Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.............................................................................................................................3
1. Гуманистическая парадигма образования...................................................................6
1.1. История возникновения гуманистических идей……………….……………....….6
1.2. Основные принципы гуманистического образования…………………………..14
2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе …………………………………………………….….18
2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А
2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А
Заключение.......................................................................................................................31
Литература........................................................................................................................34
Чтобы побудить ребенка к самовоспитанию в труде и учебе, Сухомлинский В.А.
создавал атмосферу самовыражения, в которой ребенок, подросток, юноша или
девушка «с изумлением и восхищением» видели «творение своих рук», находили в
нем «самого себя». И неслучайно, как уже указывалось выше, гармоничность
воспитания Сухомлинский В.А. рассматривал как соотношение, уравновешенность двух функций человеческой деятельности: «познание, постижение объективного мира» и «выражение самого себя», «своей внутренней сущности». При этом он
подчеркивал: задача учителя состоит в том, чтобы содействовать выражению
ребенка не только в отметках и баллах, ибо учение лишь частица его духовной
жизни. Это делать тем более необходимо, если в сфере учения есть трудности.
Для их смягчения, постепенного преодоления и, в конечном счете, для ощущения
полноты духовной жизни важно способствовать самовыражению воспитанника в
других, подвластных его умственным силам и способностям, сферах - тем самым
утверждая нравственное достоинство взрослеющей личности, помогая ей пережить
ни с чем
несравнимое чувство
вижу себя в созданном мире», «я воплощаю» в этом свои интеллектуальные,
физические, нравственные силы, «я могу преодолевать трудности и выходить
победителем в борьбе за самого себя, за свою нравственную красоту и
совершенство».[16, c.172]. То есть нужно, чтобы учение стало радостной, желанной деятельностью. Выразив себя однажды в каком-то виде труда, подчеркивал Сухомлинский В.А., ребенок непременно найдет в себе силы и будет стремиться преодолеть трудности в других сферах деятельности.
Нравственное самовоспитание, по мнению Сухомлинского В.А., основывается на желании быть хорошим, чутким и тонким своей душой, на желании познания человека, человека в окружающем мире. «Единство воспитания и самовоспитания начинается там, где человек, познавая человеческое (в окружающем мире), познает тем самым себя, учится смотреть на себя как бы со стороны...ему хочется быть
лучшим» [13, т.2.- с.651].
Мощным стимулом в практике Сухомлинского В.А., побуждающим ребят по-настоящему заниматься самовоспитанием, была забота воспитанников о другом человеке, помощь старших младшим и т.п. Сухомлинский В.А. в этой связи стремился к тому, чтобы детскими, техническими, сельскохозяйственными и иными кружками руководили сами школьники. К примеру, в кружке юных механизаторов, объединяющих детей начальных классов, ребята учились запускать маленький двигатель, управляли игрушечным автомобилем, монтировали модель электрифицированной железной дороги и т.п. Здесь труд сочетался с игрой.
Руководитель кружка старшеклассник чувствует себя хозяином положения. Малыши с уважением относятся к нему, а тот посвящает их в таинства науки и техники. В кружке установились интересные отношения. Это и дружба ребят разного возраста, и забота старшего о младших, и взаимное обогащение. Вместе с тем, это и незаменимый источник самовоспитания ребят. Старшеклассник, видя
творческое взросление детей, чувствовал удовлетворение, ибо в этом и его
заслуга. А вместе с тем общение с малышами, желание всякий раз открыть,
показать им что-то новое, увлекательное, вопросы ребят и, порой не простые,
побуждали его овладевать все новыми и новыми знаниями и умениями. В свою
очередь, наблюдая за своим старшим товарищем, малыши также стремились быть
похожими на него. Вот это есть то состояние, когда воспитание сливается с
самовоспитанием и которое Сухомлинский В.А, считал самым продуктивным в развитии самосознания человека.
Практика позволила Сухомлинскому В.А. убедиться в том, что лучшим средством самовоспитания ребят является их забота о другом человеке. «Настоящее воспитание, делает вывод педагог, начинается там, где человек чувствует себя уже не только воспитанником, но и ответственным за судьбу других людей» [13, т.3.- c.510] .
Важность самовоспитания определяется тем, что шире и глубже познавая
окружающий мир, воспитанник вместе с тем все больше познает и самого себя,
оценивает свой потенциал в разных аспектах жизнедеятельности, проверяет
стойкость своих убеждений, сверяет поступки, поведение, самоутверждается.
Стимулом же как самопознания, так и самоутверждения является идеал, то есть
то, что восхищает, изумляет, воодушевляет ребят. Это последнее рождает
стремление быть хорошим, что в свою очередь побуждает к самовоспитанию.
Сухомлинский В.А. считал коллектив незаменимым в вопросах разгадывания таинств «Я» своих воспитанников. С этой целью он создавал такие взаимоотношения в коллективе, при которых тот или иной воспитанник чувствовал бы большую ответственность за другого человека, за коллектив, за какое-то дело. Ибо, по его убеждению, только в ответственности, деятельности наиболее рельефно проявляется то, на что способен человек. Учитывал Сухомлинский В.А. и тот факт, что с развитием чуткости личности к собственному миру мыслей и чувств, с возрастания уважения к самому себе неминуемо ограничивается и сфера влияния коллектива на личность, так как «воспитание самоуважения закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного» [21, c.59]. Среди источников, стимулирующих интерес к самовоспитанию Сухомлинский В.А. на одно из первых мест ставил беседы с воспитанниками. При этом он заметил, что та или иная беседа с ребенком будет эффективной лишь в том случае, когда у того самого созреет желание открыть душу учителю. Такому же состоянию предшествует ряд условий. Среди них самым важным, по мнению Сухомлинского В.А., является уверенность ребенка в том, что сказанное им во время беседы не будет использовано против него и что доверительный разговор останется в тайне. Каждая беседа это прикосновение к детскому сердцу. И такое прикосновение «должно быть нежным, самым искренним» [21, c.59]. Это еще одно условие проведения индивидуальных бесед. Среди других условий Сухомлинский В.А. называл: умение выслушать жалобу, не усматривая в ее авторе плаксивого ябедника. Следствием беседы никогда не должно быть наказание ребенка, открывшего душу учителю. Побуждающими к самовоспитанию были также «уроки мышления», «уроки творчества» и др.
Чтобы процесс самовоспитания не затормозился, чтобы на его развитие мог
оказывать определенное влияние учитель, Сухомлинский В.А. учитывал ряд определяющих его обстоятельств. Среди них на первое место Сухомлинский В.А. ставил откровенные доверительные отношения между воспитанником и учителем. Только такие отношения открывали ему дорогу к сердцу воспитанника и надежду на то, что его «поучения» воспринимаются «как мудрость жизненного опыта». Откровение воспитанника с учителем -«это, -утверждал Сухомлинский, -процесс взаимного облагораживания чувств и мысли». Следствием такого процесса является вытеснение примитивных чувств более тонкими, возвышенными. «Человек, как говорят в таких случаях: «Берет себя в руки». «Открыв свою душу, излив чувства и мысли», он убеждается, что и сам теперь «в состоянии изменить свое самочувствие, повлиять на себя» [13, т.2.- c.65]. Именно такие моменты являются толчком к самовоспитанию. Второе обстоятельство находится в плоскости собственного становления воспитанника: зависимость определяется пониманием и переживанием самим воспитанником того, что «сегодня он стал лучше, чем вчера, что в его душу входит человеческая красота, и это вхождение красоты зависит в огромной мере от него самого, от собственной его воли» [13, т.2.- c.66]. Третье обстоятельство, как и второе, обуславливается осознанием учеником собственного становления, сливающегося с чувством его гордости за первые успехи, которые порождают у воспитанника уважение к самому себе. Последнее подводит нас еще к одному аспекту процесса самовоспитания самоуважению, детской интеллигентности, как его называл Сухомлинский В.А.
Решая проблему самовоспитания ребят, Сухомлинский В.А. не менее пристальное внимание уделял формированию и развитию потребности в самообразовании. Опыт убедил его в том, что в основе такой потребности лежат интересы и увлечения ребят. Сухомлинский В.А. определил наиболее продуктивный путь воспитания и самовоспитания потребности в самообразовании, который шел от увлечения кружковой работой к книге, от книги к углублению познаний по интересующему вопросу, а затем к творческому труду.
Сухомлинского В.А. беспокоила
проблема образования и
Заключение
Гуманизм играет далеко не последнюю роль в жизни человека и общества. Можно сказать, что гуманизм возник с появлением человека и будет существовать пока человек не исчезнет. Он тесно связан с жизнью и деятельностью людей. По мере развития общества изменялся и гуманизм. Огромную роль гуманизм сыграл в образовании и воспитании подрастающих поколений. Многие педагоги в своих концепциях брали за основу гуманистические идеи. Гуманное отношение к детям- основной принцип гуманистического воспитания. Многие выдающиеся педагоги считали главной в деле воспитания мысль о том, что мир держится на любви к детям. Сухомлинский В.А. был из их числа. Все его труды объединены одной философией - «философией сердца», обращенной как к детям, так и к людям всех возрастов и всех родов занятий.
И если воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений, то есть сотворчество. Сухомлинский В.А. не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания. Не формальные учительские усилия и не «педагогическое» насилие, какими бы благими намерениями оно ни мотивировалось, а искусство подобрать ключик к внутреннему миру воспитанника, чтобы этим ключиком завести на всю дальнейшую перспективу «механизм» интеллектуального и нравственного саморазвития, — таков основополагающий принцип. Дух самостоятельного поиска, вкус к решению разнообразных задач, а вместе с тем и нравственное сознание — вот что необходимо заложить в умы и сердца молодого поколения. Сухомлинский В.А. говорил, что для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя. Самовоспитание культуры, дисциплины, воли и мысли, повседневный самоконтроль, выработка характера, управление эмоциями — все это ребенок или подросток (а тем более юноша) может и должен под руководством старшего делать сам, все более познавая себя и овладевая собой. Но подобное возможно лишь при развитости души, чуткости к окружающим человеческим воздействиям, прежде всего к доброму слову, совету, ласковому или укоризненному взгляду.
Таким образом, воспитание по Сухомлинскому В.А. — это
управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства.
В воспитании положительной
Разработанная Сухомлинским В.А. педагогическая
система не только обогатила педагогическую
науку новаторскими идеями и положениями,
внесла вклад как в теорию, так и в практику
образования и воспитания, но и составила
значительный, революционный этап в развитии
отечественной педагогической мысли.
Список источников и литературы
1. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала
нового времени. — М.: Академия педагогических наук, 1990.
2. Корнетов, Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы / Г.Б. Корнетов —М.: Международная педагогическая академия, 1993.
3. Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М.И. Мухин — М.: Педагогика, 1994.
4. Наумов, Н.Д. Философско-педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия //София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии.- 2002.- №5.
5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.— М.: Педагогика, 1988.—Ч.1.
6. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. — М.: Педагогика, 1985.
7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
8. Равкин, З.И. Сердце, отданное детям // Народное образование. -1982. - №1.
9. Родчанин, Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн.— М.: Педагогика, 1991.
10. Сахаров, В.А. В.А.Сухомлинский и современность: К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста // Начальная школа.- 2002.- №9.
11. Сокольская, Н.К. Идеи гуманизма // Гуманист. - 2006.- №1.
12. Соколова, Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной
педагогики / Сост. А.И. Пискунов. — М.: Педагогика, 1981.
13. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. — К.: Радянська школа, 1979—1980.
14. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 3 т. — М.: Педагогика, 1979—1981.
15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990.
16. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. К.: Радянська школа, 1987.