Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33
2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Чтобы
определить уровень агрессивности
у ребенка,
сложите полученные баллы.
Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III - от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень
IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая
помощь взрослого почти не оказывает влияние
на агрессивное поведение, требуется медикаментозная
помощь ребенку.
Приложение
3
Инструкция
к проведению методики
№3 «Систематизированное
наблюдение за ребенком» (авторская
интерпретация системы
наблюдения по Алворду
М. и Бейкеру П.) на этапе
констатирующего эксперимента.
Цель: выявление отклоняющегося поведения ребенка посредством наблюдения по разработанным признакам.
Данное
наблюдение условно разделено на
три основных блока, в которых
сгруппированы признаки гиперактивного
поведения. Данные признаки гиперактивного
поведения занесены в таблицу №18.
Признаки гиперактивного поведения
№ п/п | |
Блок 1. Дефицит активного внимания | |
1 | Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. |
2 | Не слушает, когда к нему обращаются. |
3 | С большим энтузиазмом берется за задание, не заканчивая его. |
4 | Испытывает трудности в организации. |
5 | Часто теряет вещи. |
6 | Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. |
7 | Часто бывает забывчив. |
Блок 2. Двигательная расторможенность | |
8 | Постоянно ерзает. |
9 | Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает). |
10 | Спит намного меньше, чем другие дети. |
11 | Очень говорлив. |
Блок 3. Импульсивность | |
12 | Начинает отвечать, не дослушав вопрос. |
13 | Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. |
14 | Плохо сосредоточивает внимание. |
15 | Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза). |
16 | При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но на одних уроках он успешен, на других - нет). |
Узнать,
является ли поведение ребенка
Таблица 19
Показатели отклонений в поведении
Количество выявленных признаков | Показатели |
0 – 5 | норма поведения |
6 – 16 | отклоняющееся поведение |
Исходя
из данной методики, можно сделать
вывод о проявлении признаков
гиперактивного поведения у детей
старшего дошкольного возраста, которые
по комплексу синдромов
Приложение
4
Результаты
проведения констатирующего
эксперимента по всем
диагностическим
методикам:
Конспекты
занятий, направленных
на коррекцию отклонений
в эмоционально-поведенческой
сферы старших дошкольников
с синдромом дефицита
внимания с гиперактивностью.
Занятие
№1 на тему «Ветер
и Солнце»
Цель:
коррекция отклонений в поведении, развитие
эмоционально волевой сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Коррекционные:
Материалы:
книга К. Ушинского «Ветер и Солнце», персонажи:
Солнце, Ветер, Человек, листья (Фланелеграф
или мягкие игрушки), трафареты листьев
(кленовых, березовых, дубовых), фломастеры,
СD диск П.И. Чайковский, “Четыре времени
года. Осень”, туристические коврики СD
диск “Happy baby”, альбом “Природа”, трек
“Шум ветра”.
Ход
занятия
I.
Вводная часть
Ритуальное приветствие: дети становятся в круг, держась за руки. Произносим все хором: “Всем, всем добрый день, мы очень рады встрече!”
Воспитатель:
«Ребята давайте с вами присядем
на стульчики, и я прочту вам сказку».
II.
Основная часть
Сказка: Константин Дмитриевич Ушинский «Ветер и Солнце».
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Задание
на листах: выдаются трафареты листьев,
нужно обвести их по контуру, самостоятельно
дорисовать прожилки у листьев.
III. Физкультминутка: танцевально-двигательная терапия. Дети с осенними листьями в руках выполняют движения под плавную мелодию.
Подул
ветер и сорвал листья с деревьев.
Детям надо постараться расслабиться
и свободно лететь, как листья (кружиться,
падать на землю).
IV. Пальчиковая гимнастика: кистевое упражнение.
Солнце спит, и небо спит (сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке).
Даже ветер не шумит (указательный пальчик приставляем к губам – т-с-с).
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись).
Все лучи свои послало. (растопырили пальчики-лучики и шевелим ими)
Только солнышко проснулось,
Всем
в округе улыбнулось (улыбаемся всем).
Игра «Ветер и Солнце»: коммуникативная игра – драматизация. Один ребенок будет изображать Человечка. Он становится в середине круга. Остальные дети – Ветер и Солнце, образуют круг.
Когда дует Ветер (злой, холодный)– машем руками резко на Человечка.
Но
вот появилось Солнце (теплое,
доброе) – ласково, улыбаясь, гладим
Человечка.
V.
Заключительная часть
Релаксация: ведущий говорит: Ветер холодный – дети свернулись калачиком лежа на ковриках.
Ведущий говорит: Солнце теплое – дети расслабляются лежа на спине.
Ритуальное
прощание: Дети стоят в кругу, держась
за руки. Произносят сначала громко “До
свидания”, затем шепотом “До свидания”.
Вывод:
в ходе занятия были решены все поставленные
задачи: коррекционные, воспитательные,
образовательные. При систематическом
выполнении заданий осуществляется профилактика
эмоционально – поведенческих проблем
дошкольников. У детей формируются положительные
черты характера, способствующие развитию
общения со взрослыми и сверстниками.
Дети с удовольствием выполняют упражнения
совместно с педагогом.
Занятие
№2 на тему «Марсиане»
Цель:
коррекция агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
I.
Вводная часть
ПРИБЫТИЕ:
Дети идут друг за другом по кругу тяжелым
шагом (проходят два круга).
II.
Основная часть
Воспитатель: - «Марсиане идут. Они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими, ритмичными. Так двигаются марсиане в своих скафандрах. Прочные скафандры защищают пришельцев от нападений и опасностей, но дышать и двигаться в них трудно.
Марсианам хочется снять, сбросить скафандры, освободиться от них, но страх сдерживает их желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравится. Все следуют его примеру, сбрасывают шлемы и вдыхают воздух. Их хмурые лица немного разглаживаются, некоторые пришельцы даже улыбаются».