Понятие «творчество» в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности.....5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………...……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………...……...28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Кроме того, «сказка развивает  воображение ребенка, что прямо  связано с развитием речи и  эмоциональной сферы личности. Помимо этого сказка является средством  творческого моделирования ситуации общения. Сказочные персонажи используется для конкретных целей в учебном процессе: для обеспечения непроизвольного запоминания большого объема материала, для поддержания активного внимания учащегося». [33, 54]

Использование сказки служит и многим практическим целям, основные из которых, это формирование грамматических и лексических навыков в  простой и увлекательной форме.

Опыт использования сказки в разных аспектах обучения и с разными целями мы находим у разных преподавателей, но в качестве примера приведем двух учителей. Первый педагог – Болотина Вера Петровна – преподаватель английского языка в младших классах из г. Санкт – Петербург, применяет сказку главным образом для развития воображения детей. «Сначала мы вспомнили Г.Х.Андерсена и поняли, что сказочные герои “живут” вокруг нас. Мы выбрали стул. В качестве отправной точки детям была предложена фраза “Once there lived…” с последующим переходом на грамматическое время The Present Simple. Дальше каждый “автор” предложил всего по одному предложению. В результате, озаренная светом распахнутых от удивления (как же, оказывается, захватывающе интересно и достаточно просто творить всем вместе!) детских глазах родилась незамысловатая, но совершенно новая, незнакомая никому сказка. А дети? Они почувствовали себя настоящими волшебниками – они создали целый мир, мир стула!

Аналогичное, но уже личное задание дети получили на дом. К началу следующего урока на учительском  столе лежала стопка тетрадей с детскими произведениями. Они были разные: самостоятельные  работы, упрощенные переделки знаменитых шедевров, традиционные рассказы о домашних животных и даже незавершенный набор предложений. Конечно, можно объяснить это явление отсутствием поддержки одноклассников, помощи учителя и, как следствие, изменившимся душевным настроем. Зато многие дети воспользовались умением пользоваться словарем, слегка расширив свой словарный запас. При этом все авторы получили положительные отметки (иногда поощрительные), а лучшие - по две отметки “отлично”». [32]

Еще один преподаватель, Мишакина И.А. из города Спасска Рязанской области, использует сказку в качестве помощника учеников в усвоении основного лексического и грамматического материала. «Для того, чтобы облегчить формирование грамматических навыков немецкого языка, я сама придумываю грамматические сказки, которые позволяют не только успешно освоить материал, но и активизировать познавательную деятельность учеников». В качестве примеров подобных сказок, преподаватель приводит следующие истории: «сказка про прилагательное», «Как поссорились глагол с несколькими приставками», « Бунт причастия» и др. [33, 54 -56]

Еще один прием развития творческих способностей учеников на уроке иностранного языка, о котором  хотелось бы упомянуть, это песня. Данный вид деятельности широко применяется преподавателями иностранных языков на всех ступенях обучения.

Применение песни дает большое количество самых разнообразных  результатов: это и опора для  формирования фонетических, лексических  и грамматических навыков, знакомство с культурой страны изучаемого языка, основа для обучения общению на иностранном языке; перевод слов песни в стихотворной форме развивает фантазию, воображение учеников, является дополнительной средством мотивации.[34] Кроме того «содержание песен позволяет организовать различные игры, способствующие формированию произносительных навыков, многократному повторению лексического материала, созданию благоприятных условий для обучения общению на уроке». [35,62]

Преподаватель французского языка Кащук С.М. из г. Санкт - Петербурга рассказывает о своем опыте использования песен в работе с младшими школьниками. Учитель использовала песни как основной материал уроках, комбинируя их с различными игровыми заданиями.

Песни подбирались с  учетом возраста учащихся. Предложения, из которых состояли песни, были короткими и простыми. При разучивании песен уделялось большое внимание жестам и мимике. Исполняя песни, дети должны были сопровождать слова соответствующими действиями, демонстрируя то, о чем поют. Подобный метод исполнения помогал детям лучше понимать смысл песен и лучше запоминать слова. Часто преподаватель использовал картинки в качестве сопровождения песням, тем самым, развивая образное мышление детей. Кроме того, часто использовался метод инсценировки, развивающий воображение и фантазию детей. [35, 62-65]

Итак, проанализировав  все вышесказанное, можно сделать  вывод о том, что возможности  сделать урок интересным и развивающим  безграничны, также как и безграничны  фантазия и воображение учеников. Вот некоторые рекомендации, которые  хотелось бы  дать молодым преподавателям:

1.Учительский труд сложен и многогранен, это плодородная почва для самосовершенствования. Об этом нельзя забывать, ведь в противном случае скучно станет не только вам, но, что намного хуже, и вашим ученикам.

2.Всегда помните о том, что все дети талантливы, только в разной степени. Но, несмотря на это, ваша первостепенная задача состоит в том, чтобы раскрыть весь возможный потенциал ребенка. На современном этапе развития методики преподавания это не так уж и сложно, ведь в вашем распоряжении целый арсенал самых разнообразных методов.

3.Классно – урочная система – традиционная и уважаемая всеми педагогами форма организации урока, но не единственно возможная. Помните о том, что разнообразие и нестандартный подход в обучении – лучший стимул для учеников.

2. Анализ собственного  участия в творческой деятельности  на занятиях по иностранному  языку.

Узнав так много о  творческой деятельности и педагогов  и о приемах ее воплощения в  жизнь, я постаралась проанализировать собственный небольшой педагогический опыт.

Свою педагогическую практику я проходила в школе  под контролем чудесного преподавателя  английского языка, старающегося сделать  каждый свой урок интересным и незабываемым. Я, по мере моих возможностей, постаралась  перенять ее творческий опыт.

Практику я проходила  в 7ом классе, с довольно взрослыми  ребятами. К сожалению, метод проектов мне применить не удалось, так как это очень трудоемкая работа, требующая не только большого количества времени, но и наличие профессионализма. Но, несмотря ни на что, я старалась поддержать интерес ребят к своему предмету.

Игра, вот мой излюбленный  метод обучения, подходящий абсолютно  всем – ведь играть любят и взрослые и дети. Кроме того, я пришла к  определенному выводу о том, что  данный метод обучения существенно помогает в усвоении знаний учащимися. С моими ребятами мы играли на каждом уроке (примерно по 7-10 минут). Чаще всего я использовала командные игры, где к развлечению присоединяется и азарт. Ученики соотносили понятия, группировали слова по смыслу, рисовали основных героев прочитанного текста и т.д.

Кроме игры я использовала элементы драматизации, разбор небольших  кусочков текстов песен. По окончании  практики я абсолютно укоренилась  в своем мнении о том, что обучение – это не только тяжелый труд, но и радость и удовольствие, и для того, чтобы и ученики это поняли, учитель просто обязан быть изобретательным, креативным, а его уроки полны неожиданных сюрпризов.

 

 

 

 

Заключение.

Традиционно многие десятилетия подряд обучение и воспитание детей расценивалось как демонстрация опыта старшего поколения младшему в виде прямой передачи информации. Однако в быстро меняющемся обществе XXI века столь привычные и проверенные способы уже малоэффективны: формы опыта могут меняться на протяжении жизни даже одного поколения. Пренебрежение современной социальной ситуацией и приверженность ныне устаревшим формам воспитания, являются не просто малопродуктивными, но и вызывает конфликты между поколениями.

В аналогичной ситуации на данный момент находиться и система  образования. Высокий уровень динамичности развития общества привел к коренным изменениям образовательной системы. Традиционные методы обучения уходят на второй план, освобождая дорогу творческому подходу.

Творчество становится постоянным спутником преподавателя, сопровождая его на уроке и после него, во время внеклассных мероприятий. Творчество является необходимой базой самосовершенствования учителя, важным компонентом организации межличностного общения с учеником. Творческий подход поступательно и естественно развивает личность ученика – значительное развивает воображение, наблюдательность, образное и критическое мышление учащегося. Нестандартный, креативный подход учителя мягко, без назиданий, стимулирует активность учеников, вызывает у них желание самостоятельно и плодотворно работать – а это и есть главная гарантия высокого уровня его личностного развития и общей успеваемости на уроках.

Кроме этого, творческий подход работает также на благо развития общества, ведь, как было заявлено во введении, общество на данный момент развития нуждается в гражданах развитых индивидуально – личностно, способных мыслить неординарно. Лишь люди, обладающие такими способностями, в состоянии развивать себя и общество вокруг. Бывшие школьные ученики, обучавшиеся у творчески работающего преподавателя, выходят в самостоятельную жизнь с  устойчивыми моральными ценностями и активной  жизненной позицией.

В данной курсовой работе была предпринята попытка доказать эффективность творческого подхода в обучении. Для этого мы изучили психолого-педагогическую литературу, касающуюся этой проблемы, а также передовой практический опыт учителей. Данное изучение привело нас к выводу о том, что педагогическое творчество – это высший уровень проявления индивидуальности педагога; оно более эффективно, чем традиционные методы обучения. Творчество – это самый действенный способ помочь ученику и преподавателю в своем личностном развитии и самосовершенствовании, способ разнообразить и во многом изменить традиционную систему образования, а также способ помочь современному обществу, благодаря всестороннему развитию каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список литературы:

  1. Большая Советская  Энциклопедия. т. 25. гл. редактор А.М. Прохоров. – М.,- издат. «Советская Энциклопедия», 1976г - 1785 с.
  2. Толковый Словарь Русского Языка. гл. редактор С.А. Кузнецов.  - изд. Норинт, 2000, 960 с.
  3. Толковый Словарь Русского Языка. гл. редакторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник,1999 -944 с.
  4. Советский Энциклопедический Словарь. гл. редактор А.М. Прохоров. - 2-е издание. – М.: «Советская Энциклопедия», 1982 – 1600с.
  5. Культурология. Энциклопедический словарь. гл. редактор Хоруженко К.М. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997 – 640с.
  6. Психологический словарь. авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 640с.
  7. В.И. Андреев «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности».- Издательство Казанского Университета 1988г.
  8. В.Н.Мясищев «О связи склонностей и способностей». «Склонности и способности», сборник статей.- Издательство Ленинградского Университета, 1962г.
  9. А.Н. Лук «Психология творчества».- М; 1978г.
  10. Н. Фомин « Как стать творцом Неба и Земли?» Пульс недели. №9 от 29/04/2001
  11. Ю.Б. Борев «Эстетика»-4-е издание., доп.- М.,- Политиздат, 1988., 430 с.
  12. П.В. Симонов «Мозг и творчество» http://www.superidea.ru/tm/oth/mozgitvor.htm
  13. Т. Рибо «Творческое воображение». http://www.superidea.ru/tm/ps/ribo1.htm
  14. Понятийный словарь. http://www2.eduhmao.ru/portal/dt?TezId=THEZAURUS_49944&last=false&HmaoSecsId=SECTION_12023&provider=HMAOThezaurusContainer&Letter=%D0%A2
  15. Н.Б. Шумакова «Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста» Психология обучения № 2 февраль 2007 с.4-20
  16. З.С. Левчук Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования – Минск.,1991, с. 61-67
  17. А.А. Бодалев «Об изучении общения с позиции В.Н. Мясищева» http://www.voppsy.ru/issues/1983/833/833131.htm
  18. А.В. Назаретова «Что такое креативность и как ее развивать?» Образование №6 2001 с. 72-78
  19. Л.Д. Столяренко Основы психологии 7-е издание, перераб. и дополнен. Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 672с.
  20. В.А. Бухвалов «Алгоритм педагогического творчества», М., «Просвещение», 1993г., с.40-41
  21. А.И. Киршин « Развитие детского словесного творчества (теоретический аспект)». С 64-72 Образование №6 2001
  22. Татьяна Щербакова «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков». http://rlonline.narod.ru/publs/2000-01-012.htm

 

  1.  Л.Г. Компанеева «Организация обучения одаренных старшеклассников иностранному языку на основе проектного подхода».  http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func=printpage&pageid=2190&scope=page
  2. Т.В. Шальнева « Содержание школьного образования и проблема развития одаренности старшеклассников». http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=310&min=130&orderby=titleD&show=10
  3. И.А. Сокол «Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам» ИЯШ №1 2008 с. 16-21
  4. М.А. Белякова «Международная проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика». ИЯШ №3 2007 с. 79-82
  5. О.М. Астраханкина «Эффективность применения проектной методики в обучении иностранному языку» http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=313639
  6. И.Е. Шишова «Проектная работа в обучении одаренных детей иностранному языку» ИЯШ №1 2008 с.21-27
  7. Е.М. Гербач « Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе» http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311465
  8. Л. И. Садриева «Игры на уроках иностранного языка»  http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311838
  9. И.И. Лащикова «Игра как прием развития воображения на уроке немецкого языка» ИЯШ №6 2003 с. 48-52
  10. В.П. Болотина «Сказка как творческий элемент обучения английскому языку» http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314943
  11. И.А. Мишакина «Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков немецкого языка». ИЯШ №1 2008 с. 54- 58
  12. А.И. Дербаремдикер «Песня на уроке английского языка». http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310075
  13. С.М. Кащук «Использование песни на уроке французского языка» ИЯШ №3 1999 с.61- 68

 

 




Информация о работе Понятие «творчество» в педагогике