Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа
Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.
5).выработать принципы составления планов воспитательной работы;
6).дать
рекомендации по осуществлению
воспитания личности.
Б) Гипотезы эксперимента.
Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза — это предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.
Гипотезы
могут иметь описательный, объяснительный
характер, но в условиях массового
педагогического поиска более
всего распространены
Гипотеза выступает руководящей основой,
определяет содержание и характер деятельности
участников эксперимента. Она может быть
заимствована из арсенала идей педагогики
сотрудничества и развития, анализа научных
достижений и, наконец, основываться на
педагогическом опыте и интуиции экспериментатора.
Основная гипотеза, так же как и цель, может
сопровождаться дополнительными подгипотезами.
Алгоритма
формирования проблемы, темы, цели,
задач и гипотез эксперимента
не существует: их формулировки
возникают в процессе
Примеры гипотез:
А.
Основная: Применение проблемных ситуаций
по сравнению с обычным изложением при
изучении физики должно значительно эффективнее
развивать творческие способности учащихся.
Дополнительные:
Б.
Основная: Если построить воспитательную
работу на основе оптимального согласования
(связи, соответствия) классной и клубной
деятельности учащихся, можно получить
более высокие результаты, чем при планировании
воспитательной работы в отрыве от учебной.
Дополнительные:
В) Составление плана-программы эксперимента.
Планирование - это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.
Практика
убедительно показывает, что тщательно
разработанный план
Разработка
плана основывается на общих
принципах прогнозирования
Структурными
компонентами плана
При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:
В план
диагностического этапа включается
изучение авторами эксперимента литературных
источников, ознакомление с опытом
передовиков, логический анализ основных
понятий проблемы, на основе чего будет
окончательно разработана методика
эксперимента.
В плане прогностического этапа намечается
уточнение всех гипотез, формулировок,
целей и задач предстоящей работы, предвидимых
ее результатов.
План
организационно-
Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).
Далее
следует совокупность
Наконец,
можно указать и предвидимое
внедрение.
3)
Организационно-
Любое
дело требует соответствующей
При
проведении педагогического
Поэтому
организационно-
Он
тесно связан с планированием
эксперимента и включает
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Для проведения
эксперимента не безразлично, каких
учащихся, какой класс, какую школу
взять в качестве объекта. В слишком
слабом классе эксперимент обречен
на провал, в сильном - может дать
неправильные (завышенные) результаты.
Поэтому, если методическое воздействие
относится к массовой категории,
выбирают класс, средний по результатам.
Существенным образом влияет на надежность
и достоверность результатов эксперимента
и число экспериментальных объектов (учащихся,
классов, школ).
Существуют
математические методы
В педагогических процессах общие массовые
закономерности начинают проявляться
при числе объектов около 30-40; это, в основном,
соответствует наполняемости школьного
класса. Именно класс чаще всего и используется
в качестве минимальной единицы педагогического
эксперимента.
Выбранная группа, класс, школа должны
быть представительными с точки зрения
охвата объектов различного вида. Так,
экспериментальный класс должен быть
типичным по наполняемости, составу, успеваемости;
если вывод предполагаются делать для
всех типов школ, то в эксперименте нельзя
ограничиться только дневными или городскими
школами.
Чтобы установить наличие или отсутствие
ожидаемого эффекта, необходимо определить
достигнутый уровень тех качеств объекта,
которые вызвало в нем экспериментальное
воздействие. Однако педагогика пока не
располагает такими показателями - эталонами
уровней развития для каждого возраста,
относительно которых можно было бы измерять
эти изменения. Поэтому в каждом конкретном
случае за эталон для сравнения принимаются
показатели контрольного класса, в котором
идет обычный педагогический процесс,
без экспериментальных воздействий.
Сравниваемые группы (класса) предварительно
уравниваются по начальным данным и по
условиям педагогического процесса при
проведении формирующего эксперимента.
Можно просто выбрать приблизительно
одинаковые классы, можно взять в качестве
контрольного заведомо более сильный
класс.
Реже
применяется методика
Иногда
тема эксперимента позволяет
вообще ограничиться
Эксперимент, проводимый на межпредметном,
общешкольном и межшкольном уровнях, включает
изучение данных о квалификации и мастерстве
учителей, воспитателей, руководителей,
участвующих в эксперименте, о характере
межколлективных отношений (учителей,
учащихся, родителей и др.). На основе учета
этих данных, проводится подбор состава
субъектов эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
Объект педагогического эксперимента характеризуется совокупностью качеств - параметров. На их изменение влияют: 1) экспериментальные воздействия, 2) еще целый ряд причин - факторов (управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных и постоянных). Надежность и ценность результатов эксперимента в большой степени зависит от того, по каким параметрам будут наблюдаться и оцениваться изменения объекта и какие факторы будут при этом учтены.
Выбор
параметров и адекватных
Из факторов, оказывающих влияние на педагогический
процесс, исследователя должны интересовать
те, которые способны повлиять на объект
эксперимента и нарушить экспериментальную
ситуацию. Для устранения этого влияния
их надо оценить и учесть. Наиболее часто
используются и учитываются в практике
экспериментирования следующие параметры
и факторы:
Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования