Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:32, контрольная работа
Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.
ПЛАН:
I. Введение.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
III. Виды педагогического экспериментирования.
1) Содержание и масштабность эксперимента.
2) Характер анализа объекта исследования.
IV. Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
V. Функциональная структура педагогического экспериментирования.
Используемая литература.
Существует несколько значений понятий “эксперимент”.
Во-первых, под экспериментом понимается
часть педагогического
Во-вторых, понятие педагогический эксперимент
используется как синоним педагогического
исследования (например, многолетний воспитательный
эксперимент В. А. Сухомлинского, социально-педагогический
эксперимент Е. Б. Куркина и т. п.).
В-третьих, педагогическим экспериментом
называют комплексный метод исследования,
включающий целый ряд частных методов
и методик,теоретических и практических
этапов.
В-четвертых, понятие эксперимент употребляется
в значении педагогического поиска, направленного
на выращивание новой практики образования
в процессе самой этой практики с помощью
ее целенаправленного, осмысленного преобразования.
II. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту.
Строгий
научный педагогический
а) предполагать внесение в педагогический
процесс чего-либо нового, какого-либо
принципиально нового воздействия (изменения)
с целью получения определенного результата;
б) обеспечивать условия, позволяющие
выделить связи между воздействием и его
результатом;
в) включать достаточно полный, документально
фиксируемый учет параметров (показателей)
начального и конечного состояния педагогического
процесса, различие между которыми и определяет
результат эксперимента;
г) быть достаточно доказательным, обеспечивать
достоверность выводов.
Научный
эксперимент, выполняемый в
При экспериментировании с технологией
сотрудничества и развития новое знание
является уже средством улучшения педагогического
процесса, выполняет функцию средства.
Применяя идеи педагогики сотрудничества,
педагог-практик ставит целью получить
тот результат, который он не мог получить
ранее. По существу, эксперимент здесь
представляет опытную работу по внедрению
научных положений или повторению передового
опыта. Однако это повторение или внедрение
должно также считаться экспериментом
(повторным, воспроизводящим), тем более
что оно сопровождается новыми условиями.
К сожалению в этих, наиболее часто встречающихся
случаях, выполняются не все критерии
строгого научного педагогического эксперимента,
что значительно снижает достоверность
получаемых выводов.
Если расположить все встречающиеся на
практике случаи по степени выполнения
критериев научного экспериментирования,
то получится ряд, на одном полюсе которого
находятся строго научные эксперименты,
а на другом — те, в которых не удовлетворяется
ни один из критериев (опытничество типа
“попробуем, что получится”). Все эксперименты,
находящиеся между этими полюсами, представляют
собой нестрогие, так называемые “квазиэксперименты”,
в которых не обеспечены достаточно “чистые”
условия, отсутствует должный уровень
отслеживания показателей и т.д. Для обозначения
“квазиэкспериментов” в школьной практике
употребляется целый ряд терминов:
Резких границ
между всеми этими понятиями
не существует, а задача исследователя
(и методических служб)
Рекомендуемые
требования к педагогическому
экспериментированию всех
III.
Виды педагогического
экспериментирования.
Каждый
конкретный эксперимент охватывает
определенную часть учебно-воспитательного
процесса, внося в него ряд педагогических
воздействий, исследовательских процедур
и организационных
1) Содержание и масштабность эксперимента.
Область
педагогических явлений,
Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:
Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:
Массовый
эксперимент имеет ряд
По
длительности педагогические эксперименты
могут быть практически любыми: кратковременными
(в пределах одной ситуации, урока), средней
длительности, (обычно в пределах одной
темы, четверти, полугодия, учебного года)
и длительными (лонгитюдными), охватывающими
годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными
результатами воспитания).
2) Характер анализа объекта исследования.
Особенности
эксперимента, определяющиеся его условиями,
обстановкой, оригинальностью подходов
и решений, применяемыми методами лежат
в основе следующих классификаций.
Если для эксперимента создается специальная
(искусственная) учебная обстановка, то
он называется лабораторным, а если он
проводится в реальных условиях массового
обучения и воспитания, называется естественным.
Если
для характеристики и анализа
объектов и явлений
В
зависимости от решаемых в
ходе исследования задач
Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:
IV.
Этапы педагогического
эксперимента.
Идея эксперимента. Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей педагогической практики. Часто идея эксперимента состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату, В этом случае эксперимент представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям.
Для
других учителей, методистов, руководителей
идеи педагогики
Информация о работе Функциональная структура педагогического экспериментирования