Понятие «творчество» в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..............2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности.....5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………...……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………...……...28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

В статье Т.В. Шальневой  следующим образом описывается  успешная тактика обучения старшеклассников: обучение старшего школьника  должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденный свойств ребенка. В центре разработки содержания образования должен стоять не многоопытный взрослый, с какими – то заранее заготовленными планами и программами обучения, а одаренный старшеклассник с его собственными, индивидуальными желаниями и, интересами и потребностями.

Старшеклассник сам  должен определять как качественные, так и количественные параметры  обучения. На практике это означает, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать чему и как учить, а взрослый и сам старшеклассник, исходя из склонностей, интересов и потребностей последнего, должен определять содержание обучения. Содержание должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Таким образом, можно придать обучению естественный характер, сделать для подростка школу местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.[24]

 

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, касающиеся педагогического творчества.

  1. Педагогическое творчество – это одна из разновидностей творческой деятельности,  подчиняющаяся всем общим законам творчества, базирующаяся на тех же психологических основах.
  2. Педагогическое творчество – это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности.
  3. Педагогическое творчество требует не только соответствующей теоретически – практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.
  4. Возможности и аспекты применения педагогического творчество варьируются в зависимости от возраста учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практический аспект педагогического творчества.

1.Опыт учителей иностранных языков.

Теоретический аспект педагогического  творчества, как высшего проявления индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Но данный аспект творчества наиболее полно может быть оценен с точки зрения того, как он воплощается в жизнь. Педагоги имеют в своем арсенале огромное количество способов развития творчества учеников. В данной главе будут рассмотрены несколько наиболее популярных приемов развития творческого потенциала учащихся, применяемые учителями иностранных языков.

 Иностранный язык  в школе – предмет специфичный,  так как его реальная практическая  значимость долгое время не  воспринимается учениками, кроме  того, данный предмет довольно сложен для многих учащихся. Все эти факторы влияют на снижение мотивации и интереса со стороны учащихся. Поэтому так важен человек, преподающий иностранный язык, ведь от его профессионализма и умения постоянно поддерживать интерес детей зависит результат педагогического процесса.

В данной главе будут  приведены некоторые приемы творческой работы учителя, помогающие ему достичь  наиболее высоких результатов. Все  из нижеперечисленных способов основаны на общем творческом развитии таких компонентов личности ученика, как воображение, фантазия, абстрактное, образное и критическое мышление.

Проектная деятельность. Данный вид работы приобретает все большую популярность среди преподавателей иностранных языков, так как наиболее полно соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. Кроме того, такой вид работы, является творческим по своей сути и ориентируется на развитие личности учащегося. « Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе своих интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей». [25,16]

Метод проектов предоставляет  большое поле для творческой деятельности, как со стороны ученика, так и  учителя. Но для ученика данный вид работы особенно важен, так ее творческая направленность приводит к ощутимым результатам в его интеллектуальном и духовном развитии. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие. [26,79]

Одной из основополагающих черт метода проекта является свобода  творчества, предоставляющаяся ученику, что существенно повышает его статус и позволяет изменить традиционную схему взаимодействия «учитель – ученик» на схему партнерского учебного сотрудничества «субъект – субъект». Данный вид взаимоотношений повышает ответственность и самостоятельность ученика, что является серьезным воздействием на его личностную сферу.

Кроме того, данный вид  учебной деятельности служит установлению межпредметных связей, которые призваны интегрировать в учебном процессе часто раздробленные и обрывочные знания учащихся по отдельным дисциплинам. Это развивает способность мыслить объективно и широко, что так необходимо для развития творческих способностей учащегося. Особую роль в методе проектов играет защита проекта и рефлексия после нее. Этот этап работы над проектом, помогает ученикам справедливо и объективно оценить свою работу. Важно, чтобы несколько человек смогли высказать свое мнение по увиденному проекту – это развивает способность учеников мыслить критически. Что касается оценки проектов, то преподаватели, имеющие достаточный опыт данного вида работы, не рекомендуют устраивать соревнование лучших проектов и тем самым выделять лишь немногих, так как подобный индивидуальный вид деятельности должен и оцениваться индивидуально. [27]

Необходимо также сказать  о том, что спектр проектной деятельности разнообразен, что и предполагается личностно – ориентированным подходом. «Он включает в себя подготовку и проведением мини- исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью и репортажей. Конечным результатом данной деятельности могут быть постеры, доклады или рефераты, упражнения и задания, составленные учащимися, стенгазеты. Учебные фильмы, буклеты, анкеты, графики, карты». [28, 79]

Ее одним не маловажным качеством метода проекта является то, что этот вид работы позволяет выйти за рамки классно – урочной системы. Он может быть использован и во внеклассной деятельности, тем самым создавая вокруг себя ареол интереса, новизны и творчества.

Своим положительным  опытом работы методом проектов делится  Е.И. Шишова, учитель английского языка высшей категории, преподающая в школе «Интеллектуал» в г. Москва. В журнале «иностранный язык в школе» она подробно описала один из проектов, созданный учеником под ее руководством. Проект был озаглавлен «Разговор о погоде – это не скучно» («Talking about the weather is not boring») Свой проект ученик 5 класса представил в виде переписки с иностранным другом, в которой он делится интересными сведениями о погоде, в увлекательной форме излагает довольно сложные, научный факты. В работе были использованы фотографии Великобритании, сделанные метеорологическим спутником, фотографии разных частей странны, сделанные в разное время. Учеником так же был создан небольшой тест, позволяющий интегрировать знания учащихся по географии (окружающему миру, природоведению) и иностранному языку. Кроме того, были продуманны и оформлены на компьютере задания для индивидуальной и коллективной работы по теме «Погода и Времена года».

