Понятие «творчество» в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности.....5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………...……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………...……...28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается  на две больших составных части  – подготовка к творчеству и творчество в непосредственном общении с учащимися.  
        Творчество в процессе педагогического общения необходимо:  
во-первых, по мнению Бодалева А.А., в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними [17]; во-вторых, с точки зрения Назаретовой А.В., при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения, реализации различных форм взаимодействия и т.д.[18]; в-третьих, в соответствие с положением, изложенным в учебном пособии Столяренко Л.Д., творчество в общении необходимо при управлении собственным поведением (саморегуляция в общении) [19,393].

Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой, витиеватый путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог – это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем  творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение – это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение – это тоже творчество.

В чем оно конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д. Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему. [20,73]  
       Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии – способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Третий уровень развития эмоционального отражения (эмпатии) – «умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия» – является тем результатом, к которому должен стремиться педагог в своем творческом личностном развитии.[19,403] 
       Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст, наконец.

Важным аспектом творчества в общении  является создание благоприятной атмосферы  общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. 
      Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение – это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.

4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов.

Младший школьный возраст.

Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем  в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим  три основных  характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.

Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего школьного возраста, отмечает следующие особенности: старательность, стремление подражать старшим, повышенная эмоциональность, отсутствие критического отношения к действительности, твердая вера в авторитет учителя. Что касается умственной деятельности, то Столяренко Л.Д. в своем учебном пособии «Основы психологии» приводит концепцию Пиаже, согласно которой, мышление человека на данном этапе жизни носит субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление на данной стадии эгоцентрично, однако оно помогает ребенку манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность.[19,599] Если говорить конкретнее об умственных способностях ребенка, то у него вырабатывается представление о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. Данную стадию умственного развития Столяренко Л.Д., вновь ссылаясь на Пиаже, называет стадией конкретных действий. [19,601]

Не менее важным моментом развития ребенка на данном этапе является то, что он проходит первичную стадию социализации (стадия адаптации) – усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. В связи с указанными характеристиками выявляется особая роль учителя в организации творчества детей данного возраста. Дети младшего школьного возраста стремятся подражать, и значит, учитель должен показывать пример творческого отношения к жизни, играть роль воодушевителя, вдохновителя детей. [21,67]

Дети в этом возрасте очень склонны к творчеству – не боятся проявлять себя в любой сфере деятельности – они с удовольствием поют, танцуют, рисуют, кроме того, им свойственна необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особая отзывчивость ко всему окружающему.

Киршин А.И., рассуждая о детском творчестве, отмечает мифологизм, проявляющийся как одушевление сил природы и предметного мира. Данная черта детской психики особенно ярко проявляется в любви к драматизации и ролевым играм. «Идя навстречу проявлениям чувств ребенка, поддерживая его эмоциональные реакции, а также возможность проиграть свои сказки в виде ролевых игр, мы можем создать наиболее естественные и радостные условия для творчества ребенка».[21,66]

Итак, делая вывод, стоит сказать, что детский школьный возраст  – довольно противоречивый и сложный, и в то же время замечательный период в жизни ребенка. При работе с детьми данного возраста преподаватель имеет редкую возможность для педагогического творчества в чистом его виде, ведь хрупкая личность ребенка не обременена социальными рамками, предрассудками и комплексами. Но у этой медали есть и обратная сторона – ребенок не преобразует полученные знания, а изменяет себя по средствам их. Это значит, что преподавателю необходимо самым тщательным образом фильтровать информацию, которую он дает. И еще один фактор – это невероятная ранимость -  любое неосторожное слово может отозваться неизгладимой травмой в душе ребенка. Он очень остро воспринимает неудачи в школе – это снижает его самооценку. Статистика говорит о том, что «средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого класса характеризуется устойчивым и неуклонным снижением» [19,627]. Поэтому преподавателю необходимо помнить, что работа с детьми данного возраста – это не только огромная радость, но и не меньшая ответственность.

Подростковый возраст.

Данный период традиционно ограничивается 11 – 15 (6-9 класс) годами. Психологи и  педагоги единогласно соглашаются  с мнением, что данный период развития человека достаточно противоречив и  сопряжен с рядом трудностей. Так  чем же именно характеризуется этот возраст, и какие противоречия мучают подростков?

Киршин И.А. в своей  статье «Развитие детского словесного творчества» говорит, что характерными чертами подростка являются личностная нестабильность, тенденция к взрослости, углубление самопознания, развитие критического отношения к действительности, быстрая смена увлечений, стремление к общению со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых. [21,67]

Столяренко Л.Д. приводит мнение Левина. Согласно его теории, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется его маргинальным (промежуточным) положением. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. [19,630]

Что касается когнитивного развития подростка, то автор вновь приводит мнение Пиаже на этот счет. Он называет данную стадию развития ребенка стадией формальных операций. У ребенка развивается абстрактное мышление, возрастающую роль играют гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющие подростку представить себе такие далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.д.  Особенным является то, что ребенок становится способен осуществлять  мыслительные операции без какой-либо опоры; у него формируется понятийное мышление. [19,599]

Особую роль в развитии ребенка на данной стадии его развития играют взрослые люди, его окружающие. Происходит это в первую очередь вследствие того, что ребенок впитывает систему ценностей людей, находящихся рядом с ним. Они прямым образом воздействуют на формирование его мнения о мире и о самом себе – вопрос самооценки в данном контексте особенно важен. Доказано, что высокая самооценка может развиться лишь у ребенка, окруженного людьми, которые заинтересованы в его эмоциональном и внутреннем развитии, которые воспринимают его как равного себе, взрослого, мыслящего человека. В тоже время, ребенок, борющийся против  низкого мнения о себе людей, в среде которых он растет, все равно оценивает себя в рамках той же системы ценностей.[19,631] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важна роль взрослого в становлении психики ребенка.

Роль педагога, как взрослого человека, обладающего навыками и знаниями способными помочь подростку превратиться во взрослого, умного, уверенного в себе человека, особенно важна. Более того, обучение с использованием новых программ, с необходимым личностным подходом дает особенно хорошие результаты. Но какие качества ребенка особенно остро нуждаются в развитии на данном жизненном этапе?

Щербакова Т.Ю. в своей  статье «Педагогическое творчество как условие развития творческой деятельности подростков» выделяет следующие моменты в организации творческого подхода в обучении подростков.

 

-         передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместной деятельности детей и взрослых;

-         обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения подростков к самореализации и участию в жизни детского коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;

-         создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;

-         создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

-         формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности. [22]

 

Старший школьный возраст.

Юношеский возраст, по мнению психологов – «это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой  близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными».

Познание молодого человека в этот период переходит вглубь самого себя. Отвечая на внутренние вопросы, юноша формирует:

       1. Cамосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, возможность целенаправленного самосовершенствования;

      2. Cобственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, способность к абстрактно теоретическому мышлению;

      3. Cтремление заново и критически осмыслить все окружающее. [19,635]

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: недоверие и критиканство по отношению к старшему поколению,  иногда открытое противодействие. «Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое – физиологическое и половое – созревание завершилось, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность». [19,634]

Юность выступает как  период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь  человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной  позиции, выбор спутника жизни, создание новой семьи.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, какова роль и функция преподавателя  в жизни старшего школьника –  старший товарищ,   прямым образом  влияющий, в первую очередь, на формирование жизненной позиции, развитие самостоятельности, выбор профессии. Но следует забывать и том, что обучение старшеклассников это достаточно сложная деятельность, ведь у учеников к этому возрасту повышается не только потребность к новым знаниям, но и критическое восприятие получаемой информации. «Психологические исследования, проводимые в средних школах,  свидетельствуют об  уменьшении количества одаренных учащихся с 25% в младших классах до 3-4% в старших классах». [23]

Информация о работе Понятие «творчество» в педагогике