Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.
Введение……………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности.....5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………...……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………...……...28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41
9.Индивидуальные особенности личности (индивидуальный стиль работы). [7, 77-86]
Но не следует
забывать о том, что все
Рассматривая процесс творчества, нельзя обойти вниманием множество его психологических аспектов. Так важным психологическим фактором является память; у художника, к примеру, она не зеркальна, а носит избирательный, творческий характер. Кроме того, память играет роль бережного хранителя опыта творческого человека, в нужный момент преподносящая ему основу для создания материальных и духовных ценностей. [11,179]
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Именно благодаря воображению автор, художник или изобретатель может создать то, что никогда прежде не существовало.
Способность мыслить ассоциативно не менее важна. Умение находить аналогии, возникающие по смежности, сходству и контрасту; неожиданно связывать не относящиеся друг к другу явления – это неотъемлемое свойство творческой личности. Симонов П.В. приводит интересные примеры, иллюстрирующие важность ассоциаций в творческом процессе: «Сколько людей раскладывали пасьянс как Менделеев, видели обезьян, сцепившихся хвостами, как Кекуле, или падающее яблоко как Ньютон, но никому эти впечатления не подсказали ни периодической таблицы, ни формулы бензола, ни закона всемирного тяготения».[12]
Многие ученые, занятые проблемой творчества особую роль отводят эмоции. Эмоции не только дают стимул для создания чего – то социально о культурно важного, но и сопровождают человека в течение всего процесса творчества. Так Рибо Т.В. своей статье «Творческое воображение» сравнивает процесс творчества с периодом беременности, полной беспокойств и опасений. [13]
Почти в любом творческом процессе особое место отводиться интуиции – так называемому шестому чувству, направляющему творческого человека в нужную сторону. Борев Ю.Б. в своей книге «Эстетика» приводит результаты исследования, проведенного американским психологом Ф. Берроном. Он обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%) , тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). [11,143]
Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.
Говоря о психологических основах творчества, стоит сказать о сознательном начале творчества, которое является немаловажным. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель и организует весь опыт творящего человека вокруг нее. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль человека, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свою работу и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.[11,183]
3. Понятие «творчество» в педагогике.
Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые – исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством.
Понятийный словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства». [14]
Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности.
О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями». [15,5] А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.
Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.
3.1 Типология преподавателей.
Как было сказано ранее, преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. (см. стр.8,9) А с этой позиции представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Данная типология помогает разграничить разные типы личности в зависимости от способа и направленности деятельности.
Итак, первый тип, выделяемый Андреевым, это - теоретик-логик - тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Подобные преподаватели могут быть охарактеризованы как строгие и требовательные, четко нацеленные на результат, которого они, как правило, достигают.
Второй тип – теоретик-
Еще одним из существующих типов творческой личности является практик (экспериментатор), который всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Четвертый тип – организатор. Этот тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. Данный тип творческой личности занимает, бесспорно, одно из главенствующих мест с точки зрения предрасположенности к преподавательской деятельности – он обладает самым мощным оружием – умением строить общение и грамотно организовывать учеников.
И последний тип, выделяемый Андреевым – инициатор, характеризующийся инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает, или переключаются на решение других творческих задач. Данный тип личности не меньше способен преподавать, чем организатор, но ему может помешать непостоянство в выборе творческих задач. [7, 59-62]
3.2 Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества.
Как уже было сказано выше, педагогическое творчество – это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность – не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к высшему уровню проявления труда преподавателя.
Левчук З.С. выделяет следующие
фактора готовности личности к профессиональному
творчеству:
- принятие личностью педагогической
деятельности как соответствующей ее
творческим возможностям и способностям;
- умение видеть в воспитаннике индивидуальность;
- умение развивать творческий
потенциал школьника;
- самосовершенствование
своих творческих возможностей. [16, 63]
Тот же автор выделяет так
же показатели готовности личности к педагогическому
творчеству, каковыми он считает:
1) осознание значимости
профессиональной деятельности;
2) умение выдвигать цели
педагогической деятельности;
3) умение выбирать новые
педагогические средства для достижения
прежних и новых целей;
4) творческое использование
традиционных форм, методов работы;
5) умение осознать педагогом
самого себя и субъективное воспроизведение
внутреннего мира учеников;
6) умение предвидеть
и прогнозировать развитие индивидуальности
школьника. [16, 63-65]
Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.
Педагогическое творчество не ограничивается некими общими положениями, есть и довольно строго регламентированные уровни педагогического мастерства, наделенные четкими характеристиками.
Так, парадигма
1 – ый уровень. Педагог, достигший первого уровня мастерства, должен обладать эффективной дидактической системой, обогащенной уже известными инструментами (приемов, методов, форм) а также должным образом использовать их на практике.
2-ой уровень. Показателем достижения учителем данного уровня является не просто повышение эффективности дидактической системы, за счет внесения в нее известных инструментов, а также применения их в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания - творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний - также творчество 2-го уровня.
3-ий уровень. При достижении педагогом данного уровня, отмечается принципиальное изменение частей (части) его дидактической системы за счет создания нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой. Разработки 3-го уровня - это уже педагогические изобретения.
4-ый уровень предполагает создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов. Новизна ее заключается в более высоком системном уровне, по сравнению с уже имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами.
5-ый уровень - создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день - это педагогика творчества учащихся или сотворчество. Педагогика сотрудничества - это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество - это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. [20, 40-41]
3.3 Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества.
Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя адаптировать особенности своей личности к определенной образовательной системе, а также вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве.