Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая дош пед 2015.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

        Анализ теоретических исследований и практического опыта позволил нам определить содержательные характеристики компетентности в области укрепления здоровья дошкольника, которую мы относим к социальной компетентности. Компетентность в области укрепления здоровья дошкольника выражается в том, что, что он:

– имеет представление о здоровье и активен в способах его сохранения и укрепления;

– имеет положительную социальную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

– владеет основами гигиенической культуры, навыками самообслуживания;

– умеет регулировать свою двигательную активность, владеет двигательными действиями в соответствии с возрастными возможностями;

– управляет своим поведением и способами общения;

– способен выбрать адекватную форму поведения;

– может ориентироваться в новой обстановке, знает меру своих возможностей;

– умеет попросить о помощи и оказать ее;

– уважает желания других людей;

– может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;

– заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

– способен избежать нежелательного общения.

       В формировании компетентности в области укрепления здоровья у детей очень важно учесть, что поведение ребенка определяется его чувствами и убеждениями. При любых обстоятельствах ребенком руководят не только его внутренние установки, но и сама ситуация, в которой он, оказывается.

        Второй способ обеспечить у детей дошкольного возраста концентрацию внимания на внутренних убеждениях, заключается в том, чтобы научить их осознавать свои действия. Сила установок зависит и от того, как они их приобретают. Если установки являются следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго и будут направлять поведение, значительно возрастает. По сравнению с пассивно сформировавшимися установками установки, закаленные в опыте, более осмысленны, более определенны, более стабильны, менее подвержены внешним влияниям, более доступны и более насыщены эмоциями. Связь между выраженными установками и поведением зависит от обстоятельств и может варьироваться в широких пределах – от полного ее отсутствия к очень сильной. Установки детей дошкольного возраста прогнозируют их поведение, если:

– другие влияния минимальны;

– установка специфична для данного поведения;

– установка усилена, т.е. если что-то напомнило о ней или если она была приобретена таким образом, который гарантирует ее силу.

       Связь «установка – поведение» – это «улица с двусторонним движением»: дети не только действуют сообразно своим мыслям, но и начинают мыслить в соответствии с теми или иными совершаемыми поступками.

        Как утверждает Д. Майерс, социальное сознание формирует поступки. Формирование у детей компетентности в области укрепления здоровья должно строиться на тех или иных привычках. Здесь надо обратить внимание на тот факт, что значительная доля знаний, навыков и умений приобретается детьми в повседневной жизни. В дошкольном возрасте деятельность учения ещё не является сложившейся.

      Витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения детей к знаниям, получаемым из окружающей действительности или приобретённым в процессе обучения, при этом отмечается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.

     По мере накопления ребенком знаний об окружающей действительности и накопления личного опыта меняется характер взаимодействия его с миром, возрастает активность жизненной позиции. В процессе использования имеющегося у ребенка опыта происходит дальнейшее расширение, уточнение, дифференцировка и обобщение знаний, совершенствование умственных и практических умений. Это позволяет использовать их при ориентировке в новых жизненных ситуациях.

      Одним из условий, при котором происходит накопление личного опыта, психологи считают природные предпосылки, закрепленные с помощью наследственности.

       В отечественной психолого-педагогической науке общепризнанным является положение о том, что освоение общественно-исторического опыта оказывает огромное влияние на развитие личности в целом. Социальный опыт превращается в знания и умения подрастающего поколения, которые являются наиболее универсальным средством передачи и закрепления человеческого опыта.

       Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны. Они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.

         К базисным характеристикам личности, ребенка-дошкольника по мнению Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой и Л.А. Парамоновой, относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

         Как показывает анализ психолого-педагогических исследований А.Г. Гогоберидзе, свобода поведения ребенка-дошкольника, силы которого не позволяют ему противостоять многим явлениям, зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Для того чтобы дошкольник чувствовал себя свободным в своем поведении, он должен овладеть навыками практического применения своих знаний и умений. Необходимым условием достижения этого является воспитание у ребенка чувства осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у него понимания причинно-следственных связей в самых жизненных ситуациях [7].

       В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями, элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

      Компетентность в области физической культуры и здоровья связана с возникновением интереса и желанием вести здоровый образ жизни – выполнять необходимые гигиенические процедуры, режим дня, регулировать двигательную активность, совершенствовать движения.

       По мнению авторов, к концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Ребенок может заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых средств.

      Компетентность ребенка в плане укрепления здоровья выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, может заботиться о нем, владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

       Следовательно, мы можем заключить, что отличительной особенностью становления и проявления компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя принципиально разделить два процесса – процесс теоретического освоения знаний, например, о том, что такое здоровье, как следует действовать, чтобы его сохранить, и процесс применения, реального использования полученных знаний.

       Становление компетентности в области укрепления здоровья должно осуществляться в процессе активной деятельности. Оно органично связано с возрастными новообразованиями, с особенностями развития личности ребенка, с окружением, с формирующимся личным социальным опытом. Спецификой становления компетентности в области укрепления здоровья в этом возрасте является фактическое слияние процессов выполнения ребенком деятельности, приобретения и проявления компетентности. Разработанная нами на основе исследований и теоретического анализа современных образовательных программ содержательная характеристика начальной ключевой компетентности дошкольника в области укрепления здоровья может быть использована для определения уровня ее сформированности и оценки результатов реализации образовательной области «Здоровье», основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль  ДОУ и семьи в формировании  здорового образа жизни детей

 

 
        Исследования показали, что при поступлении в детский сад, от 20 до 50 % детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.

    На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

        Однако, мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

       На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают не только образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, но и образ жизни семьи, как ближайшего социального окружения растущего человека, условия социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.

     С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов... Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

     Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

         Однако остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.

        Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно- образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

      Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  работы по формированию здорового  образа жизни  дошкольников в дошкольном учреждении

 

2.1. Состояние работы  в ДОУ по формированию здорового  образа жизни  дошкольников 

 

    Практическая часть работы проводилась МБДОУ «Кояшкай», расположенном в с. Большая Атня.  В процессе экспериментальной работы была проведена серия последовательных экспериментов (констатирующего, формирующего, контрольного), которые были проведены в течение сентября 2014г. – ноября 2014г. В детском саду 9 групп: 2 подготовительные группы, 1 старшая группа, 2- средняя группа, 1 – 2-я младшая группа, 3 – 1-я младшая группа. В исследовании принимали участие 28 детей подготовительной  группы:  16 мальчиков и 12 девочек.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение уровня сформированности здорового образа жизни у детей подготовительной группы № 5.

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья