Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.............................................................................................................................3
1. Гуманистическая парадигма образования...................................................................6
1.1. История возникновения гуманистических идей……………….……………....….6
1.2. Основные принципы гуманистического образования…………………………..14
2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе …………………………………………………….….18
2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А
2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А
Заключение.......................................................................................................................31
Литература........................................................................................................................34
В организационном плане гуманизм породил научные школы, академии, тайные сообщества гностиков, сохранившихся до настоящего времени и постоянно приспосабливающихся к достижениям науки.
Гуманизм принес в этическую
мысль признание самоценности
человеческой личности и
1.2 Основные
принципы гуманистического образования
Еще с середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей. Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.
Гуманистический подход к образованию - прежде всего комплекс мероприятий, интегрирующий богатство лучших методик, накопленных «поведенческой» и «когнитивной» педагогическими школами, однако он отличается концентрацией на личностном развитии обучаемого, что в свете нарастающей информатизации современного общества приобретает особую важность. Комплексность данного подхода предполагает свободное варьирование методов. Можно выделить принципиальные требования гуманистического подхода к образованию:
-Наполненность содержания обучения жизненными проблемами обучаемого, создания ситуации учения, в которой бы студенту разрешалось взаимодействовать с важными для него проблемами и вопросами, которые он стремится разрешить в принципе;
-"Реальность личности" преподавателя, который должен вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии со студентами;
-Принятие преподавателем обучаемого таким, какой он есть, и понимание его чувств. Подчеркивается необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения преподавателя к студенту;
-Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студенты узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их. Обучение не должно быть директивным, напротив, обучаемый должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение проблемы.
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему и обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.
Личностный подход как принцип воспитания
требует отношения к учащемуся как к уникальному
явлению независимо от его индивидуальных
особенностей. Он предполагает, что и педагоги,
и учащиеся относятся к каждому человеку
как к самостоятельной ценности, а не как
к средству для достижения своих целей.
Личностный подход органично связан с
принципом персонализации педагогического
взаимодействия, который требует отказа
от ролевых масок, адекватного включения
в этот процесс личностного опыта (чувств,
переживаний, эмоций, действий и поступков)
[2, С.79].
Гуманистический принцип полисубъектного (диалогического) подхода обусловлен тем, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия. Он преобразует суперпозицию педагога и подчиненность учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
Принцип
индивидуально-творческого
Принцип профессионально-этической взаимоответственности обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует того, чтобы и педагоги, и учащиеся не шли на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а могли вырабатывать свою стратегию развития, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
В реальной педагогической практике, важно учитывать частные принципы организации воспитательной работы:
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой, который требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями, формирования опыта их анализа для последующей деятельности.
Принцип эстетизации детской жизни позволяет
развить у них высокий художественно-эстетический
вкус, дать им возможность познать подлинную
красоту общественных эстетических идеалов.
Принцип организации
детской деятельности - уважение к личности
ребенка в сочетании с разумной требовательностью
к нему. Разумная требовательность всегда
себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает, если
она объективно целесообразна, продиктована
потребностями воспитательного процесса,
задачами всестороннего развития личности.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.
Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания.
Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу (коллектив), педагог превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом формально воспитателя интересует только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для работы с каждой отдельной личностью. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот [1, С.265].
Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека. Так же воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Это обусловливает важность реализации деятельностного подхода как принципа гуманистического воспитания.
В
целом, можно отметить общие принципы
конструирования образовательного процесса
на основе гуманистических ценностей,
получающих все большее развитие в последнее
десятилетие в России: принцип свободы;
принцип создания ненасильственной развивающей
социально-педагогической среды; принцип
насыщения жизнедеятельности образовательного
учреждения новым содержанием; принцип
личностного подхода ко всем участникам
образовательного процесса.
2 Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления
воспитания в советской школе
2.1 Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А.
Василия Александровича Сухомлинского — крупнейший отечественный педагог нашего времени.
Он — автор более 40 книг, свыше 600 статей, 1200 сказок и рассказов для детей. Его труды переиздавались огромными тиражами, а его главная книга «Сердце отдаю детям» издана на 30 языках мира.
Биография Василия Александровича Сухомлинского типична для советских людей, молодость которых выпала на годы Великой Отечественной войны. Время лишений, разрухи, людской вражды и ненависти. Едва отгремела война, началась коллективизация. Особенно тяжело протекала она на Украине. Обезлюдели, вымерли многие села. В стране царили голод и болезни. Далее годы террора государства против собственного народа. Затем Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Сухомлинский В.А. вынес ее, как говорят, «на своих плечах».
Родился он 28 сентября 1918 года в селе Васильевка на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского В.А. был крестьянин. Четверо его детей стали учителями. Преподавали украинский язык и литературу. В 1933 г. отправился в Кременчуг. Думал о медицинском образовании, но поступил на рабфак. Закончил его и поступил в педагогический институт. После двух лет учёбы, в 1935 г., стал преподавателем заочной школы недалеко от родного села. Ему было всего 17 лет. Он перевёлся на заочное отделение в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1939 г. После окончания института работал учителем в Онуфриевской средней школе. В 1941-м добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942-го тяжело ранен под Москвой. В его груди навсегда остался осколок. Долгое лечение в госпитале на Урале, после которого он по состоянию здоровья в армию уже не вернулся. Его назначили директором школы в Уфе. Потом возвращается в родные места, недолго работает заведующим района, а с 1948 до последнего дня руководит Павлышской средней школой.
Деятельность Сухомлинского В.А. протекала не в самых благоприятных для творчества условиях. Он видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского В.А. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать добрые чувства. Вокруг него было лицемерие, ханжество, моральное разложение руководящих структур, всесильной власти идеологии, опутавшей и культуру, и науку. Сухомлинскому В.А. приходилось учитывать идеологические руководящие установки, отвечать на нападки ретроградов от педагогики, малообразованных, но активных защитников «чистоты» советской педагогики, теории коммунистического воспитания, в рамки которой не всегда укладывались его мысли и дела. Все это дополнялось бесконечными изнуряющими разговорами с издателями и редакторами, объяснениями, убеждениями и т.д. Это сейчас мы читаем только хвалебные оды в адрес Сухомлинского В.А. А тогда все было иначе.