Норма в социальной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:33, реферат

Краткое описание

НОРМА (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 20.98 Кб (Скачать)

Норма

НОРМА (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом.

Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом  функционирования социокультурных  целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные  схемы взаимодействий, действий и  отдельных операций (преобладающий  тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне  предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и  через специальную обработку  эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в  социальную жизнь (преобладающий тип  нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных  практик. Принятие же означает ее постепенную  стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным  ее осознаванием как естественно  возникшей в самом этом опыте  и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может  быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении  в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений  любой инновации (иначе последняя  остается на уровне культурного артефакта).

Исторически Н. возникает из традиции как основного  регулятива в архаических и доминирующего  в традиционных обществах. Логически  же сама традиция (в определенном аспекте  своей функциональной нагрузки) может  быть рассмотрена как особый тип  Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается  в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и  возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности  к регуляции не столько самих  процессов жизнедеятельности, сколько  стремящихся к институонализации  связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте).

Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне  регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей  регуляции, не нуждается во внешних  институциях (2); традиция стремится  гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых  содержаний и применения к новым  ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет  выделить четыре типа подсистем в  полной социокультурной нормативной  системе. Две из них характеризуют  нормирование через традицию (аутентичная  и вторичные виды традиции; последние  есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство  социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения  власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и  Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует  на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует  из будущего. Традиция непрерывна в  своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре  Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив  Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность.

В последнем  случае в Н. явственнее проступает стоящая  за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности  и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий  характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в  предельном случае - максима "что  не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически  не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой  социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и  продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и  они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет  закона кровной мести перед санкционируемым  государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или  слабость Н.

Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил  описывать как "аномию". Нарушение  Н. описывается в социологии как  социальное отклонение (девиация). В  культуранализах появление инновации  есть также нарушение Н. В социологических  и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих  их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. 
 

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого  внимания к себе. Это – люди, имеющие  какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве  складывалось особое отношение к  ним. Однако в разные времена в  зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории  людей было самым различным: в  одних обществах, как, например, в  Древней Спарте, оно отличалось крайней  жестокостью вплоть до их физического  уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

В современных  США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция  интеграции людей, имеющих те или  иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются  как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие  «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с  ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными  возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как  во всем мире, так и в России, имеет  устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее  время не сможет. Поэтому рост числа  лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует  рассматривать как постоянно  действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных  социальных решений.

Но даже в  условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что  внешние обстоятельства, в которых  они находятся, или состояние  их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет  в сознании людей свои границы, а  все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно  – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы  широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно  верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в  определении понятия «норма»  не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут  быть раз и навсегда зафиксированы  во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют  национальную специфику, а кроме  того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой  войны в течение двух-трех десятилетий  курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается  признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее  общество, тем терпимее оно относится  к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно  помнить, что норма – это некое  идеальное образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия  нормы в общественных науках можно  сравнить с использованием понятия  «идеальный газ» в физике. В природе  такого газа нет, однако благодаря этому  понятию физикам удалось сделать  много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного  реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что  не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и  «отклонение от нормы» – очень  важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального  поведения ребенка.

Отклонения могут  носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Информация о работе Норма в социальной педагогике