Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………
Методы исследования на констатирующем этапе:
- изучение условий формирования здорового образа жизни, существующих в ДОУ;
- наблюдение за режимными моментами, игровой деятельностью, поведением на прогулках;
- индивидуальная беседа с детьми группы.
ДОУ «Кояшкай» работает по программам “От рождения до школы” Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
1) музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
2) спортивная площадка (на участке детского сада);
3) медицинский кабинет.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном учреждении организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа; вакцинация детей согласно национальному календарю профилактических прививок. Все дети привиты по возрасту, своевременно; усиление контроля за санитарным состоянием в ДОУ.
Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг
Особое место заняла физкультурно-оздоровительная работа. В системе проводились утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Так же использовались физминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились спортивные развлечения.
Для осуществления реализации всей системы по формированию здорового образа жизни у детей необходимой частью является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными.
В ДОУ работа по формированию представления о здоровом образе жизни у детей, по воспитанию полезных привычек, физическому воспитанию ведется в соответствии с планом (Приложение 2).
Анализ среды и условий, а также проводимой работы показал, что в дошкольном учреждения много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем. В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Для оздоровления детей используются современные здоровьесберегающие технологии и методики. Среда жизнедеятельности детей оснащена разнообразным спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ. В то же время анализ состояния здоровья воспитанников ДОУ показывает, что более половины детей (113 из 210) имеют II и III группы здоровья (93 ребенка и 20 детей соответственно). Это говорит о том, что работа по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников является фрагментарной, направлена, в основном, на формирование физической культуры и санитарно-гигиенических навыков, что является составной частью работы по формированию ЗОЖ; ее содержание не создает у детей целостных представлений о ЗОЖ.
Поэтому необходимо проведение дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного учреждения.
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни были установлены следующие критерии:
1) представления детей
о здоровье как о состоянии
человека и о влиянии
2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам);
3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
В соответствии с выделенными критериями установили уровни сформированности здорового образа жизни у детей подготовительной группы:
- низкий уровень: ребенок
имеет бессистемные
- средний уровень: ребенок
имеет приблизительное
- высокий уровень: ребенок
имеет четкое представление о
понятии «здоровье» и
Для определения уровня сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни была проведена беседа (Приложение 3).
Опрос показал, что в понимании большинства детей быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «Лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др.
Среди полезных привычек дети называют: «делать зарядку по утрам», «закаливаться», «купаться, как морж», из вредных привычек дети называют: «есть немытыми руками», «пить пиво», «пить водку», «наркотики», , «курить», «ругаться – это очень некрасиво и обидно».
Из опрошенных детей все дети хотят быть здоровыми. 47% (11 детей) любят бегать в «догонялки», 39% (8 детей) катаются на велосипеде, 86% (20 детей) любят кататься зимой на санках и на лыжах, 1% (2 детей) ходят на гимнастику, 1% (2 детей) ходят в бассейн и «поэтому не болеют»,но только 22% (5 детей) делают зарядку дома, вместе с родителями.
61% (14 детей)детей считают, что они ведут здоровый образ жизни, 39% (9 детей) ответили на вопрос «не знаю». Некоторые дети (34%) связывают состояние здоровья с факторами окружающей среды, влияющими на здоровье человека: «надо хорошо кушать, чтобы не болеть», «продукты должны быть полезные для здоровья, витамины», «надо пить чистую воду», «»воздух очень грязный, поэтому все болеют» и т.д.
Некоторые из детей даже называют способы лечения: «пить чай с лимоном», «есть чеснок и лук», «малину надо больше кушать», «уколы надо делать» и т.д. По результатам опроса определили уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы (Таблица 1).
Уровень здорового образа жизни у детей старшей группы № 5 (констатирующий этап эксперимента)
Критерии |
Уровни (%) | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Представления о здоровье |
53 |
32 |
15 |
Отношение к вредным привычкам |
41 |
45 |
14 |
Участие в оздоровите-льных мероприятиях |
38 |
44 |
18 |
Из таблицы видно, что у 57% детей группы – низкий уровень здорового образа жизни, у 40% детей – средний уровень, у 16% - высокий уровень здорового образа жизни. Таким образом, у большинства детей подготовительной группы низкий и средний уровни здорового образа жизни. По первому критерию – 53% и 32%, по второму критерию – 41 и 45%, по третьему критерию – 38% и 44% соответственно. У детей подготовительной группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.
Итак, опрос детей показал, что у детей подготовительной группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.
2.2. Организация
работы по формированию
у детей подготовительной группы
Целью формирующего этапа эксперимента является: сформировать у детей подготовительной группы представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
В ходе работы необходимо решить задачи:
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. Помочь детям в формировании
привычек здорового образа
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Для осуществления экспериментальной работы организовали предметно-развивающую среду, создали такие условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым:
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
- спортивная площадка (на участке детского сада),
- уголок релаксации в групповой комнате;
В работе использовались также музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.
Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:
- организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддерживали температуру воздуха в группе 20 -22° С.
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; - спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны [16].
Выполнение режима дня использовалось как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивали прочность знаний и навыков самообслуживания, помогали при воспитании самостоятельности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, но в процессе работы появилось понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, а также объясняли на примерах, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, с такими детьми общаться и дружить не хочется, также объясняли, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирали руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседовали индивидуально, объясняли, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.
Также применялись нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. проводится 2-3 раза в день.
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серъёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.