Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая дош пед 2015.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

 

 

Частное учреждение высшего образования

Институт государственного администрирования 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ                            Психолого-педагогическое

 

НАПРАВЛЕНИЕ      Психолого – педагогическое образование

 

ДИСЦИПЛИНА                        Дошкольная педгогика

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

           Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья.________________________________________

 

 

 

 

Студента(ки)

 

Мухаметзянова Зухра Мансуровна

 

______________________________________

 

(ФИО)

 

Группа     КзПЗ -_13/ПП/2

 

Научный руководитель

 

______________________________________

 

(ученая степень, звание)

 

_______________Бичурина С.У.__________

 

(ФИО и подпись)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2015 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8 
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8 
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14

1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24

ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27 
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни       

 дошкольников……………………………………………………………….27

2.2. Организация работы  по формированию здорового образа  жизни у детей      

 Подготовительной группы…………………………………………………32

2.3. Результаты экспериментальной  работы…………………………………...39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42 
Список использованных источников ………………………………………….45 
Приложение……………………………………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

       Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70 % страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75 %). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19 %детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

         Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

       Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

        Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

         Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

1.Необходимость становления  у человека уже с детских  лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2.Необходимость преодоления  узкоспециализированных подходов  в организации оздоровительной  деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:

- потребностью общества, заинтересованного в воспитании  здоровой личности с одной  стороны, и резким ухудшением  состояния здоровья подрастающего  поколения, с другой;

- необходимостью теоретического  обоснования формирования у детей  представлений о здоровом образе  жизни и отставанием в разработке  этого вопроса теории дошкольного  воспитания;

- имеющимся воспитательным  потенциалом семьи и недостаточной  степенью использования его в  деятельности ДОУ

- потребностью в технологиях  формирования представлений о  здоровом образе жизни и умений  здорового образа жизни в процессе  взаимодействия ДОУ и семьи  и отсутствием моделей взаимодействия  ДОУ и семьи в данном аспекте.

    Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?

      Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы  курсовой работы.

Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные  особенности детей;

- создавать в ДОУ условия  для формирования здорового образа  жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно  проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить теоретические  основы процесса формирования  здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста.

2. Выявить возрастные  особенности формирования здорового  образа жизни.

3. Рассмотреть содержание  и формы работы по формированию  здорового образа жизни у дошкольников.

4. Определить критерии  и показатели сформированности ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Структура курсовой работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав – теоретической и практической; заключение; библиографический список; приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ  
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования

 

       В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование полноценным и первым уровнем системы общего образования (Гл.2, ст.10), а одной из задач детских садов является сохранение и укрепление здоровья детей (Гл. 7, ст. 64). Кроме того, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования впервые в качестве самостоятельной области выделяют образовательную область «Здоровье» с приоритетной задачей – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Исходя из актуальности проблемы отметим, что для нашего исследования определение категории «здоровье» имеет первостепенное значение, так как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и укрепление в значительной мере зависит от образа жизни человека. Большинство исследователей отмечает неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья. Учитывая, что только сущностных определений здоровья, в настоящее время, насчитывается более 100, рассмотрим обобщенные представления о понятии «здоровье» с точки зрения различных исследовательских позиций:                   Биологическая. Биологическое благополучие – нормальная (непатологическая наследственность), полноценная деятельность органов и всего организма. Медицинская. Физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физические функции, отсутствие болезней и повреждений.

 Экологическая. Отношение  в системе «человек – общество  – окружающая среда», характеризующее  действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму.

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья