Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности развития эмоционально- поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдром дефицита внимания с гиперактивностью, теоретически обосновать и разработать систему занятий по коррекции эмоционально-поведенческих проблем посредством игры и игровых упражнений, на основании которой провести формирующий эксперимент и доказать её эффективность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ…………………...10
1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью………………………………………………………….……15
1.3. Эмоционально-поведенческие проблемы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью……………………………………………………………….20
1.4. Игры и игровые упражнения в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью …………………………………………………27
Выводы по главе 1…………………………………………………………30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ……………………………………………………..31
2.1. Цели, задачи, методы, опытно-экспериментальная база исследования и краткая характеристика исследуемых групп………………...31
2.2. Описание диагностических методик констатирующего эксперимента…………………………………………………………………......33

2.3. Особенности эмоционально-поведенческой сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента………………………………………………..37
Выводы главе 2……………………………………………………………46
ГЛАВА 3. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)…....47
3.1. Цели, задачи, методы и опытно-экспериментальная база исследования…........................
3.2. Система целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия на эмоционально-поведенческую сферу детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством игры и игровых упражнений ……………………………………49
3.3. Эффективность работы по педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью по разработанной системе занятий посредством игры и игровых упражнений (контрольный срез)……………...56
3.4. Методические рекомендации педагогам-дефектологам и родителям, воспитывающим детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью…………………………….…………………………………63
Выводы по главе 3………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 276.73 Кб (Скачать)

     Функциональное  упражнение "Что  исчезло?".

       Перед каждым ребенком поочередно  раскладываются предметы. Их просят  внимательно посмотреть на них  и запомнить. Затем ребенок  закрывает глаза, а инструктор  убирает один предмет. Задача  ребенка - назвать исчезнувший  предмет. 

     Когнитивное упражнение "Мельница".

     Детям  предлагается   делать одновременные  круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой  ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. 

     Коммуникативное упражнение "Сиамские близнецы".

     Дети  разбиваются на пары и встают как  можно ближе к своему партнеру. Инструктор бинтом обматывает правую руку одного партнера с левой рукой  другого. Аналогично соединяются и  ноги. Затем детям даются различные  задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и т.д. Для  оживления упражнения одному из партнеров  можно завязать глаза. 

     III. Заключительная часть 

     Релаксация "Огонь и лед".

     Упражнение  включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде  воспитателя "огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность  и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде "лед" дети застывают  в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все  тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя  время выполнения той и другой. 

     Подведение  итогов занятия

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть? 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий у детей снизится проявления импульсивности, признаков гиперактивности, дети учатся контролировать свои эмоции, вырабатывать и подчиняться правилам, происходит развитие двигательного контроля и навыка подчиняться правилам 

     Занятие №8 на тему «Учимся расслабляться» 

     Цель: коррекция гиперактивного поведения. Коррекция признаков импульсивности. Развитие коммуникативных навыков. 

     Задачи:

    Образовательные:

  • развитие концентрации внимания и навыков совместной деятельности;
  • развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками;
  • эмоциональное развитие;
  • формирование произвольности, слухоречевой памяти и межполушарного взаимодействия.
  • Развитие мелкой моторики рук;

    Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
  • продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов;

    Коррекционные:

  • снятие  телесных напряжений, отражение негативных эмоций;
  • активизация потребностей;
  • снятие  мышечных зажимов, развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.
 

     Ход занятия 

    1. Вводная часть
 

     Растяжка "Лучики".

     И.п. - сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:

     - шеи, спины, ягодиц;

     - правого плеча, правой руки, правой  кисти, правого бока, правого бедра,  правой ноги, правой стопы;

     - левого плеча, левой руки, левой  кисти, левого бока, левого бедра,  левой ноги, левой стопы. 

     Дыхательное упражнение. И.п. - сидя на полу. Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите, - все изгибы и формы, линии и углы. Сначала попробуйте замечать только темное, затем - только светлое. 

     II. Основная часть 

     Упражнение "Замок".

     В последующем возможно выполнение упражнения в парах. 
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
 

     Упражнение "Лезгинка".

     Ребенок складывает левую руку в кулак, большой  палец отставляет в сторону, кулак  разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу  левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой  рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены  положений. 

     Упражнение "Рисующий слон".

     Детям предлагается сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться  головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить то же другой рукой. 

     Упражнение "Сова".

     С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая  налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания  на три поворота головы. Повторить  то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча - вдох, голова на груди - выдох с вокализацией "у-у-х", голова у другого плеча - вдох и т.д. 

     Функциональное  упражнение "Птенцы".

     Дети  садятся в круг. Выбираются птица-мама, птица-папа, которые уходят за дверь. Затем выбираются пять птенцов. Все опускают головы на руки вниз. Птицы-родители приглашаются в круг. Один из птенцов тихим тонким голосом пищит, не поднимая головы. Остальные дети сидят очень тихо. Задача птиц-родителей определить пищащего птенца. Этот птенец может поднять голову. Так продолжается до тех пор, пока все птенцы не будут найдены. При повторе игры можно обыгрывать других зверей, например котят, ягнят и т.д. 

     Когнитивное упражнение "Визуализация волшебной восьмерки".

     И.п. - сидя на полу. Детям предлагается представить  лежащую восьмерку, которая располагается  внутри головы и тянется от уха  до уха. Необходимо мысленно следить  глазами по траектории восьмерки. 

     Когнитивное упражнение "Зашифрованное  предложение".

     Воспитатель дает детям для запоминания даются короткие предложения, например: "Дети играли во дворе". Детям предлагается зашифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку "хве": "Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(х-ве) дво(хве)ре(хве)". 

       Упражнение с правилами   "Принц-на-цыпочках".  
Дети садятся в круг. Принц-на-цыпочках (принцесса-на-цыпочках) тихими неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, должен так же бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения.  
В этот момент принц оборачивается к своей свите, раскрывает руки и говорит: "Благодарю вас, господа!" После чего все возвращаются на свои места.
 

     III. Заключительная часть 

     Релаксация "Потянулись - сломались".

     И. п. - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

     Воспитатель: "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)...  
А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли.  
Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол...  
Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его". Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:

     - показать разницу между выполнением  команды "опустить кисти"  и "сломались в кистях" (расслабление  кистей достигается только во  втором случае);

     - когда дети лежат на полу, педагог  должен обойти каждого из них  и проверить, полностью ли расслаблено  его тело, указать места зажимов. 

     V. Подведение итогов занятия

     - Ребята, что вам понравилось сегодня  на занятии?

     - В чем вы затруднялись?

     - Может быть, что-то не понравилось?

     - В какие игры вы бы хотели  еще поиграть? 

     Вывод: в ходе занятия были решены все поставленные задачи: коррекционные,  воспитательные, образовательные. При систематическом выполнении заданий у детей снизится проявления импульсивности, признаков гиперактивности, дети учатся контролировать свои эмоции, вырабатывать и подчиняться правилам, происходит развитие двигательного контроля и навыка подчиняться правилам, развитие коммуникативных навыков.

     Приложение 6 

     Результаты  проведения контрольного эксперимента по всем диагностическим методикам: 

     
  1. методика  №1 «Оценка импульсивности у дошкольников» (авторы Алворд М. и Бейкер П.);
  2. методика №2        «Ребенок глазами взрослого»    (автор  Романов А. А.);
  3. методика №3 «Систематизированное наблюдение за ребенком» (авторская интерпретация системы наблюдения по Алворду М. и Бейкеру П.).

Информация о работе Игра и игровые упражнения как средство педагогической коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой сфере у детей старшего дошкольн