Данная проектная работа вызвала большое количество положительных отзывов со стороны учителей и учеников. Последние с увлечением пишут письма создателю проекта на английском языке, в которых делятся своими наблюдениями о погоде, рассказывают о причинах возникновения многих природных явлений. [28, 22-24]

На мой взгляд, данная работа является ярким примером удавшегося проекта, соответствующего всем вышеперечисленным характеристикам.

Одной из разновидностей проектной деятельности, получившей признание педагогов иностранного языка, является театральный проект. Основная причина, почему этот вид работы стал столь популярен у учителей, это в первую очередь то, что его можно использовать в работе с младшими школьниками, так как остальные разновидности проектов еще не могут быть применены.

Преподаватели считают, что театральный проект на начальной ступени обучения играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала. Театральное искусство – это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте, она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить к их дальнейшему изучению.

Вот, что говорит об использовании театрального проекта  учитель английского языка из г. Волгоград Гербач Елена Михайловна:  «Мои наблюдения показывают, что обычный 40-минутный урок превращается для ребят в праздник, даже, если, театральная постановка занимает всего 15-20 минут». [29] Елена Михайловна  также делится своим практическим опытом, в виде описания театрального представления, проведенного ею с детьми третьего класса. «В гости к ребятам приходит Миша (плюшевый мишка в руках учителя) и через диалог-беседу с друзьями осуществляется повторение лексического и грамматического материала. Диалог плавно и незаметно для ребят переходит в проверку домашнего задания, хотя дети этого не осознают. Они с удовольствием рассказывают о себе в форме загадок, тем самым привлекая внимание к себе. В продолжении беседы с учащимися, Миша сообщает, что вместе с ним сегодня приехали друзья, сказочные звери, которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков, т.е. создание мотивации на уроке через яркий, эмоциональный диалог главного героя со своими друзьями, стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых, они получают приз. Все с нетерпением ждут встречи с ними, но дорога к победе нелегка. Обучение составлению монологического высказывания начинается через создание проблемной ситуации на уроке и самостоятельному ее решению. Проблемная ситуация задается в форме игры-путешествия по трем домикам и знакомства с их жителями». [29]

Игра. Еще одним не менее популярным и эффективным способ развития творческих способностей учеников является игра. Преподаватели с удовольствием используют данный вид деятельности по нескольким причинам:

     1. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

      2. Игра  развивает воображение детей,  побуждает их на поиск нескольких правильных ответов на поставленный вопрос.

       3. В  рамках игры можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры, по мнению педагогов, в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.

         4. Иностранный язык – это в  первую очередь общение, поэтому  игра как нельзя лучше реализует эту задачу. Игровые моменты разрушают барьеры между детьми, создают условия равенства в речевом партнерстве, стимулируют детей к общению и свободному выражению своих мыслей.

         5. Кроме всего вышеперечисленного, игра является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игра является порой альтернативой классной – урочной системы, так как играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках английского языка. [30; 31,48-51]

В качестве примера использования  игры на уроке иностранного языка, обратимся  к профессиональному опыту И.И. Лащиковой - преподавателя немецкого  языка из города Калининград.

Она приводит следующие  развивающие виды игры:

Игра «Составь слова». Эта игра направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводиться после конкретной темы или после прочтения определенного  текста. Смысл игры заключается в том, чтобы ученики составили как можно больше слов, используя данные буквы.

Игра «Ассоциации» направлена на развитие творческого воображения и филологических способностей учащихся и расширение их словарного запаса. Во время игры, учащимся предоставляется слово. После небольших раздумий, им необходимо сказать, какие ассоциации вызывает данное слово и какие словосочетания с ним можно построить.

Игра «Текст в красках». Данная игра наряду с развитием воображения, развивает наблюдательность, оперативную  память, образное мышление. Для данной игры учащиеся получают текст, который  они должны прочесть. Затем перед ними ставиться задача: представить и нарисовать предметы, о которых идет речь в этом тексте. Обязательно нужно передать их цвет, форму, размер и местоположение.

Еще одной игрой, о  которой хотелось бы сказать, является игра «Сочини историю с опорными словами». Учащиеся делятся на две – три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут. Последовательность слов значения не имеет, главное, чтобы все они были использованы в рассказе. Так же для разнообразия можно использовать не слова, а последовательность картинок. [31,48 – 52] Данная игра развивает воображение и фантазию ученика, кроме того развивает самостоятельность ученика и его активную позицию в обучении.

Сказка. Данный вид работы, к сожалению, ограничен возрастными рамками, но, несмотря на это, преподаватели иностранных языков крайне положительно отзываются о ней и стараются использовать как можно чаще. Кроме того, преподаватели считают, что данная форма преподавания обязательно должна присутствовать, так как обеспечивает легкий переход ребенка к ответственной и сложной жизни ученика.

Что такое сказка? «Сказка… В первую очередь – мир детства, мир яркий, радостный, полный открытий и надежд. А еще сказка – литературное произведение, закладывающее основы системы культурных ценностей в душе ребенка». [32]

Информация о работе Понятие «творчество» в педагогике