента, опытно-экспериментальная
база
По результатам проведения констатирующего эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиаперактивностью были выявлены следующие особенности эмоционально-поведенческой сферы. Для старших дошкольников с СДВГ характерен более высокий уровень проявления импульсивности и отклоняющегося поведения, чем у их нормально развивающихся сверстников. У них так же более выражены признаки агрессивности, которые проявляются в виде внешних действий (сжимает губы, кулаки, когда обижают), реактивности (чувствительность к агрессии других), реакций на новизну (в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции) и вербальной (словесная) агрессии (говорит обидные, грубые слова детям, взрослым).
Целью формирующего эксперимента является педагогическая коррекция отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений.
В соответствии с целью и выявленным своеобразием эмоционально-поведенческой сферы старших дошкольников с СДВГ определены следующие задачи:
1. Разработать систему занятий по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений.
2.
Апробировать разработанную
3.
Провести контрольный срез с
целью выявления эффективности
разработанной системы по
4. Разработать, для практикующих специалистов (дефектологов, психологов, воспитателей) и родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, рекомендации, способствующие эффективной коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере таких детей.
При разработке системы занятий по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ на специально организованных занятиях посредством игры и игровых упражнений учитывались следующие принципы:
1.
Принцип развивающего обучения,
основывающиеся на положении
о ведущей роли обучения в
развитии ребенка и
2.
Принцип единства диагностики
и коррекции - коррекционная работа
проводится только на основе
проведенного полного
3.
Принцип соотношения
4. Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с СДВГ.
5.
Принцип коррекции и
6. Деятельностный принцип осуществления коррекции, учитывающий ведущий вид деятельности, в наибольшей степени способствующий развитию ребенка на данном периоде онтогенеза.
Исследование
было проведено на базе ДОУ № 89 комбинированного
вида (Ленинского округа) г. Мурманска
в коррекционной группе с детьми старшего
дошкольного возраста с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью.
3.2.
Система целенаправленного коррекционно-педагогического
воздействия на эмоционально-поведенческую
сферу детей старшего дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
посредством игры и игровых упражнений
По результатам количественного и качественного анализа констатирующего эксперимента была доказана необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Педагогическая коррекция осуществляется с учетом психологических особенностей детей с СДВГ, т.е. специфики данного нарушения. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, гиперактивность, отвлекаемость, недостаточную сформированность активной функции внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана система специально организованных занятий направленных на коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений.
Структура коррекционных занятий включает в себя следующие элементы:
1)
вводная часть (ритуальное
2) основная часть (дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на развитие высших психических функций и коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере);
3) физкультурная минута (снятие мышечного напряжения в теле, смена вида деятельности, переключение внимания);
4) заключительная часть (релаксация, подведение итогов, оценка по работе и поведению детей).
Разработанная система специально организованных коррекционных занятий рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (шести-семи лет). Продолжительность занятий по данной системе составляет 25-30 минут. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня, на протяжении одного месяца (февраль). Общее число занятий – 8.
Тематическое планирование специально организованных занятий, в основе которых лежит коррекционно-педагогическое воздействие на отклонения в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений предложены в таблице № 9.
Таблица
9
Система специально организованных занятий направленных на педагогическую коррекцию отклонений в эмоционально-поведенческой сфере детей старшего дошкольного возраста с СДВГ посредством игры и игровых упражнений
Неделя | №п/п |
Тема занятия |
Задачи |
Материалы |
Содержание |
I
I |
1
1 |
Ветер и солнце | 1.
Образовательная:
- обучение приемам саморасслабления; - снятие психомышечного напряжения; - помощь ребенку в осознании своего реального “Я”, повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. 2.Воспитательные: - выработка у
детей положительных черт 3.Коррекционные: - развитие саморегуляции и самоуправления; - развитие самовыражения через действия; - отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; - развитие гибкости поведения. |
Книга К. Ушинского «Ветер и Солнце», персонажи: Солнце, Ветер, Человек, мягкие игрушки, трафареты листьев (кленовых, березовых, дубовых), фломастеры, СD диск П.И. Чайковский, “Четыре времени года. Осень” | -сказка;
- беседа; -Физкульт-минутка; -пальчиковая гимнастика; коммуникативн-ая игра; - релаксация |
Продолжение таблицы 9
I | 2
2 |
Марсиане | 1.Образовательные:- развитие
невербальных компонентов
|
CD диск со звуками сирены, бутылочки с водой, листы бумаги, фломастеры, ручки, картонная коробка или шкатулка. | беседа;
игры направленные на коррекцию основных проявления синдрома; - подвижные игры; - дыхательное упражнение; - релаксация. |
II | 3 | Положитель-ные эмоции | 1.Образовательные:
- развивать внимание, память, воображение; - развивать коммуникативные навыки; 2.Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; 3.Коррекционные: - способствовать
созданию у детей - развивать мимику,
пантомимику, жесты; помочь |
-магнитофон,
CD записью музыки. -мелкие предметы 3–4 коробочки. два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами. |
- ритуальное
приветствие;
- игровое
упражнение на развитие - игровое
упражнение на снятие -подвижная игра. |