Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     23. Маттнер Д. Сущность феномена детской гиперактивности // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Под ред. М. Пассольта / Пер. с нем.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-28 с.

     24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. - М., 1999. - 44 с.

     25. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-336 с.

     26. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое  развитие дошкольников.-М.: Медицина, 1996.-288 с.

     27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. №3.

     28.  Платонова А.Г. Распространенность  и физиолого-гигиеническая коррекция  СДВГ у школьников 6-8 лет. Автор. дис. канд. мед. наук. М., 1996.

     29. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет;;- М.: Теревинф, 2004 г.- 47 с.

     30. Разумникова О.М., Голошейкин С.А. Роль оценки дефицита внимания и гиперактивного состояния в процессах обучения и воспитания // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. -Новосибирск: НГТУ, 1997.-190 с.

     31.   Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

     32. Рычкова Н.А. Дезадаптивное  поведение  детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно - практическое пособие.-М.: Изд-во: ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.

     33. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М: АРКТИ, 2000. -208с.

     34.  Сиротюк А.Л. Синдром дефицита  внимания с гиперактивностью. Диагностика,  коррекция и практические рекомендации  родителям и педагогам - М.: Сфера, 2005. -128 с.

     35. Смирнова Е.О. Развитие воли  и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова /. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 256 с.

     36. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.- 256 с.

     37. Трошин В.М. Минимальные дисфункции  мозга в детском возрасте. -Нижний Новгород, 1995, -37 с.

     38.  Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995, 37 с.

          39. Шнайдер, Н. А. (ГОУ ВПО "Красноярская государственная медицинская академия Росздрава"). Метод адаптивной саморегуляции с использованием ЧСС сигнала обратной связи при коррекции СДВГ у детей / Шнайдер Н. А., Пилина Г.С., Жукова А.В. // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - N 4. - С. 21-39.

          40.    Штейн, А. Буйные игры нашего Тигра/ Ася Штейн  // Крестьянка. - 2006. - N 7. - С. 126-127.

     41. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое  руководство.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000.-100 с. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1 

     Инструкция к проведению методики №1 «Оценка импульсивности у дошкольников» (авторы Алворд М. и Бейкер П.) на этапе констатирующего эксперимента. 

     Цель: выявление уровня импульсивности у  детей дошкольного возраста.

     Данная  методика представляет собой анкету в виде таблицы.

Родителям необходимо отметить знаком «+» те признаки  импульсивного поведения, которые  наблюдаются у их детей, и знаком «-»,  которые не наблюдаются. 

     Признаки  импульсивного поведения (стимульный материал) приведены в таблице № 13 

                                                Таблица 13

Анкета  для родителей

 
Критерии  оценки поведения
 
Всегда  быстро находит ответ на вопрос (возможно, и неверный)  
У него часто меняется настроение  
Многие  вещи его раздражают, выводят из себя  
Ему нравится работа, которую можно делать быстро  
Обидчив, но не злопамятен  
Часто чувствуется, что ему все надоело  
Быстро, не колеблясь, принимает решения  
Может резко отказаться от еды, которую  не любит  
Нередко отвлекается на занятиях  
Продолжение таблицы 13
Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ  
Обычно  уверен, что справится с любым заданием  
Может нагрубить родителям, воспитателю  
Временами кажется, что он переполнен энергией  
Это человек  действия, рассуждать не умеет и  не любит  
Требует к себе внимания, не хочет ждать  
В играх  не подчиняется общим правилам  
Горячится во время разговора, часто повышает голос  
Легко забывает поручения старших, увлекается игрой  
Любит организовывать и предводительствовать  
Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других  

 

     Наличие признака оценивается в 1 балл. Отсутствие признака не оценивается. В дальнейшем набранные баллы суммируются.

     По  результатам проведения эксперимента всех детей можно разделить по трем уровням, в зависимости от  набранных баллов, которые отражены в таблице №14. 

     Таблица 14

     Уровни  импульсивности

    Баллы Уровни
    15-20 баллов высокий  уровень  импульсивности
    7-14 баллов средний уровень  импульсивности
    1-6 баллов низкий уровень  импульсивности

 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

     Инструкция  к проведению методики №2 «Ребенок глазами  взрослого» (автор  Романов А. А.) на этапе констатирующего эксперимента. 

     Цель: выявить уровень проявления ситуационно - личностных реакций агрессивности детей.

     Данная  методика представляет собой опросник для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, участвующих в эксперименте. Им был предложен опросник в виде таблицы состоящий из 19 характеризующих признаков агрессивности,  в каждом разделе которых даны более подробные примеры поведения ребенка. 

     Родителям предлагается оценить выраженность ситуационно – личностных реакций агрессивности у ребенка,  обведя соответствующий  проявлению данного признака балл, как это показано в таблице № 15. 

     Таблица 15. 

           Критерии оценки родителями выраженности

     ситуационно–личностных  реакций агрессивности у ребенка

     Выраженность  ситуационно –  личностных реакций  агрессивности ребенка Баллы
     нет проявлений агрессивности 0 баллов
     проявления агрессивности  наблюдаются иногда 1 балл
     часто проявляется  агрессивность 2 балла
     почти всегда проявляется  агрессия 3 балла
     непрерывно проявляется  агрессия 4 балла

 

     Впоследствии  набранные баллы суммируются, и  определяется уровень проявления признаков  агрессивности ребенка и степень  оказания ему помощи. Оценка выявляет уровни, которые представлены в таблице  №16. 
 

     Таблица 16

         Уровни проявления признаков  агрессивности

Уровни  проявления признаков  агрессивности Баллы Уровень проявления агрессивности  ребенка и степень  оказания ему помощи
I уровень «низкий» 0-67 баллов Нет опасности  закрепления агрессивных реакций, ребенок сам овладевает собственной  агрессивностью
II уровень «ниже среднего» 67-134 баллов Есть опасность  закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении  собственным поведением
III уровень «средний» 134 - 201 балла Ребенку требуется  значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении  агрессивностью
IV уровень  «высокий» 201-268 баллов Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает  влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь

 

     Диагностика агрессивности. 
Ребенок глазами взрослого (опросник)

     (Адаптированный  вариант для родителей  и педагогических  работников)

     Ф.И.О. ребенка_______________________________

     Возраст _________ Дата заполнения______________

     Заполнил: родитель, психолог, педагог ____________

     Подчеркните, насколько выражены ситуационно  – личностные реакции агрессивности  у  ребенка:

     0 – нет проявлений агрессивности,

     1 – проявления агрессивности наблюдаются  иногда,

     2 – часто,

     3 – почти всегда,

     4 – непрерывно.

     Добавьте  те, которые не указаны.

                                                                                                   

                                                                                                   

           Таблица 17

     Опросник

Признаки  проявления агрессивности  у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается
1. Вегетативные признаки •   краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева 01234
2.  Внешние проявления агрессивности •   кусает губы в состоянии раздражения 

•   сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева 
•   сжимает губы, кулаки, когда обижают.

01234

01234

01234

3.  Длительность агрессии •   после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин 01234
4. Чувствительность к помощи взрослого •   помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией;

•   замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной  агрессии 
 •   замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии 

01234

01234

01234

5.  Особенности отношения к собственной агрессии •   ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно 
 •   ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые
01234

01234

6.  Недостаточность в проявлении гуманных чувств •   стремится делать назло другим 
 •   проявляет безразличие к страданиям других 
 •   стремится причинить другому страдание 
 •   у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий
01234

01234

01234

01234

7.  Реакция на новизну •   новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 
 •   в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
01234

01234

8.  Реакция на ограничение •  при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется.       01234
Продолжение таблицы 17
9.  Реактивность (чувствительность к  агрессии других) •   проявляет агрессивные реакции первым 
 •   первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка 
 •   проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия другихтолкается, когда обижают 
 •   бьет других детей, если ребенка случайно толкнули
01234

01234

01234

01234

01234

10.  Чувствительность к присутствию  других •   ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка 
 •   присутствие других (детей, взрослых)  провоцирует агрессивность у ребенка 
 •   щиплется на глазах у всех 
 •   толкает сверстника на глазах у всех
01234

01234

01234

01234

11.  Физическая агрессия, направленная  на предмет •   ломает постройку на глазах у всех 
 •   ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку 
 •   ребенок бросает предмет об стенку 
 •   ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры 
 •   отрывает кукле руки, ноги
01234

01234

01234 

01234 

01234

12.  Агрессия, направленная на сверстников •   толкает других детей в состоянии раздражения 
 •   походя, мимоходом ударяет встречных 
 •   бьет других детей в состоянии раздражения 
 •   ударяет детей и внезапно успокаивается 
 •   стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) 
 •   кусает других детей в состоянии раздражения
01234 

01234 

01234 

01234 

01234 

01234

13. Агрессия, направленная на себя •   просит себя стукнуть еще раз 
 •   берет на себя вину за других 
 •   рвет на себе волосы 
 •   щиплет себя в состоянии раздражения 
 •   кусает себя в состоянии раздражения
01234

01234

01234

01234

01234 
 

Продолжение таблицы 17
14.  Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) •   бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки 
 •   бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. 
 •   тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения 
 •   в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком 
 •   в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком 
 •   царапает взрослого 
 •   беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи 
 •   больно бьет ногой бабушку
 
01234

01234

01234

01234

01234

01234

01234

01234

15.  Вербальная (словесная) агрессия •   говорит обидные, грубые слова детям 
 •   говорит обидные слова взрослым 
 •   говорит нецензурные слова детям 
 •   говорит нецензурные слова взрослым
01234

01234

01234

01234

16.  Агрессивность в виде угрозы •   замахивается, но не ударяет другого 
 •   пугает другого
01234
17.  Агрессия направленная на животных •   щиплет кошку 
 •   выкручивает кошке хвост 
 •   специально наступает на лапы собаке 
 •   отрывает крылышки насекомым
01234

01234

01234

01234

18.  Агрессия разных видов и направленности •  агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)       01234
19.  Неупорядоченные проявления агрессии •  плюется в состоянии раздражения       01234
      

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн