Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
23. Маттнер Д. Сущность феномена детской гиперактивности // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Под ред. М. Пассольта / Пер. с нем.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-28 с.
30. Разумникова О.М., Голошейкин С.А. Роль оценки дефицита внимания и гиперактивного состояния в процессах обучения и воспитания // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. -Новосибирск: НГТУ, 1997.-190 с.
31. Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
33. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М: АРКТИ, 2000. -208с.
34.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита
внимания с гиперактивностью. Диагностика,
коррекция и практические
35. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова /. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 256 с.
36. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.- 256 с.
37.
Трошин В.М. Минимальные
38. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995, 37 с.
39. Шнайдер, Н. А. (ГОУ ВПО "Красноярская государственная медицинская академия Росздрава"). Метод адаптивной саморегуляции с использованием ЧСС сигнала обратной связи при коррекции СДВГ у детей / Шнайдер Н. А., Пилина Г.С., Жукова А.В. // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - N 4. - С. 21-39.
40. Штейн, А. Буйные игры нашего Тигра/ Ася Штейн // Крестьянка. - 2006. - N 7. - С. 126-127.
41.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития
детей с ММД. Диагностика и компенсация
минимальных мозговых дисфункций. Методическое
руководство.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000.-100 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Инструкция
к проведению методики
№1 «Оценка импульсивности
у дошкольников» (авторы
Алворд М. и Бейкер П.)
на этапе констатирующего
эксперимента.
Цель: выявление уровня импульсивности у детей дошкольного возраста.
Данная методика представляет собой анкету в виде таблицы.
Родителям необходимо отметить знаком «+» те признаки импульсивного поведения, которые наблюдаются у их детей, и знаком «-», которые не наблюдаются.
Признаки
импульсивного поведения (стимульный
материал) приведены в таблице № 13
Анкета для родителей
Критерии оценки поведения |
|
Всегда быстро находит ответ на вопрос (возможно, и неверный) | |
У него часто меняется настроение | |
Многие вещи его раздражают, выводят из себя | |
Ему нравится работа, которую можно делать быстро | |
Обидчив, но не злопамятен | |
Часто чувствуется, что ему все надоело | |
Быстро, не колеблясь, принимает решения | |
Может резко отказаться от еды, которую не любит | |
Нередко отвлекается на занятиях | |
Продолжение таблицы 13 | |
Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ | |
Обычно уверен, что справится с любым заданием | |
Может нагрубить родителям, воспитателю | |
Временами кажется, что он переполнен энергией | |
Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит | |
Требует к себе внимания, не хочет ждать | |
В играх не подчиняется общим правилам | |
Горячится во время разговора, часто повышает голос | |
Легко забывает поручения старших, увлекается игрой | |
Любит организовывать и предводительствовать | |
Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других |
Наличие признака оценивается в 1 балл. Отсутствие признака не оценивается. В дальнейшем набранные баллы суммируются.
По
результатам проведения эксперимента
всех детей можно разделить по
трем уровням, в зависимости от
набранных баллов, которые отражены
в таблице №14.
Таблица 14
Уровни импульсивности
Баллы | Уровни |
15-20 баллов | высокий уровень импульсивности |
7-14 баллов | средний уровень импульсивности |
1-6 баллов | низкий уровень импульсивности |
Приложение
2
Инструкция
к проведению методики
№2 «Ребенок глазами
взрослого» (автор
Романов А. А.) на этапе
констатирующего эксперимента.
Цель: выявить уровень проявления ситуационно - личностных реакций агрессивности детей.
Данная методика представляет собой опросник для родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, участвующих в эксперименте. Им был предложен опросник в виде таблицы состоящий из 19 характеризующих признаков агрессивности, в каждом разделе которых даны более подробные примеры поведения ребенка.
Родителям
предлагается оценить выраженность
ситуационно – личностных реакций агрессивности
у ребенка, обведя соответствующий
проявлению данного признака балл, как
это показано в таблице № 15.
Таблица 15.
Критерии оценки родителями выраженности
ситуационно–личностных реакций агрессивности у ребенка
Выраженность ситуационно – личностных реакций агрессивности ребенка | Баллы |
нет проявлений агрессивности | 0 баллов |
проявления агрессивности наблюдаются иногда | 1 балл |
часто проявляется агрессивность | 2 балла |
почти всегда проявляется агрессия | 3 балла |
непрерывно проявляется агрессия | 4 балла |
Впоследствии
набранные баллы суммируются, и
определяется уровень проявления признаков
агрессивности ребенка и
Таблица 16
Уровни проявления признаков агрессивности
Уровни проявления признаков агрессивности | Баллы | Уровень проявления агрессивности ребенка и степень оказания ему помощи |
I уровень «низкий» | 0-67 баллов | Нет опасности
закрепления агрессивных |
II уровень «ниже среднего» | 67-134 баллов | Есть опасность
закрепления агрессивных |
III уровень «средний» | 134 - 201 балла | Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью |
IV уровень «высокий» | 201-268 баллов | Психолого-педагогическая
помощь взрослого почти не оказывает
влияние на агрессивное поведение,
требуется медикаментозная |
Диагностика
агрессивности.
Ребенок глазами взрослого (опросник)
(Адаптированный вариант для родителей и педагогических работников)
Ф.И.О.
ребенка_______________________
Возраст _________ Дата заполнения______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог ____________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно – личностные реакции агрессивности у ребенка:
0
– нет проявлений
1
– проявления агрессивности
2 – часто,
3 – почти всегда,
4 – непрерывно.
Добавьте те, которые не указаны.
Таблица 17
Опросник
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
1. Вегетативные признаки | • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева | 01234 |
2.
Внешние проявления |
• кусает губы
в состоянии раздражения
• сжимает кулаки
в состоянии раздражения, гнева |
01234
01234 01234 |
3. Длительность агрессии | • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин | 01234 |
4.
Чувствительность к помощи |
• помощь взрослого
не помогает ребенку овладевать собственной
агрессией;
• замечания в словесной
форме не тормозят проявления вербальной
агрессии |
01234
01234 01234 |
5. Особенности отношения к собственной агрессии | • ребенок говорит,
что поступил "плохо", но все равно
продолжает вести себя агрессивно • ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые |
01234
01234 |
6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств | • стремится делать
назло другим • проявляет безразличие к страданиям других • стремится причинить другому страдание • у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий |
01234
01234 01234 01234 |
7. Реакция на новизну | • новизна (непривычность
обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
01234
01234 |
8. Реакция на ограничение | • при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется. | 01234 |
Продолжение таблицы 17 | ||
9. Реактивность (чувствительность к агрессии других) | • проявляет агрессивные
реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия другихтолкается, когда обижают • бьет других детей, если ребенка случайно толкнули |
01234
01234 01234 01234 01234 |
10.
Чувствительность к |
• ситуация совместной
деятельности провоцирует агрессивное
поведение у ребенка • присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка • щиплется на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех |
01234
01234 01234 01234 |
11. Физическая агрессия, направленная на предмет | • ломает постройку
на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку • ребенок бросает предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает кукле руки, ноги |
01234
01234 01234 01234 01234 |
12. Агрессия, направленная на сверстников | • толкает других
детей в состоянии раздражения • походя, мимоходом ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения |
01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
13. Агрессия, направленная на себя | • просит себя
стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения |
01234
01234 01234 01234 01234 |
Продолжение таблицы 17 | ||
14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) | • бьет родителей
по руке за то, что они не дают разбрасывать
игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи • больно бьет ногой бабушку |
01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
15. Вербальная (словесная) агрессия | • говорит обидные,
грубые слова детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым |
01234
01234 01234 01234 |
16. Агрессивность в виде угрозы | • замахивается,
но не ударяет другого • пугает другого |
01234 |
17. Агрессия направленная на животных | • щиплет кошку • выкручивает кошке хвост • специально наступает на лапы собаке • отрывает крылышки насекомым |
01234
01234 01234 01234 |
18. Агрессия разных видов и направленности | • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) | 01234 |
19.
Неупорядоченные проявления |
• плюется в состоянии раздражения | 01234 |