Понятие «творчество» в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности.....5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………...……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………...……...28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

План………………………………………………………………………….............1

Введение……………………………………………………………………..............2

Глава 1. Теоретические аспекты  творчества в педагогической деятельности.....5

   1. Трактовка понятия  «творчество»…………………………………...……5

   2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8

   3. Понятие «творчество»  в педагогике……………………………………13

   3.1. Типология преподавателей……………………………………………14

   3.2. Факторы готовности личности  преподавателя к педагогическому  творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16

  3.3. Общение как неотъемлемая  часть педагогического творчества…….18

  4. Особенности организации  творческого обучения детей разных  возрастов…………………………………………………………………………...20

Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28

   1. Опыт учителей  иностранных языков…………………………...……...28

   2. Анализ собственного участия  в творческой деятельности на  уроках иностранного языка………………………………………………………………37

Заключение………………………………………………………………………..39

Список литературы……………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение.

 

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Но какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании? Творческий подход – вот один  из самых действенных способов.

Творчество в профессии  учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.

Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение?

На данном этапе развития системы образования – системы, постоянно изменяющейся под воздействием ситуации в обществе - перед преподавателем стоит задача найти самый оптимальный способ наибольшего развития индивидуально - личностных и творческих способностей ученика. Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она посвящена исследованию того, как творческий подход со стороны учителя реализует эту задачу.

 Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.

Предмет нашего исследования – творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации на примере практического опыта преподавателей иностранных языков.

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1) Определить сущность  и основы педагогического творчества.

2) Определить факторы,  влияющие на становление творческой  личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

3) Вычленить примеры  успешного и эффективного применения  педагогического творчества.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2) Анализ передового  педагогического опыта преподавателей  иностранных языков.

3) Анализ собственной  творческой деятельности на уроках  иностранного языка.

Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет  ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения и примеры плодотворной творческой деятельности педагога на уроке иностранного языка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Глава 1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности.

 

1. Трактовка понятия «творчество».

  Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего – то  прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.

Так в античности большое  внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые – исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 – 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие. [1, 977-979; 6,484].

Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей этого феномена? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос обратимся к современным словарям.

Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер, акцентируя свое внимание лишь на новизне создаваемых ценностей.

  Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [2, 756]

   Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [3,791]

Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества». [4, 1306]

С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается  ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое,  никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ». [5, 476]

    Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы – вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество – психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [6,484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6,285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и  находить выходы из сложных ситуации.

     Своеобразный  синтез вышеперечисленных определений  представляет собой взгляд В.И.  Андреева  на данную проблему. Вот его определение:                 «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [7, 49].  Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.

     Как мы  смогли убедиться понятие «творчество» многоаспектно и изучается в пределах разных наук. Но, подводя черту под всеми приведенными определениями можно сделать вывод, что основополагающими компонентами, составляющими обобщенное определение творчества можно считать три.

1. Творчество – это деятельность или компонент деятельности.

2. Источник творчества  – человек (а именно его  мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.

3. Результат творчества  – качественно новый продукт  материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и  характеризующийся социальной и  культурной значимостью.

 

 

 

 

 

 

   2. Психологические основы творчества и творческие способности.

  Вопрос о присутствии  у человека творческого начала  и потребности в самореализации  являлся и является актуальным  с древних времен и до нашего  времени. Способность творить  - что это, данность или результат  огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет дать на него исчерпывающий ответ.

Итак, что же включает в себя понятие  «творческие способности»? Логично начать с самого определения «способностей». Так В.Н. Мясищев дает следующее определение этому понятию: « Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней».[8, 7]. Если рассмотреть данное определение в контексте творческой деятельности, то возможно вывести следующее определение творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]

Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев  выделяет 9 основных блоков:

       1.Мотивационно - творческая активность и направленность личности (любознательность, творческий интерес; чувство увлеченности, эмоциональный подъем; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству и др.).

     2.Интеллектуально – логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации).

     3.Интеллектуально – эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).

    4.Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).

    5.Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).

    6.Способность к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, к самоорганизации, к самоконтролю).

    7.Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других).

    8.Эстетические качества личности (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений; способности руководствоваться эстетическими принципами).

Информация о работе Понятие «творчество» в педагогике