Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа
Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.
Однако
задумка, догадка, идея, “как бы
хороши они ни были, еще не
определяют исхода
1)
Диагностический
этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива — диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:
Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.
Методика
педагогического
Б) Формулирование проблемы, темы.
Сущность
проблемы заключается в противоречиях
между какими-либо компонентами, сторонами
педагогического процесса, чаще всего
— между результатом и средствами его
получения.
Для того, чтобы сформулировать проблему,
недостаточно только обнаружить пpoтивоpeчиe,
необходимо проникнуть вглубь явления,
понять, что известно и неизвестно о нем.
Проблема рождается 113 накопленных знаний
о незнании, она представляет вопрос, ответ
на который должен дать эксперимент —
наиболее надежный и верный путь решения
педагогических проблем.
Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.
Примеры проблем;
А.
“Развитие учащихся в процессе
проблемного обучения” (каково
влияние проблемного способа
обучения на развитие учащихся?
Б.
“Воспитание в условиях
Конкретный
эксперимент не может дать
общего ответа на вопрос, он
вычленяет из проблемы какую-
Привязка
(реализация) проблемы к конкретной
учебно-воспитательной
В формулировке темы эксперимента отражается,
в чем будет состоять экспериментальное
воздействие и на что оно будет направлено.
Примеры тем:
А. “Развитие творческих способностей учащихся путем применения проблемных ситуаций на уроках физики в 9 классе”.
Б. “Особенности
работы классного руководителя в
условиях дифференцированного обучения”.
Тема, таким образом, определяет границы
поиска в данной проблеме.
В)
Актуальные проблемы
эксперимента.
В настоящее
время диагностирование paботы учреждений
народного образования oбнapуживaeт
следующие важнейшие проблемы, решение
которых требует массового
А. Проблемы развития личности:
Б. Проблемы коллективного воспитания:
В. Дидактические проблемы:
Г. Проблемы управления и педагогизации окружающей среды
Диагностический
этап обязательно включает изучение
состояния проблемы в психолого-педагогической
теории, в передовом и новаторском
опыте важнейших источников идей
для решения намеченных проблем.
2) Прогностический этап.
Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана—программы эксперимента (“момент напряжения”+“момент озарения”).
А) Цели и задачи эксперимента.
Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.
В
зависимости от степени
а)
воссоздание в новых условиях
того, что существовало ранее,
но было утрачено, забыто
б) модернизация (рационализация, усовершенствование)
того, что существует в соответствии с
изменившимися требованиями;
в) создание нового — того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.
Примеры целей:
А.
Определить влияние
Б.
Разработать оптимальный
Задача — это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.
Примеры задач:
А.
Для проблемного изложения
1).определить эффективность усвоения
материала с помощью проблемной ситуации;
2).отобрать проблемные ситуации;
3).построить их систему;
4).апробировать их;
5).развить мышление учащихся;
6).дать
рекомендации по применению
Б.
Для работы классного
1).проанализировать
особенности воспитательной
2).отобрать
воспитательные мероприятия;
3).оптимизировать
виды и формы воспитательной
работы в связи с углубленной
учебной деятельностью
4).определить
содержание воспитания
Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования