Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………
Частное учреждение высшего образования
Институт государственного администрирования
ФАКУЛЬТЕТ
НАПРАВЛЕНИЕ Психолого – педагогическое образование
ДИСЦИПЛИНА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Формирование у дошкольников представлений
о сохранении и укреплении своего здоровья._____________________
Студента(ки) | |
Мухаметзянова Зухра Мансуровна | |
______________________________ | |
(ФИО) | |
Группа КзПЗ -_13/ПП/2 | |
Научный руководитель | |
______________________________ | |
(ученая степень, звание) | |
_______________Бичурина С.У.__________ | |
(ФИО и подпись) |
Москва, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………..
8
1.1. Проблема формирования
основ здорового образа жизни ребенка
дошкольного возраста в условиях модернизации
образования ………………8
1.2. Структура и особенности
становления компетентности в области
укрепления здоровья детей дошкольного
возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ
ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию
здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………
2.2. Организация работы
по формированию здорового
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных
источников ………………………………………….45
Приложение……………………………………………………
Введение
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70 % страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75 %). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19 %детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2.Необходимость преодоления
узкоспециализированных
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества,
заинтересованного в
- необходимостью теоретического
обоснования формирования у
- имеющимся воспитательным
потенциалом семьи и
- потребностью в технологиях
формирования представлений о
здоровом образе жизни и
Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования: каким образом можно спроектировать и проверить эффективность модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы курсовой работы.
Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ условия
для формирования здорового
- систематически и
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические
основы процесса формирования
здорового образа жизни у
2. Выявить возрастные
особенности формирования
3. Рассмотреть содержание
и формы работы по
4. Определить критерии и показатели сформированности ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Структура курсовой работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав – теоретической и практической; заключение; библиографический список; приложения.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема формирования
основ здорового образа жизни ребенка
дошкольного возраста в условиях модернизации
образования
В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование полноценным и первым уровнем системы общего образования (Гл.2, ст.10), а одной из задач детских садов является сохранение и укрепление здоровья детей (Гл. 7, ст. 64). Кроме того, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования впервые в качестве самостоятельной области выделяют образовательную область «Здоровье» с приоритетной задачей – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Исходя из актуальности проблемы отметим, что для нашего исследования определение категории «здоровье» имеет первостепенное значение, так как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и укрепление в значительной мере зависит от образа жизни человека. Большинство исследователей отмечает неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья. Учитывая, что только сущностных определений здоровья, в настоящее время, насчитывается более 100, рассмотрим обобщенные представления о понятии «здоровье» с точки зрения различных исследовательских позиций: Биологическая. Биологическое благополучие – нормальная (непатологическая наследственность), полноценная деятельность органов и всего организма. Медицинская. Физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физические функции, отсутствие болезней и повреждений.
Экологическая. Отношение
в системе «человек – общество
– окружающая среда», характеризующее
действие адаптационных и