Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:16, контрольная работа
В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Введение
I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста
1.1 Возникновение и развитие речи
1.2 Развитие связной речи
1.3 Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста
2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованных материалов
Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста в различных формах и видах детской деятельности
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
Преподаватель: Ткачук Т. А.
Исполнитель: Студентка 5 курса 4 группы
Ивашкова О. В.
Сыктывкар, 2010
Содержание работы
Введение
I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста
1.1 Возникновение и развитие речи
1.2 Развитие связной речи
1.3 Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
II. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста
2.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованных материалов
Введение
Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Шахнаровича. [25]
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно. Задача развития связной речи аккумулировала в себе все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН, выделено три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное, функциональное и когнитивное. В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошина, Г. Я. Кудрина, О. А. Ушакова, А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина, Е. В. Савушкина, Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, М. В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т. п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, - это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.[25]
В нашей контрольной работе мы рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте.
I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста
1.1 Возникновение и развитие речи
В литературе не раз описывались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже в взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с большим трудом удавалось выучить язык. То, чем ребенок овладевает играючи за несколько месяцев, оказывалось для взрослого человека, ранее не знакомого с языком, чрезвычайно сложным делом. Следовательно, в жизни человека имеются периоды, чрезвычайно благоприятные для изучения языка (чувствительный языковой возраст). Предпосылкой овладевания языком оказывается не только детский возраст (кстати, здесь нельзя ставить знак равенства с изучением иностранного языка).
Уже в возрасте 8 недель ребенок начинает издавать звуки, среди которых преобладают гласные «а» и «и». Лишь после полугода ребенок может образовывать простые слоги, соединяя гласные и согласные звуки «м» или «б». Первый восторг молодых родителей вызывает более или менее внятно произнесенное слово «ма-ма», сказанное, однако, ребенком скорее случайно, чем сознательно. Лишь постепенно возникает «понимание», то есть установление связи между произносимым звуковым комплексом «ма-ма» или «па-па» и соответствующим лицом. Особое значение при изучении языка приобретает подражание. У детей, предоставленных самим себе, с которыми мало общаются, наблюдается замедленное развитие речи. При этом речь идет не только об аудировании слов и предложений, которое можно было бы осуществить с помощью магнитофона или других технических средств. На этом этапе созревания функциональных способностей головного мозга особое значение для ребенка и его развития приобретают все возможности общения. Он учится понимать синтаксис информации, структуру предложения и «схватывать» семантическую информацию, смысл предложения. Для этого нужно как слово, так и чувство («схватывание» в узком смысле данного слова), сочетание слова с восприятиями таких органов чувств как осязание, вкус, зрение и др. Только совокупность этого опыта позволяет понятию или символу (в понимании второй сигнальной системы Павлова), оказывать соответствующее воздействие, а слову «цветок», например, заменять воздействие целого комплекса органов чувств.[14]
На втором году жизни ребенка наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. Правда, лепет в этот период приобретает качественно новый характер – в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов.
Переход к словесной речи малыш осуществляет как бы с нуля – с крайне ограниченного набора звуков. Почему он не произносит звуков, которые были в его лепете? Дело в том, что лепетные звуки непроизвольны, они никак не контролируются сознанием. Достаточно сложная задача для малыша – артикулировать определенный звук, сверяя с помощью слухового анализатора полученный результат с уже выработанным, усвоенным из речи взрослых. Для чистоты произношения требуется определенный уровень развития фонематического слуха.[2]
1.2 Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющаяся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, т. е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.[25]
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике.
Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное значение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. [25]
Итак, в центре развития связности высказывания находятся обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста – описания, рассуждения, повествования.
1.3 Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи:
1) от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
2) от 2,5 до 3,5 лет – период овладения развернутой фразовой речью;
3) от 5 до 6 лет – период формирования контекстной речи.[27]
Очевидно, что большая часть периодов относится к раннему детству. Прежде всего, следует отметить, что главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение. Необходимо развивать у детей диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.[25] Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с ребенком.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.[25]
Для успешного формирования предпосылок описания с детьми надо описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.
При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов, использованию самых разнообразных лексических и грамматических средств.[25]
Важнейшей составной частью работы над формированием предпосылок связной речи является развитие понимания и структурирования фразы.
Необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.
Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек:кошка, мишка, лягушка, и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: идет, бежит, сидит и др.