Педагогика Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:08, реферат

Краткое описание

Родился В. А. Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе.

Оглавление

Сухомлинский Василий Александрович. Биография.________2 стр.
Основные положения педагогики Сухомлинского__________ 4 стр.
Философско-педагогические идеи_______________________ 5 стр.
Заключение_________________________________________10 стр.
Список литературы__________________________________ 11 стр.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

Содержание: 

Сухомлинский  Василий Александрович. Биография.________2 стр.

Основные  положения педагогики Сухомлинского__________ 4 стр.

Философско-педагогические идеи_______________________ 5 стр.

Заключение_________________________________________10 стр.

Список  литературы__________________________________ 11 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сухомлинский  Василий Александрович. Биография.

Родился В. А. Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия  Александровича - Александр Емельянович  Сухомлинский - работал по найму  как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время  Александр Емельянович стал одним  из передовых людей села - был  общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской  кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал  колхозной избой-лабораторией, руководил  трудовым обучением (по деревообрабатывающему  делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем  она воспитала, кроме Василия, ещё  троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. Василий Сухомлинский учился вначале  в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых  способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе. 17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол. Своё обучение В. А. Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.  12 июля 1974 года на торжественном собрании представителей советской общественности, посвященном 800-летию города Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культура, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что в "в Полтавском пединституте учились А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  положения педагогики Сухомлинского.

Огромное  влияние на взгляды Сухомлинского  оказали идеи великого французского просветителя XVIII века Жан Жака Руссо. Главное, что истинное воспитание —  это идеальная гармония взаимоотношений  учителя и ученика, которые вместе стремятся к познанию добра и  красоты. Сухомлинский относится к  человеку как к высшей ценности. В воспитании человека огромную роль играет вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, в то, что каждый обладает талантами, заложенными именно в нём. Вся  работа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся. Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человеком, обществом  и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а  у детей перед родителями. У  каждой личности есть долг перед коллективом  и перед высшими нравственными  принципами. Сухомлинский считал, что  гуманное общество могут построить  только гуманные, добрые, мудрые люди. Таких людей могут воспитать  только учителя, владеющие идеями и  методами гуманной педагогики. Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается  уверенность в собственных силах, способность к творческому решению  проблем и веру в возможность  их решения. Образование является важнейшей  жизненной ценностью. Сухомлинский формировал в своих воспитанниках  готовность к труду как важнейшей  части жизни. Он считал необходимым  воспитание в детях «высокой педагогической культуры семьи», основным методом  формирования которой он считает  «проведение этических бесед, посвященных  высокой миссии матери и отца. Это  беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей». Большое  значение Сухомлинский придавал «воспитанию  красотой» – искусство формирует  душу человека. 
 

  1. Философско-педагогические идеи.

В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Сухомлинский  Василий Александрович окончив  рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.

Сухомлинский  одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать  гуманистические традиции отечественной  и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»  он пишет о том, что «каждый  человек уже в годы детства  и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной  точкой педагогического мировоззрения  Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения  к окружающей действительности, понимание  своего дела и ответственности перед  родными, товарищами и обществом  и, что главное, перед собственной  совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

Сферой  развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани  человеческой личности, открывая перед  каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому  тезис: «вход в тот дворец, имя  которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

Особая  проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни». Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных». Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения  учителя и ученика. Поэтому они  должны быть внимательными, доброжелательными  и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности». Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке  «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе  Сухомлинский уделял, как мы уже  отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве  справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей  широкий отклик, была идея сближения  школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья .и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания.

Семья и школа вместе должны развивать  в ребенке чувство долга и  ответственности, правила жизни  в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное  человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Информация о работе Педагогика Сухомлинского