Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.
Введение.............................................................................................................................3
1. Гуманистическая парадигма образования...................................................................6
1.1. История возникновения гуманистических идей……………….……………....….6
1.2. Основные принципы гуманистического образования…………………………..14
2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе …………………………………………………….….18
2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А
2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А
Заключение.......................................................................................................................31
Литература........................................................................................................................34
Педагогическое и творческое наследие Сухомлинского В.А. огромно, разносторонне, многопланово, но оно до сих пор пополняется ранее не публиковавшимися работами. Его творчество постоянно обогащалось, углублялось, оттачивалось. Особая заслуга Сухомлинского В.А. состоит в том, что он одним из первых отечественных педагогов удачно объединил идею всестороннего развития личности с идеей гармоничного развития общества. Он постоянно акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс призван сохранить функциональное единство, которым природа наделила каждого из нас, — единство души, духа и тела.
Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского В.А. была любовь
к ребенку. Этот вывод наводит на мысль о глубоких христианских истоках творчества Сухомлинского В.А., о его внутренней вере в истинно христианскую любовь к ближнему, истинно христианское всепрощение. «Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Сухомлинский В.А. себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Именно величайшая гуманистичность педагогики Сухомлинского В.А. привлекла к нему не слабеющий
интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском,
польском, испанском, японском и многих других языках.
Вся деятельность Сухомлинского В.А. протекала в педагогическом пространстве, состоящем как бы из двух миров — из мира социалистической педагогической обыденщины (сильных мира сего, в том числе деятелей в области образования, педагогики, издательского дела) и собственно мира образования — школы, детей. И если с первым миром поневоле приходилось сотрудничать, если в первом мире, где процветали не самые человечные отношения, не грех было и слукавить, чтобы выстоять для продолжения работы, развития своих идей или просто выжить, то во втором мире кривить душой, а тем более лукавить было нельзя. В этом втором мире Сухомлинский В.А. по-настоящему жил, этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно предан. Этому второму миру он без остатка отдал свое сердце. И он добился признания и небывалого для педагога почета — Звезда Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, медали К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко, Государственная премия УССР и др. Власть стремилась кнутом и пряником вогнать Сухомлинского В.А. в привычный ряд пропагандистов идей марксизма-ленинизма. Вот как характеризуется деятельность Сухомлинского В.А. в 25-м томе третьего издания БСЭ (1976): «Разрабатывал вопросы теории и методики коммунистического воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности учащихся, педагогического мастерства, а также пропагандировал идеи советской гуманистической педагогики». В предисловии редакционной коллегии к наиболее полному пятитомному собранию его избранных произведений эта мысль ужесточается. На поставленный самими авторами предисловия вопрос:
«Что же было главным в теоретической и практической деятельности выдающегося
педагога?» — дается такой ответ: «Основное, самое важное заключение в том, что
Сухомлинский В.А. был талантливым пропагандистом идей марксистско-ленинской педагогики». [13, т.1 - с.20].
Ему из далекого украинского села только за это было позволено иногда высказывать крамольные мысли, заботиться о духовном мире детей, сеять в их душах вечное, доброе, человечное, осуществлять глубокий индивидуальный подход в условиях всеобщего единства (а на самом деле одинаковости) школы, однообразия содержания, средств и методов обучения.
Осознавал ли сам Сухомлинский В.А. двойственность своего состояния, поведения и творчества. Возможно, длительная практика нелегкой борьбы и жизни, проб и ошибок выработала в нем неосознаваемые защитные механизмы мышления и деятельности. Но на каком-то этапе своей жизни Сухомлинский В.А. не
только почувствовал эту двойственность, но и сознательно действовал
определенным образом во имя недопущения постороннего, чиновничьего
вмешательства в мир, в котором он жил, во имя которого творил. И он победил.
Он, один из немногих теоретиков и практиков образования, не только сохранил,
уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее
педагогам новых поколений.
С какой надеждой ожидал Сухомлинский В.А. социальных и политических
перемен в нашей стране, надеясь, что можно будет открыто «во всеуслышание»
сказать правду о системе образования, педагогической науке, о тех, кто
руководит ею, о школе будущего. К сожалению, Сухомлинский В.А. не дожил
до этого времени. Только сейчас в России создаются предпосылки для расцвета
истинно прогрессивной гуманистической педагогики, истинно гуманного
образования. И именно сейчас мы снова и снова обращаемся к наследию
Сухомлинского В.А.
В России всегда были борцы разного типа. Одни активно и открыто выступали
против правящей государственной идеологии и ее влияния на общество. Они
становились диссидентами. Таких людей отлучали от дел, высылали, заключали в
тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы. О них писали в подпольной печати,
сообщали «голоса». Однако влияние их на умы и души людей было ограниченным.
Но были борцы и другого рода. Найдя приемлемую для себя и, главное, для
системы форму изложения, они проповедовали идеи, пробуждающие человеческое в человеке, низвергающие принципы тоталитарной идеологии.
Влияние этих деятелей культуры и науки на людей было огромно, их вклад в
борьбу с тоталитаризмом был не менее весом и существенно более эффективен.
Думаю, что к борцам второго типа можно отнести и Сухомлинского В.А.
Гражданская позиция Сухомлинского В.А., как, впрочем, и все его педагогические
взгляды и творчество, не оставались неизменными.
Они существенным образом менялись по мере проникновения в сущность
гуманистических идей, по мере роста его популярности и авторитета в научно-
педагогическом обществе по мере расширения его известности в обществе.
Постепенно Сухомлинский В.А. отказывается от камуфляжа с помощью
искусственно притянутых цитат, ссылок на авторитет политических деятелей и
все более открыто и последовательно исповедует идеи гуманистической
педагогики. Это особенно проявляется в работе последних лет его жизни «Как
воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», последних статьях,
письмах коллегам и друзьям. По своей сути Сухомлинский В.А. всегда был
последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся
воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. Он
постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием
беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены
на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где
на таком фундаменте, — писал Сухомлинский В.А., — пытаются строить
коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман» [7,c. 42].
В сказках, новеллах, рассказах Сухомлинского В.А. ощущается внутренняя
напряженная борьба за человеческое в человеке, противостояние угрозе
дегуманизации человека. Все его педагогическое и художественное творчество
как бы противостоит технократическому вызову, формирующему своеобразное
мировоззрение, существенной чертой которого является приаритет средств над
целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и
реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Он
всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову
гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле.
Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир, Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек. Все его книги
объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой
жизни, талантливость и самобытность каждого.
Анализируя многогранное творчество Сухомлинского В.А., следует рассматривать различные грани его таланта — вдумчивого педагога-практика, творчески мыслящего воспитателя; глубокого, основательного ученого в области педагогики, высокообразованного человека, непревзойденного мечтателя и архитектора школы будущего.
И удивительно, в его педагогические построения, теоретические модели веришь больше, чем в иные «научно обоснованные» и «экспериментально проверенные»
педагогические диссертации, потоком проходящие через диссертационные советы и высшие аттестационные комиссии и комитеты. Еще более удивительно то, что
многие педагогические воззрения Сухомлинского В.А. сбываются в условиях
демократизации
образования. Гуманистические идеи
Сухомлинского В.А. неотвратимо проникают
в школу.
2.2 Концептуальные
положения и основополагающие принципы
педагогической системы Сухомлинского
В.А
Как подлинный гуманист Сухомлинский В.А. прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.
Основой гуманистической педагогики Сухомлинского В.А. является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку. На этих основах, по его убеждению, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя и ученика.
Определяющее значение придает Сухомлинский В.А. системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по его убеждению, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что
приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной
чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое
мастерство, физическое совершенство» [21, c. 39]. При этом Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности Сухомлинский В.А. придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.
Его постоянно тревожили социальная деформированность общества, недооценка
роли интеллигенции в общественном развитии, снижение уровня образования при
переходе к всеобщему обязательному среднему образованию, слабость кадрового
и методического обеспечения школы, недостаточность материальных вложений в
образование. В связи с этим Сухомлинский В.А. в своей системе воспитания
всесторонне развитой личности постоянно работал над формированием у
школьников неутолимой любознательности, стремления к практической готовности к образованию и самообразованию. Неоднократно в своих работах он обсуждает проблему воспитания у детей правильного гармоничного взаимоотношения материальных и духовных потребностей, культуры желаний, раскрывает пути формирования психологической готовности к труду. Важное значение имеет актуальная мысль о том, что «истинная... связь труда и знаний заключается в том, что культура мысли воспитывает культуру взаимодействия человека с природой» [13, т.1.- c.87].
Сухомлинский В.А. рассматривал один из наиболее актуальных вопросов культуры самосознания личности. Это вопрос об условиях, путях и методах его формирования у взрослеющей личности. При каких условиях и с помощью каких