Функциональная структура педагогического экспериментирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.

Оглавление

I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Педагогика Педагогический эксперимент.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

5).выработать  принципы составления планов  воспитательной работы;       

6).дать  рекомендации по осуществлению  воспитания личности. 

    Б) Гипотезы эксперимента.

Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза — это предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.   

 Гипотезы  могут иметь описательный, объяснительный  характер, но в условиях массового  педагогического поиска более  всего распространены сравнительные  и конструктивные гипотезы. Сравнительная  гипотеза содержит предположение  о сравнительной эффективности  содержания средств, методов и  форм организации и управления  педагогическим процессом. Конструктивная  гипотеза имеет такую структуру:  если применять такие-то и такие-то  новые или изменить применяемые  содержание или методы так-то  и так-то, то можно ожидать,  что будет обеспечено более  сознательное и прочное овладение  знаниями и умениями, деятельность  детей примет такое-то направление,  будут достигнуты такие-то сдвиги  в развитии детей. 
   Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента. Она может быть заимствована из арсенала идей педагогики сотрудничества и развития, анализа научных достижений и, наконец, основываться на педагогическом опыте и интуиции экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами.   

 Алгоритма  формирования проблемы, темы, цели, задач и гипотез эксперимента  не существует: их формулировки  возникают в процессе разработки, взаимно связываясь, вытекая друг  из друга, дополняя друг друга.    

 Примеры  гипотез:    

 А. Основная: Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся. 
        Дополнительные:

  • изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;
  • одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;
  • процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.
  

    Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной. 
    Дополнительные:

  • клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;
  • работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.
 

    В) Составление плана-программы  эксперимента.

Планирование - это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.   

 Практика  убедительно показывает, что тщательно  разработанный план педагогического  эксперимента - залог его успешного  проведения; он позволяет всесторонне  осмыслить эксперимент, заранее  предусмотреть объем работы, избежать  различных огрехов, придает эксперименту  ритмичность на всех этапах  его проведения.   

 Разработка  плана основывается на общих  принципах прогнозирования деятельности  с учетом специфики и логики  научного исследования.   

 Структурными  компонентами плана эксперимента  выступают его основные этапы  и различные экспериментальные  мероприятия и процедуры. Как  исходные данные (общая характеристика), ила; включает: первоначальную формулировку  проблемы, темы, целей и задач,  гипотезы исследования, персоналии  исполнителей и руководителей,  календарные сроки проведения  эксперимента.   

 При  разработке плана эксперимента  четкое отражение должны найти  следующие вопросы:

  • в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;
  • какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;
  • как будут отслеживаться выбранные параметры;
  • какие методы получения и обработки информации будут применяться;
  • как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);
  • какое время потребуется для проведения эксперимента;
  • какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;
  • как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.
 

    

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет  окончательно разработана методика эксперимента. 
    В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.   

 План  организационно-подготовительного  этапа составляется в подробном  позиционном виде с указанием  сроков и исполнителей:

  • вопросы согласования эксперимента;
  • подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента;
  • подготовка методического обеспечения;
  • подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;
  • проведение при необходимости разведывательного эксперимента.
 

Практический  этап в плане отражается указанием  основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего  эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются  способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и  т. д.).   

 Далее  следует совокупность мероприятий  обобщающего этапа, связанных  с обработкой и анализом полученных  данных, подведением результатов  эксперимента (формы отчетности), выработкой  практических рекомендаций.   

 Наконец,  можно указать и предвидимое  внедрение. 

3) Организационно-подготовительный  этап.

Любое дело требует соответствующей подготовки.    

 При  проведении педагогического эксперимента  его подготовка самым жестким  образом может повлиять на  результат; так, не подобрав  заранее контрольный объект или  не уравняв его с экспериментальным,  нельзя получить достоверные  выводы.    

 Поэтому  организационно-подготовительный этап  имеет важнейшее значение и  требует довольно больших затрат  времени и труда (“момент напряжения”).    

 Он  тесно связан с планированием  эксперимента и включает выполнение  следующей программы. 

    А) Выбор объектов (и  субъектов) эксперимента.

Для проведения эксперимента не безразлично, каких  учащихся, какой класс, какую школу  взять в качестве объекта. В слишком  слабом классе эксперимент обречен  на провал, в сильном - может дать неправильные (завышенные) результаты. Поэтому, если методическое воздействие  относится к массовой категории, выбирают класс, средний по результатам. 
    Существенным образом влияет на надежность и достоверность результатов эксперимента и число экспериментальных объектов (учащихся, классов, школ).   

 Существуют  математические методы определения  минимального числа объектов, которое  необходимо для обеспечения заданного  уровня надежности результатов  (см. лит. к. гл. XI). Но в практике  массового педагогического экспериментирования  при определении минимума объектов  чаще идут опытным путем. К  примеру, в анкетном опросе  соотношение ответов начинает  при определенном охвате быть  постоянным - это количество объектов  и следует принять за минимальное.  В каждом конкретном случае  следует учитывать специфику  темы эксперимента, опыт аналогичной  деятельности, который давал корректные  научно-практические выводы. 
    В педагогических процессах общие массовые закономерности начинают проявляться при числе объектов около 30-40; это, в основном, соответствует наполняемости школьного класса. Именно класс чаще всего и используется в качестве минимальной единицы педагогического эксперимента. 
    Выбранная группа, класс, школа должны быть представительными с точки зрения охвата объектов различного вида. Так, экспериментальный класс должен быть типичным по наполняемости, составу, успеваемости; если вывод предполагаются делать для всех типов школ, то в эксперименте нельзя ограничиться только дневными или городскими школами. 
    Чтобы установить наличие или отсутствие ожидаемого эффекта, необходимо определить достигнутый уровень тех качеств объекта, которые вызвало в нем экспериментальное воздействие. Однако педагогика пока не располагает такими показателями - эталонами уровней развития для каждого возраста, относительно которых можно было бы измерять эти изменения. Поэтому в каждом конкретном случае за эталон для сравнения принимаются показатели контрольного класса, в котором идет обычный педагогический процесс, без экспериментальных воздействий. 
   Сравниваемые группы (класса) предварительно уравниваются по начальным данным и по условиям педагогического процесса при проведении формирующего эксперимента. Можно просто выбрать приблизительно одинаковые классы, можно взять в качестве контрольного заведомо более сильный класс.   

 Реже  применяется методика попарного  отбора учащихся для экспериментальной  и контрольной групп (сильный-сильный,  слабый-слабый, средний-средний). Чтобы  снять возможные сомнения и  создать условия для наибольшего  сопротивления гипотезе, можно применить  такой вариант: сильный-более  сильный, средний-сильный, слабый - средний (дать стартовое преимущество  контрольной группе).  

 Иногда  тема эксперимента позволяет  вообще ограничиться лабораторным  экспериментом, т. е. работой  с небольшой группой детей  (например, трудных, одаренных). 
    Эксперимент, проводимый на межпредметном, общешкольном и межшкольном уровнях, включает изучение данных о квалификации и мастерстве учителей, воспитателей, руководителей, участвующих в эксперименте, о характере межколлективных отношений (учителей, учащихся, родителей и др.). На основе учета этих данных, проводится подбор состава субъектов эксперимента.
 

      Б) Выбор характеристик  педагогического  процесса для отслеживания в эксперименте.

Объект  педагогического эксперимента характеризуется  совокупностью качеств - параметров. На их изменение влияют: 1) экспериментальные  воздействия, 2) еще целый ряд причин - факторов (управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных  и постоянных). Надежность и ценность результатов эксперимента в большой  степени зависит от того, по каким  параметрам будут наблюдаться и  оцениваться изменения объекта  и какие факторы будут при  этом учтены.   

 Выбор  параметров и адекватных способов  их оценки определяется содержанием  проблемы и характером объекта  исследования (личность, коллектив,  структура, система и т. д.). Здесь экспериментатор может  встретиться как с избытком  параметров (например, при оценке  знаний учащихся), так и с их  недостатком (оценка уровня воспитанности,  развития). В первом случае необходимо  отобрать самые важные с точки  зрения изучаемой проблемы параметры,  в другом - найти, разработать  такие характеристики, которые могли  бы служить наблюдаемыми параметрами. 
    Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Для устранения этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее часто используются и учитываются в практике экспериментирования следующие параметры и факторы:

Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования