Развитие педагогики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества, а самое главное личности.
Чтобы воспитать личность, самым главным образом, надо познать основы педагогики.
Из поколения в поколение передается опыт и знание, которые нам помогают в дальнейшем существовать в обществе, достигнуть наилучших результатов для выживания в нынешнем времени. Наука, изучающая закономерности передачи этих знаний и опыта, так необходимого для жизни и труда человека, и называется педагогикой. В Древней Греции

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…...3
Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв. ……………...….5
Педагогика в России в ХХ веке……………...…………..……………....…9
Педагогика ХХI века: какой ей быть в России……..……………………..11
Заключение…………………………………………………….……….………20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа По психологии 260902, 2 кус, г.Уфа, семенова Е.К..docx

— 35.27 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная работа                                       По психологии: Развитие педагогики в России

 

 

260902 конструирование швейных изделий

2 курс, г. Уфа

Семеновой Е.К. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….…...3

  1. Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв. ……………...….5
  2. Педагогика в России в ХХ веке……………...…………..……………....…9
  3. Педагогика ХХI века: какой ей быть в России……..……………………..11

Заключение…………………………………………………….……….………20

 

Введение

 

История развития и становления  воспитательных традиций связана с  определенными воспитательными  системами, сложившимися в процессе развития общества, а самое главное  личности.

Чтобы воспитать личность, самым  главным образом, надо познать основы педагогики.

Из поколения в поколение  передается опыт и знание, которые  нам помогают в дальнейшем существовать в обществе, достигнуть наилучших  результатов для выживания в  нынешнем времени. Наука, изучающая закономерности передачи этих знаний и опыта, так необходимого для жизни и труда человека, и называется педагогикой. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый».

Потребность передачи социального  опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Целью  и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства  верности интересам рода и племени, сообщении знаний о традициях, обычаях  и нормах поведения в данном роде, племени. Основой развития послужили  игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени –  охоту, рыбную ловлю,…Первые зачатки  образования появились в странах  Древнего Востока. Обучение было долгим и дорогим, поэтому оно не было доступно земледельцам и ремесленникам.

На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания развития человечества остаются семья, общество, церковь и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Нас же в настоящее время интересует, как развивалась педагогика в  нашей стране. Откуда она появилась, чего объясняла и что ждет ее в  будущем.

В течение длительного времени, Россия развивается по-разному, и  по-разному воплощается идея воспитания человека.

 

  1. Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.

 

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи  Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

Но мы окунемся и узнаем, как  происходило воспитание в России.

В России с давних времен открывались  школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде  в 1030 году. Также как и в других государствах, первые зачатки педагогики проявлялись в «воспитании» младшего поколения. Под воспитанием понималась трудовая деятельность (в основном – пахота, посев и уборка урожая,). Раньше уже с 7 лет у детей начиналась трудовая деятельность. Если кто и обучался то только дети (в основном сыновья) богатых купцов и торговцев. В начале образования государства российского в обществе была главная цель: расширение границ и обладание соседними землями. В 862-882 гг для образования Киевской Руси  были приглашены со стороны князья (Рюриковичи), которые также принесли с собой свою культуру.

С развитием государства общество все более и более увеличивало  свои знания в той или другой «науке». Лишь с 17 века педагогика проявилась как  система образования, как главная  цель познания общества.

Весьма плодотворной была теоретическая  и практическая деятельность в области  педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым  первым учебным заведением реального  образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 –  школа математических и навигационных  наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес наш земляк М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С ХVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в  своем имении «Ясная Поляна» организовал  начальную школу для детей  крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного  воспитания», создал учебник для  начальной школы «Азбука».

Также в России в конце XIX века изучал и разрабатывал разные идеи по педагогике Ушинский К. Д. Он разработал специальную систему по педагогике - цельную дидактическую систему. Стержнем, которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как  общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей Ушинского  была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться: «...Следует  передать ученику не только те или  иные познания, но и развить в  нем желание и способность  самостоятельно, без учителя, приобретать  новые познания».

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой  единство обучения и воспитания: «Воспитание  должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться  с учетом возрастных и психологических  особенностей развития ребенка.  Оно должно быть посильным  и последовательным.

2. Обучение должно строиться  на основе принципа наглядности  и т.д.

 

  1. Педагогика  в России в ХХ веке

 

В послереволюционной России строительство системы школьного  образования шло в течение  почти десятилетия.

С развитием общества все  больше и больше государству требовалось  умных людей. А для этого с  самого раннего возраста детей всех слоев общества следовало обучать  и давать те знания, которые требовало  само общество. Поэтому все больше стало создаваться школ и институтов.

В декабре 1917 года специальным  постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была провозглашена  светской, то есть независимо от церкви.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных часов  на язык и литературу, математику и  естественные науки;

• значительное количество часов  на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской  школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты  оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем  знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о  природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить  разрыв между различными школьными  предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились  новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд  постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком определении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование  информационного типа, продуцирующее  знания, умения, навыки. С помощью  образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан  грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован  социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную  систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов  в России имела ряд характерных  особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается  в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством  изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки  нового человека и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Информация о работе Развитие педагогики в России