Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа
Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.
В)
Методическое обеспечение
эксперимента.
Имея
определенные параметры для
Для каждого
эксперимента отбирается такое сочетание
методов (методика), которые могут
дать вполне достоверную информацию
об избранных характеристиках
В
методическое обеспечение
Особого внимания
требует подготовка
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
При организации
педагогического эксперимента необходимо
учитывать то обстоятельство, что
он имеет дело с детьми, поэтому
одним из основных требований к экспериментатору
является: “не навреди”. Отсюда следует
необходимость тщательного
Эксперимент должен пройти утверждение
в педагогическом коллективе (на педагогическом
совете или совете школы), его необходимо
тщательно согласовать, “притереть”
по времени, объекту и другим организационным
особенностям к общему ходу педагогического
процесса в классе, школе.
Участники
эксперимента (и учителя, и учащиеся)
должны быть
Д) Разведывательное исследование.
Уровень
и качество эксперимента в
значительной степени
4) Практический этап.
Содержание
практического этапа
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
В
осуществлении практического
Констатирующий
эксперимент. На первой стадии основной
целью является определение (констатация)
начального уровня всех параметров и факторов,
которые подлежат отслеживанию в эксперименте.
Проводится изучение начального состояния
педагогической системы с помощью контролирующих
средств и методов (см. гл. X), выясняется
уровень ЗУН, воспитанности, определенных
качеств личности или коллектива и др.
С помощью методов наблюдения, изучения
документации устанавливается наличие
необходимых условий для проведения эксперимента,
оценивается состояние самих участников
эксперимента.
Формирующий эксперимент. В соответствии
с намеченной программой различные виды
экспериментальных воздействий на объект
осуществляются в практической учебной
и воспитательной работе с экспериментальными
объектами.
По
ходу формирующего
Полезно
фиксировать замечания о
В
течение формирующего
Контролирующий
эксперимент. Третьей стадией практического
этапа является тщательный сбор и регистрация
(измерения, описание, оценки) всех конечных
показателей учебного процесса - контролирующий
эксперимент.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
Организация
практического этапа подчинена
логике поиска изменения интересующего
экспериментатора признака (парамететра)
учебно-воспитательного
Линейный эксперимент. В основе линейной схемы лежит сравнение объекта (группы) с самим собой на разных этапах процесса обучения (развития). Сначала педагог проводит эксперимент с использованием обычных содержания, методов и средств. Результат определяется по изменению интересующих педагога параметров (разница между контрольным и констатирующим измерениями).
Затем
в той же группе учащихся
проводится эксперимент с
Если
второй результат будет выше,
то делается вывод о
Линейный
эксперимент не требует
Параллельная схема. В основе параллельной схемы лежит сравнение двух или более объектов между собой.
Логическая
модель параллельного
В параллельном эксперименте по методу единственного сходства экспериментальными являются несколько классов, которые подвергаются проверяемому воздействию Ф. Однако, кроме фактора Ф, одинакового для всех классов, в педагогическом процессе действуют другие скрытые и неучитываемые факторы: влияние личности учителей (У), методы обучения (М), особенности неуравненных классов (К) и др. Если в таких условиях в результате эксперимента будет зарегистрировано одно и то же одинаковое для всех объектов изменение параметра (П), то это должно являться следствием воздействия фактора Ф.
Параллельный
эксперимент по методу
Если
оказывается, что в
Схема
перекрестного эксперимента. Уравнять
все условия и самих учащихся в контрольном
и экспериментальном классах практически
невозможно. Поэтому в схеме единственного
различия для повышения надежности результатов
и выводов применяется прием, когда экспериментальный
и контрольный объекты (классы) меняются
попеременно местами. Сначала формирующее
воздействие проводится на объект А, проводится
контролирующий эксперимент, обнаруживается
единственного различие (превышение уровня
ЗУН в экспериментальной группе).
Затем весь ход эксперимента повторяется
(начиная с выравнивания параметров), но
формирующее воздействие Ф проводится
на объект Б. Если в результате обнаруживается,
что единственным различием опять является
изменение ЗУН (причем уже в обратную сторону),
то вывод об эффекте приема Ф может считаться
вполне надежным.
5) Обобщающий этап.
Обобщающий
этап представляет процесс
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Многообразие
экспериментальных материалов
Первый шаг. Распределение и сопоставление
полученных данных с запланированной
моделью эксперимента; выяснение соответствия
между ними.
Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования