Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая дош пед 2015.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

       Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для  родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

         Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок     информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.  

         Таким образом,  экспериментально установлено, что если:  правильно организовать развивающую среду, учитывать  возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.  «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.

2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Основы педагогического менеджмента. – 2006. – № 1 – С. 13–15.

3. Зимняя Н.А. Проблемы качества образования // Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). Кн. 2. М. – Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

4. Зимняя Н.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.

5.  Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

6.Моргунова О.Н. «Плоскостопие у детей 6-7 лет», 2006, Сфера, 2005;

7. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», Сфера, 2006;

8. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.

9. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.

10. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.

11. Программа краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент);

12. программа “От рождения до школы”  Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева (соответствует ФГОС). Москва,2014

 

13. Славянская М.В. Личностная компетентность у старших дошкольников в двигательной деятельности // Инструктор по физкультуре. – 2010. – № 4. – С. 32–35.

14. Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), Москва 2008г.

15. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.

16. Токаева Т.Э. Ребёнок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности // Инструктор по физкультуре. – 2010. – № 4. – С. 4–13.

17. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ»

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 58–65.

19.  Шишов С., Агапов И. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 2. – С. 58–62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение 1

Анализ состояния здоровья детей МБДОУ «Кояшкай» 

 

Год

2011

2012

2013

Количество детей

210

210

210

Количество осмотренных

210

177

210

% осмотренных

100%

84,3%

100%

Количество детей с отклонениями в здоровье

114(54%)

48(23%)

27 (13%)

Количество детей на диспансерном учете

21

17

17

Нарушение зрения

5

8

5

Нарушения слуха

1

-

-

Дефект речи

31

32

45

Плоскостопие

17

-

-

Нарушение осанки

28

2

1

Аллергопатология

13

2

6

Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы

10

5

5

ЛОР-заболевания

3

1

1

Нарушение со стороны мочеполовой системы, пиелонефрит

1

1

1

ЧБД

21

16

25

ЗПР

10

12

12

Анемия

4

-

-

Бронхиальная астма

4

2

2

Рецедивный бронхит

-

-

-

R- манту

100%

84,3%

100%

Группы здоровья

1 группа

96

113

121

2 группа

93

56

71

3 группа

20

8

13

4 группа

1

-

5

Физическое развитие

Среднее

114

90

120

Ниже среднего

40

19

22

Выше среднего

30

37

28

Высокое

20

21

34

Низкое

6

10

6


 

  

 

 

       Приложение 2 

 

План реализации годовых задач по формированию основ здорового образа жизни у воспитанников МБДОУ «Кояшкай»  

 

 

 

Формы организации

Тематика мероприятия

Срок проведения

Ответственный

 
Годовая задача: Организовать здоровьесберегающее 
 пространство как среду воспитания здорового ребенка. 

 

Консультации

«Организация здоровьесбе-регающего пространства»

«Социальное здоровье детей»

«Игра – среда здоровьесбере-жения»

«Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесбере-гающей деятельности»

«Влияние музыки на здоровье детей»

«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

 

Октябрь 

 

Ноябрь 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Ноябрь 

 

 

 

Январь 

 

 

 

Январь

Ст. воспитатель

Гарипова Л.Р.

Инструктор по ф/в Тухватуллина А.Д.

Медработник

Воспитатель Шакирова Г.Т.

Воспитатель

Хадиева Г.М.

Муз.руководитель Мухаметзянова З.М.

Тематическая проверка

«Организация работы по здоровьюсбережению в ДОУ»

Январь

комиссия

Взаимопроверка

«Организация подвижных игр на прогулках»

Январь

Воспитатели ДОУ

Семинар-практикум

«Охрана и укрепление здоровья детей»

Декабрь

Ст.воспитатель Гарипова Л.Р., воспитатели групп

Медико-педагогическое совещание

- «Адаптация ребенка к  условиям детского сада» 
- «Организация здоровьесбе-регающего пространства в ГРУппах для детей раннего возраста»

Август 

 

 

 

Декабрь

Старший воспитатель

Воспитатели

ППК №2

 

«Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР»


Декабрь

Специалисты, воспитатели групп

Педагогический совет №3

«Создание здоровьесберегающего пространства»

Январь

педколлектив

Сотрудничество с родителями

Собрания, консультации по предупреждению различных заболеваний, папки-передвижки, Консультация: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», газета «Дружная семейка», анкета по вопросу приобщения детей к ЗОЖ

В теч. года 
по плану

Воспитатели групп

Работа методического кабинета

Проведение мониторинга развития и мониторинга ос-воения образовательных об-ластей «Здоровье», «Физиче-ская культура».

Редактирование критериев мониторинга в соответствии с требованиями программы Вераксы «От рождения до школы»

Пополнение папки с подвижными играми

Проведение «Недели здоровья»

 

Сентябрь 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Инструктор по ф/в

Ст.воспитатель Воспитатели ДОУ


 

  

 

 

                                                                                                 

Приложение 3 

 

Вопросы беседы с детьми подготовительной группы 

 

 

 

1. Что нужно делать  для того, чтобы быть здоровым?

2. Делаешь ли ты утреннюю  зарядку?

3. Знаешь ли ты, что  такое «полезные привычки»?

4. Знаешь ли ты, что  такое «вредные привычки»?

5.Знаешь ли ты о последствиях  вредных привычек?

6. Ведешь ли ты здоровый  образ жизни?

7. Почему нужно соблюдать  здоровый образ жизни? 

 

 

                                                            

                                       Приложение 4 

 

План экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной группы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

1. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Сентябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Занятие «Страна волшебная – здоровье»

Цель: Дать детям общее предс-тавление о здоровье как цен-ности, о которой необходимо постоянно заботится.Воспиты-

вать желание заботиться о своем здоровье. Развивать воображе-ние и умение отображать свой замысел в рисунке.

Беседа «Ядовитые грибы и ягоды»

Цель: Познакомить детей с рас-тениями и грибами, опасными для жизни, рассказать, чем они опасны и  о внешних отличите-льных признаках таких расте-ний и грибов.

Занятие «С утра до вечера»

Цель: Познакомить детей с рас-  

порядком дня. Показать важно-сть соблюдения режима в укре-плении здоровья каждого чело-века.Закрепить понятие о значи-мости режима дня. Воспитать желание придерживаться пра-вил по его выполнению.

Игра-занятие «Микробы и бактерии»

Цель: рассказать о влиянии ми-кробов и бактерий на здоровье. Воспитать желание заботиться о своем здоровье, закрепить гигиенические навыки

Консультация: Здоровый малыш»  

 

Выставка «Игры и игрушки, направлен-ные на укрепление здоровья ребенка»


 

                                                                       

 

 

 

 

 

                                                                                     Продолжение приложения 4

5. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Красота тела и души»

Цель: Научить детей эстети-ческому восприятию человече-ского тела. Показать значимость

здорового образа жизни каждо-го из нас. Раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты. Воспитывать желание быть нравственно и физиически красивым. Развив-ать фантазию, умение отобра-жать задуманное в рисунке.

Занятие  «Витамины на нашем столе»

Цель: Познакомить с разно-образием  ягод и овощей, рас-сказать об их полезности, пока-зать способы сохранения витаминов.

Круглый стол: «Игра – средство здоровьес-бережения ребенка» 

 

Консультация: «Современные техно-логии сохранения и стимулирования здо-ровья» 

 

Выпуск газеты «Дружная семейка»

7. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Ноябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Занятие «Будем стройные и красивые»

Цель:   Объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоро-вья. Показать приемы и упраж-нения по формированию прави-льной осанки. Воспитывать же-лание быть красивым и здоро-вым.

Занятие «Чтоб свои родные зуб-ки мог ты дольше сохранить». Цель: Познакомить детей с пра-вилами ухода за зубами. Объяс-нить детям необходимость пос-тоянного  ухода за ними.  Вос-питывать желание иметь краси-вые и здоровые зубы

Спортивно-театрализованное за-нятие «Богатырский праздник»

Цель: закрепить навыки эмоц-иионального регулирования, развивать ловкость, быстроту.

Консультация: «Как уберечь ребенка от травм» 

 

Родительское собрание «Растим детей здоровыми, кра-сивыми, жизнерадост-ными.

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья