Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Оглавление

Введение
I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста
1.1 Возникновение и развитие речи
1.2 Развитие связной речи
1.3 Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста
2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам.[23]

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.


 

II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста

2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей

В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Подготовка эта идет по таким этапам: от рождения до 2,5—3 месяцев, от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев, от 9—10 месяцев до 1 года. Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.

Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1—2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.

Предпосылки связной речи.

До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.

Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.

Воспитание звуковой культуры речи. До 2,5—3 месяцев у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками, воспитатель должен поощрять эти действия ребенка. На 2—3-м месяце радость при общении с взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки, воспитатель должен имитировать эти звуки и тем самым вызывать у ребенка желание повторить их. От 2,5—3 до 5—6 месяцев у ребенка развивается способность внимательно слушать и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К четырем месяцам малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего его взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С четырех месяцев ребенок начинает громко смеяться, он привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру.

Постоянно разговаривая с ребенком, воспитатель вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3—4 месяца — гортанные звуки, в 5 месяцев — певучие гласные (гуление, свирель); в 5—6 месяцев — слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи.

От 5—6 до 9—10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям. От 9—10 месяцев до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов; необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др. Это уже начало усвоения лексики родного языка.

Обогащение словаря. Началом работы воспитателя по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Воспитание внимания ребенка начинается с предречевой ориентации его в окружающем. До 2,5—3 месяцев необходимо обеспечивать разнообразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от окружающих людей и предметов. Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимся предметом.

В 7 месяцев на вопросы взрослого «Где мама?», «Где часы?» и тому подобные ребенок поворачивается в сторону названного человека или указывает находящийся на обычном месте предмет.

К 8—9 месяцам ребенок настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В 9 месяцев дети начинают понимать слова, обозначающие знакомые движения: ладушки, до свидания, дай ручку, садись, ложись — и с готовностью выполняют их. От 9—10 месяцев до 1 года ребенок может научиться различать имена близких взрослых и детей; его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений. Активный словарь его при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: мама, папа, дядя, дай, иди, ав-ав, би-би, му и т. п., хотя понимать он может гораздо больше.

Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики у ребенка начинается с того, что он осознает вопросы взрослых: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п., т. е. начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные (дополнительные), предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления: показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Долг воспитателя — приложить все свои старания (а главное — профессиональное умение) к тому, чтобы развивать этот зародыш интеллекта на следующем, втором году жизни ребенка, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается.

Этот год жизни ребенка в соответствии с его физическим и умственным развитием делят на два этапа: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Воспитание звуковой культуры речи. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев взрослые продолжают развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам дети усваивают артикуляции многих согласных звуков ([б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т]), поэтому могут уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих с ними людей: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации.

Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства.

Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 месяцев ребенок может научиться понимать: собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), из мебели, посуды, названия некоторых знакомых ему средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек (рука, нога, голова, рот, глаза, уши). Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре (ложиться, спать, садиться, одеваться, гулять, показать, снять, надеть, открыть, закрыть и т. д.).

Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя); слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть (кошка, собака, рыбка, птичка, курочка) и подражать их голосам (мяу, ав-ав, чик-чи-рик, ко-ко-ко); учится называть основные части тела животных (хвост, лапа), движения (прыгает, летает, плавает); учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).

Развитие грамматических навыков. На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под, за, от, до) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Формируется умение строить предложения, состоящие из 3—4 слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?», «Что это?».

Развитие связной речи. В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова нельзя, можно и правильно на них реагировать.

От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий (например: «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел.

Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).

Само собой разумеется, что взрослые к ребенку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) еще не речь, понять их смысл невозможно. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.

Многие родители и воспитатели отмечают тот факт, что первое восхищение новогодней елкой, которое испытывают дети этого возраста, дает разительный скачок в развитии их речи, и к полутора годам ребенок произносит 60—70 слов. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у елки, но и хорошо рассмотреть игрушки, елочные украшения, подарки, обязательно называя их: «это бусы», «вот мишка», «это шар», «красный шар», «на елке игрушки» и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась елочка».

Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: предметы называет словами, употребляет некоторые глаголы, правда, в основном в повелительном наклонении дай, иди или в неопределенной форме дать, сесть. Себя в этом возрасте ребенок называет по имени Алеша пить, Федя бах.

Информация о работе Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности