Функциональная структура педагогического экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.

Оглавление

I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Педагогика Педагогический эксперимент.docx

— 57.61 Кб (Скачать)
  • компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов);
  • социальные характеристики объектов, демографические данные;
  • канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина);
  • специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.);
  • качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.);
  • условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.);
  • действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.);
  • отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру.
 

    В) Методическое обеспечение  эксперимента.    

 Имея  определенные параметры для характеристики  объекта, экспериментатор может  подобрать соответствующие методы  их изучения и исследования. Методы  исследования детерминированы содержанием  эксперимента, но, с другой стороны  сами определяют возможности  постижения сущности того или  иного явления, возможности решения  определенных задач. Поэтому необходимо  знать эти возможности и способы  их конкретизации в соответствии  со спецификой проблем и задач  данного эксперимента.

Для каждого  эксперимента отбирается такое сочетание  методов (методика), которые могут  дать вполне достоверную информацию об избранных характеристиках объекта. Решается вопрос о способах обработки  информации.   

 В  методическое обеспечение входят  все педагогические материалы,  необходимые для организации  экспериментальных воздействий: 

  • дидактические материалы к экспериментальным урокам,
  • разработка воспитательных мероприятий,
  • экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература,
  • необходимые наглядные пособия и ТСО и др.
  

    Особого внимания  требует подготовка методического  инструментария для измерения  и фиксации состояния параметров  объекта: тестов, контрольных работ,  анкет, опросников, планов и бланков  наблюдений. Они должны быть разработаны  и заранее размножены в необходимом  количестве. 

    Г) Организационное  обеспечение эксперимента.

При организации  педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что  он имеет дело с детьми, поэтому  одним из основных требований к экспериментатору является: “не навреди”. Отсюда следует  необходимость тщательного обдумывания  всех возможных исходов проверяемого педагогического воздействия, максимального  уменьшения риска отрицательных  изменений в личности учащихся. Необходимо смоделировать расписание, режимы, объемы нагрузок, согласовать ход  эксперимента с планами работы школы. 
    Эксперимент должен пройти утверждение в педагогическом коллективе (на педагогическом совете или совете школы), его необходимо тщательно согласовать, “притереть” по времени, объекту и другим организационным особенностям к общему ходу педагогического процесса в классе, школе.   

 Участники  эксперимента (и учителя, и учащиеся) должны быть проинструктированы, между ними должны быть налажены  необходимые деловые отношения. 

    Д) Разведывательное исследование.   

 Уровень  и качество эксперимента в  значительной степени повысятся,  если в подготовительном этапе  предусмотреть проведение разведывательного  исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана - программы эксперимента, внести в него, в случае надобности, определенные коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год. 

4) Практический этап.   

 Содержание  практического этапа заключается  в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив  и т. п.) “помещается” не в  обычную, а экспериментальную  обстановку (под воздействие определенных  факторов), а исследователь должен  проследить направление, величину  и устойчивость изменений интересующих  его характеристик. В процессе  практического этапа происходят  большие и малые “моменты озарения”  и должен наступить, наконец,  важнейший “момент перелома”  - предвестник перехода на новый,  более высокий уровень учебно-воспитательного  процесса. 

    А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.   

 В  осуществлении практического этапа  четко выступают три стадии, имеющие  свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая.  

 Констатирующий эксперимент. На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов (см. гл. X), выясняется уровень ЗУН, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др. С помощью методов наблюдения, изучения документации устанавливается наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценивается состояние самих участников эксперимента. 
   Формирующий эксперимент. В соответствии с намеченной программой различные виды экспериментальных воздействий на объект осуществляются в практической учебной и воспитательной работе с экспериментальными объектами.   

 По  ходу формирующего эксперимента  педагог ведет дневник эксперимента, в который записываются фактически  осуществленные воздействия на  учеников, проведение коллективных, групповых мероприятий и индивидуальных  мер, их коррекция.   

 Полезно  фиксировать замечания о конкретных  условиях эксперимента, об эмоциональных  реакциях, отношение учащихся к  экспериментальным воздействиям, обнаруженные  недостатки и затруднения в  организации процесса. Это позволит  сделать выводы и рекомендации  более детальными и ценными.   

 В  течение формирующего эксперимента  педагог следит за изменением  интересующих его параметров, может  делать промежуточные срезы тех  или иных характеристик и вносить  коррективы в эксперимент, подправлять  или конкретизировать гипотезу.  

 Контролирующий эксперимент. Третьей стадией практического этапа является тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей учебного процесса - контролирующий эксперимент. 

    Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.

Организация практического этапа подчинена  логике поиска изменения интересующего  экспериментатора признака (парамететра) учебно-воспитательного процесса и  связи этого изменения с экспериментальным  воздействием.  

 Линейный эксперимент. В основе линейной схемы лежит сравнение объекта (группы) с самим собой на разных этапах процесса обучения (развития). Сначала педагог проводит эксперимент с использованием обычных содержания, методов и средств. Результат определяется по изменению интересующих педагога параметров (разница между контрольным и констатирующим измерениями).   

 Затем  в той же группе учащихся  проводится эксперимент с введением  испытуемого средства и вновь  определяется результат как изменение  параметров.   

 Если  второй результат будет выше, то делается вывод о положительном  влиянии экспериментального воздействия  на педагогический процесс.   

 Линейный  эксперимент не требует уравнивания  условий обучения, но применим  в тех случаях, когда исследуемое  явление относительно мало зависит  от приращения ЗУН или развития  личности в процессе эксперимента.

Параллельная  схема. В основе параллельной схемы  лежит сравнение двух или более  объектов между собой.   

 Логическая  модель параллельного эксперимента  имеет две разновидности: сравнение  по методу единственного сходства  и по методу единственного  различия.   

 В параллельном эксперименте по методу единственного сходства экспериментальными являются несколько классов, которые подвергаются проверяемому воздействию Ф. Однако, кроме фактора Ф, одинакового для всех классов, в педагогическом процессе действуют другие скрытые и неучитываемые факторы: влияние личности учителей (У), методы обучения (М), особенности неуравненных классов (К) и др. Если в таких условиях в результате эксперимента будет зарегистрировано одно и то же одинаковое для всех объектов изменение параметра (П), то это должно являться следствием воздействия фактора Ф.   

 Параллельный  эксперимент по методу единственного  различия реализовать несколько  труднее, так как он предполагает  уравнивание всех факторов обучения (воспитания) в двух группах объектов. Затем в одной группе (экспериментальной)  проводится испытуемое воздействие,  а в другой (контрольной) процесс  идет без такого воздействия.  

 Если  оказывается, что в экспериментальной  группе результаты обучения, или  воспитания выше, чем в контрольной  (единственное различие), то это  считается следствием применения  испытуемого воздействия.

Схема перекрестного эксперимента. Уравнять все условия и самих учащихся в контрольном и экспериментальном классах практически невозможно. Поэтому в схеме единственного различия для повышения надежности результатов и выводов применяется прием, когда экспериментальный и контрольный объекты (классы) меняются попеременно местами. Сначала формирующее воздействие проводится на объект А, проводится контролирующий эксперимент, обнаруживается единственного различие (превышение уровня ЗУН в экспериментальной группе). 
    Затем весь ход эксперимента повторяется (начиная с выравнивания параметров), но формирующее воздействие Ф проводится на объект Б. Если в результате обнаруживается, что единственным различием опять является изменение ЗУН (причем уже в обратную сторону), то вывод об эффекте приема Ф может считаться вполне надежным.
 

5) Обобщающий этап.   

 Обобщающий  этап представляет процесс извлечения  выводов общего характера из  полученных в эксперименте данных  путем логических операций: анализа,  синтеза, индукции, дедукции и  др. Чем глубже и разностороннее  будут проанализированы данные, тем больше ценных обобщающих  выводов можно извлечь из экспериментальных  фактов. Поэтому важнейшее значение  на обобщающем этапе придается  обработке первичных данных педагогических  наблюдений и измерений. Вторичные  данные являются уже первым  обобщением; анализ, оценка и осмысливание  их дают возможность установить  связи между проведенными в  эксперименте воздействиями и  достигнутыми результатами. Формируются  выводы, рекомендации практике. На  обобщающем этапе достигается  “второй момент истины”. 

    А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.   

 Многообразие  экспериментальных материалов требует  упорядочения и системы в их  анализе. Можно рекомендовать  следующий общий алгоритм обсуждений  и интерпретации полученных данных. 
   Первый шаг. Распределение и сопоставление полученных данных с запланированной моделью эксперимента; выяснение соответствия между ними.   

Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования