Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Оглавление

Введение
I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста
1.1 Возникновение и развитие речи
1.2 Развитие связной речи
1.3 Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста
2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат, как мы уже говорили, и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: «На машину», «На куклу», «Дай Феде мишку», «Скажи: «На мишку»; «У кого бабочка?», «Скажи: «У меня бабочка».

К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже».Можно провести занятие и в виде игры: воспитатель спрячет предмет, потом его покажет и назовет. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой (растерянности и огорчения, когда игрушки нет, и радости, когда она нашлась). Например, спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика», а потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это? Зайчик. Скажи: «Зайчик».

Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова большой — маленький, больше — меньше. Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), воспитатель четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами в именах существительных: машина — машинка; мяч (большой) — мячик (маленький), медведь (большой) — медвежонок (маленький).

В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. Но прежде чем вводить слова-прилагательные вместе с определяемым словом в предложения, нужно обязательно провести попутные наблюдения: гольфы белые, платье белое, стена белая, простынка белая, снег белый или: рубашка красная, бант красный, пальто красное. После этого ребенку уже легче составить предложения с использованием прилагательных: «Это — красный карандаш», «Нет карандаша», «Нет красного карандаша». Естественно, что на первых порах дети будут затрудняться в согласовании слов: «Нет каадаса касный» («Нет карандаша красный»). Однако путем тренировки, путем повторения этой фразы в различных вариантах они научатся правильно согласовывать прилагательное с существительным.

Очень много в развитии наблюдательности, а следовательно, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Случается, что ребенок, который уже может сказать, что он хочет, при просьбе, обращенной к воспитателю, использует мимику и жест, а не слова. Тогда надо создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке малыш просит у воспитателя совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель заставляет его в конце концов произнести слово совок.

Развитию речи ребенка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это?», «Что делает?», т. е. нужно побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например: «Кого держит девочка? Скажи: «Девочка держит мишку»; С кем играет девочка? Скажи: «Девочка играет с мишкой».

В 1 год 8 месяцев в целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из книжки А. Барто «Для самых маленьких». Хорошо, если воспитатель, начав читать уже известное стихотворение, даст детям самим закончить его.

К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Это слова — названия предметов, окружающих детей, названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, зеленый листок, красная рубашка, желтое солнышко), величину (большая пирамида), свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок) и др.; это слова—названия действий, понятных детям: спать, принести, подать и др. С двух лет, говоря о себе, ребенок уже употребляет местоимение я, а не говорит о себе в 3-м лице.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. [21]


 

Заключение

Сформулируем краткие выводы. В интересах формирования предпосылок связной речи необходимо:

1.         Индивидуально обслуживать младенца по возможности одним переданным ему лицом.

2.         Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.

3.         Предоставить детям условия, содействующие развитию их слуха и внимания.

4.         Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.

5.         Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений.

6.         В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.

7.         В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

8.         Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей.

9.         Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости.

10.      «Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей» (проф. Чулицкая)[24]


 

Использованные материалы

1.         Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2006

2.         Борисенко М. Г., Лукин Н. А. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. – СПб.: Паритет, 2003

3.         Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988

4.         Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

5.         Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя д/с /А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. И Каплан и др.; Под ред. Л. Н. Павловой. – М., Просвещение, 1986

6.         Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/ О. И. Соловьева, В. А. Кадмыкова, Н. И. Кузина и др.; Под ред. А. Ф. Говорковой, Н. И. Кузиной. – М.: Просвещение, 1988

7.         Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992

8.         Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

9.         Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-пресс, 2002

10.      Громова О. Е. Речевое поведение детей раннего возраста//Логопед - №7, 2008

11.      Громова О. Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста//Логопед - №4, 2007

12.      Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг//Логопед - №4, 2007

13.      Криницкая О. И. Организация взаимодействия логопеда и родителей в целях профилактики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста//Детский сад от А до Я - №2, 2009

14.      Кюнцель Дольф Организм человека – Berlin: VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1988

15.      Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999

16.      Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигат. аппарат): Учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986

17.      Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

18.      Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

19.      Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2000

20.      Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников дошк. учреждений. – М.: Просвещение, 1987

21.      Парамонова Л. Г. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе. – М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005

22.      Печенина С. И. Играя, лечим!//Логопед - №4, 2007

23.      Ромусик М. Н. Игровые приемы по развитию устной речи у неговорящих детей младшего дошкольного возраста//Детский сад от А до Я - №2, 2009

24.      Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет, сада/Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981

25.      Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001

26.      Филиппова Ю. В. Общение. Дети от рождения до 5 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001

27.      Фирсанова У. Ю. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи//Психолог в детском саду – 2005, №1

 



Информация о работе Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности