Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников русского государства волновали российских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. Такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев, одни из первых в российской педагогике своего времени стали разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В их число входит и Сухомлинский В.А.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................3

1. Гуманистическая парадигма образования...................................................................6

1.1. История возникновения гуманистических идей……………….……………....….6

1.2. Основные принципы гуманистического образования…………………………..14

2. Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе …………………………………………………….….18

2.1. Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А

2.2. Концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского В.А

Заключение.......................................................................................................................31

Литература........................................................................................................................34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

средств она, используя  свои познавательные и другие возможности, постепенно

приходит к  осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных

сил, своего отношения  к внешнему миру, к окружающим и  самой себе. Научить взрослеющую личность относится к себе как к человеку значит раскрыть одно из таинств мастерства воспитания. Постигая это таинство, Сухомлинский В.А. опирался на весьма удачное положение К. Маркса. Силой способной побудить школьника взглянуть на самого себя, а затем и управлять самим собой с чего собственно и начинается настоящее воспитание - является учитель (в самом широком смысле). Ибо не секрет, что ребенок еще до того, как сделает первый шаг по земле, начинает сравнивать себя с теми, кто его окружает, предъявляя к нему свои требования. Исходя из этого, подчеркивал Сухомлинский В.А., учитель должен быть для своих воспитанников, по выражению Тараса Шевченко, «апостолом правды и науки», в нем должно быть «гармоническое

единство идеалов, ...убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и

антипатий, морально-этических  принципов в словах и поступках» [13, т.1.- c.620]. Самосознание является продуктом развития, воспитания и обучения в

определенных  условиях и временных рамках. Сухомлинский В.А. подчеркивал: чтобы влияние школы было результативным (достигало поставленной цели), надо учитывать ряд обстоятельств его обуславливающих. И среди них одним из главных он назвал реализацию принципа, провозглашающего Человека высшей ценностью. Это означает, что школа должна раскрыть буквально перед каждым учеником «ту сферу творчества, в которой полностью расцветут его силы и способности, в которой он почувствует полноту счастья творения, счастья материализации своих способностей, счастья видения самого себя в результатах своего труда» [13, т.3.- c.437]. Это в свою очередь достижимо при условии исключительного внимания и заботливого отношения к человеческой индивидуальности. В данной связи следует учитывать и тот факт, что не каждый воспитанник обладает теоретическим мышлением и может стать математиком или физиком, филологом или историком. Но каждый воспитанник -это Человек. И в нем, как в тысячегранном алмазе, обязательно есть та грань, в которой «прячется источник счастья творения». Задача учителя своевременно заметить ее и, гармонизировав свои усилия с усилиями ученика, тонкими и умелыми действиями помочь ей засверкать.

        Замечено, что дети по природе своей -оптимисты. Характерным для них является мировосприятие светлое, солнечное, жизнерадостное. Оптимизм для детей то же самое, что игра красок для радуги. Как без игры красок нет радуги, так и нет детства без оптимизма. И это постоянно учитывал Сухомлинский В.А., решая проблему развития самосознания детей. Он в своих изысканиях исходил также из того, что самосознание как процесс проходит ряд этапов: от самопознания к оценке и самооценке, а от последней к самовоспитанию, самовыражению, и далее к регуляции собственного поведения, поступков, действий. При этом педагог заметил, что результативность указанного процесса во многом предопределяет его первый этап -развитие самопознания детей. Богатый опыт убедил Сухомлинского В.А., что настоящим человек становится лишь «когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий мир, но и в самого себя, когда он стремиться познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее» [13, т.5.- c.22]. В то же время повседневная школьная практика показывает, что, несмотря на то, что ученик многое познает и знает, он вместе с тем практически не познает и не знает себя. Решая проблему развития самосознания школьников, Сухомлинский В.А. исходил из важнейшего концептуального положения: «настоящее воспитание образованных людей невозможно без познания человека» [13, т.1.- c.511]. Будучи убежденным в том, что познание человека  это основа жизни коллектива и личности, Сухомлинский В.А. выстраивал учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках и внеклассных занятиях, постигая суть человека, его деяния, любуясь и восхищаясь красотой и величием этого ни с чем несравнимого чуда природы, всматриваясь в себя с позиции познанного, постепенно «проходили» тяжелый путь к себе; чтобы всесторонне познавая себя и одухотворяясь, стремясь быть совершеннее, «строили» свое «Я».

        При этом Сухомлинский В.А. учитывал тот факт, что потребность познать самого себя усиливается именно в юношеские годы. Шестнадцати-

семнадцатилетние  намного глубже осмысливают и точнее оценивают нравственную сторону своего мироздания и исходя из этого определяют свое место в настоящем и заглядывают в будущее. Мысли о будущем активизируют их деятельность, в процессе которой они проверяют адекватность своих поступков и правильность выбора. Особенно важно отметить то, что происходящие изменения в развитии самосознания учеников положительно влияют не только на их объективную оценку своего «Я», но и побуждают энергичнее развивать хорошие начала. В этот период старшеклассники в мыслях создают собирательный образ героя -свой идеал; глубже осознают и переживают личное достоинство; в большинстве своем управляют своими эмоциями; дают правильную оценку побуждениям; все больше заботятся о воспитании в себе высоконравственных чувств. Учитывая это, Сухомлинский В.А. вносил существенную коррекцию в работу с ребятами данного возраста. На первый план в его концепции выдвигалось самовоспитание. Многолетний опыт убедил Сухомлинского В.А. в том, что «способность быть судьей собственной души» [13, т.1.- c.633] наиболее эффективно вырабатывается в коллективе. Силу коллектива он усматривал прежде всего в том, что тот способствовал выработке объективного отношения воспитанников к самим себе, формированию умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность. При этом основной труд учеба оценивалась с гражданских позиций и рассматривалась как гражданский долг, что непременно сказывалось на повышении результативности учения. Работа мыслей, чувств в обозначенной выше связи побуждала школьников больше внимания уделять самовоспитанию, способствовала их самоутверждению. И если сейчас все отчетливее в сознание людей внедряется мысль о приоритете личного, то во времена, когда жил и творил Сухомлинский В.А., все было несколько иначе. Он, в частности, довольно эффективно проводил в жизнь идею о гармонизации личных и общественных интересов. Практика убедила его в том, что участвуя в жизни коллектива и общества, развивая экономический базис, создавая материальные и духовные ценности последнего, человек вместе с тем создавал и самого себя. Понимая, что корень дерева, именуемый гражданственностью, кроется в материализации благородства, моральной красоты, в труде, во взаимоотношениях с людьми, Сухомлинский В.А. направлял свои усилия на то, чтобы, творя благо, красоту для других, ребенок переживал бы глубоко индивидуальное чувство радости, доводил его до вдохновения. Он заметил и такую закономерность: чем глубже ребенок переживает тревогу, волнения, заботу о благе, счастье, красоте, радости для людей, общества, тем больше предпосылок появляется у него для полноценного развития его самосознания. В этой связи ученый особое внимание акцентировал на периоде отрочества. Он создавал условия, при которых подростки, как в зеркале, видели себя в созданных их руками ценностях: было ли это посаженное дерево или куст сирени, сделанная утварь для уборки квартиры или починенная изгородь у одинокой старушки. Важно, что при этом подросток испытывал гордость, а она в свою очередь была незаменимым средством пробуждения желания стать еще лучше.

       Последнее же, по Сухомлинскому В.А., это основа гражданской совести.

Педагог акцентировал на этом внимание еще и потому, что  период отрочества,

как известно, отличается особенным строем мышления. Для подростка характерно

соотносить все, что совершается в его окружающем мире, что он узнает на

уроках. Его занимают мысли и о совершаемом вокруг, и о нем самом. Самонаблюдения, самооценка вскрывают до этого не замечаемые им противоречивые явления. Подросток вдруг открывает для себя

истину: он оказывается  такая же личность как отец, учитель, любой взрослый

человек. В школьной жизни Павлыша, с ее моральными богатствами и ценностями, ребята всегда имели возможность видеть себя глазами других. Порой им становилось стыдно. Наедине с собой они переживали, что подумают об их

предосудительном  поступке окружающие. Эмоциональная  самооценка становилась

благодатной почвой для «внутренней» работы ребят, побуждала  их к

самосовершенствованию, способствовала самоутверждению.

      Отдавая должное самооценке, как важному этапу в развитии самосознания,

Сухомлинский В.А. постоянно оттачивал это качество у своих воспитанников.

Незаменимыми  здесь были диспуты. Безграничным полем  для дискуссий была, в

частности, тема «Что представляет собой наш жизненный опыт?» Она интересна

тем, что каждый участник дискуссии как бы со стороны  смотрел на себя,

подвергая анализу  то, что он делает, как поступает. Это был разговор об идеях

и идеале через  призму личного восприятия участников дискуссии. В споре каждый

как бы подводил итог, что он сделал. И здесь без  самооценки не обойтись.

Педагог нацеливал  ребят, чтобы анализ проходил под  углом зрения практических

целей. А это  и учеба, и то, кем быть, каким  быть и др. Развитие самооценки детей Сухомлинский В.А, напрямую связывал с тем, какое отношение сумеет сформировать у своих питомцев школа, как главный ваятель души человека. Каждый человек себя в чем-то выражает, будь то убеждения или взгляды, чувства

или настроение, общение с людьми или отношение к чему-либо и т.п. И выражение

это у каждого  проявляется по-своему. Вся сложность  проблемы заключается в

том, что не так  легко добиться, чтобы ребята выражали через них подлинно

человеческую  сущность. Как и в других, в  этом вопросе, Сухомлинский В.А.

исходил из стержневого  положения о гармонии человека, которая  «определяется

тем, как соотносятся, уравновешиваются две функции человеческой деятельности

-постижение  объективного мира и выражение  себя, своего субъективного мира» [18, c.24]. Поскольку объективная реальность была не в пользу данного положения: явно превалировала первая функция, то есть постижение объективного мира, ученик выражал себя в основном оценкой по предмету, то педагог искал адекватные пути разрешения данного противоречия. Учебно-воспитательный процесс он выстраивал таким образом, чтобы воспитанник имел возможность выразить себя как думающая, мыслящая личность, как гражданин, как труженик и, наконец, -что самое главное, как человек.

      Сухомлинский В.А. обратил внимание на такую закономерность: «Человек только тогда совершенствует себя, когда он выражает себя, своей увлеченностью как бы освещает путь другим» [13, т.1.- С.181]. Его педагогическая система была направлена на то, чтобы вызвать у каждого воспитанника стремление к выражению себя, чтобы достойное поведение одного было бы примером для других, а чье-то достижение вдохновляло остальных. Этому, в частности, способствовало то, что примерное поведение воспитанника, его успехи рассматривались как выражение гордости собой, выражение собственного достоинства труженика, а также, и что весьма существенно, постоянно вдохновляемая педагогом и его коллегами обстановка самовоспитания в школе. В многослойном процессе самовоспитания учителю- воспитателю принадлежит ответственная роль «дирижера и композитора, первой скрипки и главного ценителя мастерства других» [13, т.1.- c.182].

    Отметим и то, что Сухомлинский В.А. предостерегал не смешивать понятия: «выразить себя» и «показать себя». Второе свойственно скорее людям с искаженным представлением о красоте поведения, о высоких чувствах, мыслях; им иногда хочется всего лишь покрасоваться. Идеалом воспитания Сухомлинский В.А. считал такое положение, при котором буквально каждый воспитанник становился бы главным в деле, в каком ему не было бы равных. И в этой связи он направлял усилия руководимого им педагогического коллектива на то, чтобы «добраться» до той жилки, с которой начинается неповторимость личности, ее талант.

     Сухомлинский  В.А. считал детство и отрочество периодами, когда происходит

творение доброго  имени человека. По его мнению, уже  к моменту вступления в

юношеский возраст  должна быть «прочная завязь личности», гордой от того, что

она может себя в чем-то конкретно выразить. В  эту пору происходит моральное,

идейное и гражданское самоутверждение личности, вызревает ответ на вопросы:

«Как жить?»  «Каким человеком я должен стать?». Сухомлинский В.А. и его

коллеги всячески стимулировали раздумья и поиски ребят. Вся их жизнедеятельность выстраивалась таким образом, чтобы она побуждала их еще

активнее углубляться  в свои мысли, в чтение, была катализатором  все большего

познания и  осмысления явлений и процессов, происходящих в мире их окружающем и их самих, обогащения самосознания.

     Трудно представить подлинное воспитание без такой важной составляющей как

самовоспитание. Сухомлинский В.А. неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание» [13, т.5.- c.2]. Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», говорил он, человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер. Вместе с тем, прямое побуждение ребенка к самовоспитанию, постоянные призывы «работать над собой» не дадут желаемого результата, если они не будут опираться на собственную активность ребят, на их потребность в «самоосуществлении». Коллектив Павлышской школы, придавая огромное значение самовоспитанию своих учеников, разработал программы по многим его аспектам. Исходным самовоспитания было научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя». Оптимальным периодом для этого Сухомлинский В.А. считал возраст с 7 до 10-11 лет, так как в детстве и раннем отрочестве ребята

восприимчивы  к советам старших и с интересом  следуют им. Решение проблемы «заставить себя», «победить самого себя» Сухомлинский В.А. начинал с

самого простого: с дел, содержащих элементы игры. Многолетняя  педагогическая практика убедила Сухомлинского В.А. в том, что формирование положительных взглядов немыслимо без выработки у воспитанников определенной системы самовоспитания и самообразования. Однако тяга к ним будет проявляться в том случае если воспитанник научится видеть себя, объективно оценивать моральный аспект своего поведения и свое «Я» в целом.

Информация о работе Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского