Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:52, курсовая работа
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между:
- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории дошкольного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………….. 8
1.1. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования ………………8
1.2. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста……………………………14
1.3. Роль ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни детей…….24
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ………………………27
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни
дошкольников……………………………………………………………….27
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Подготовительной группы…………………………………………………32
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………
Социальная. Нормальная деятельность человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие. Демографическая. Относительная сбалансированность основных характеристик населения, в целом, и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, при учете общей заболеваемости и инвалидности.
Экономическая. Экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, определяющей финансовые показатели.
Психологическая. Гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – воспитания, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект.
Педагогическая. Состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально ценностный опыт, необходимый для жизни, труда и творчества. Культурологическая. Состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, выборе культуросообразного образа жизни.
Таким образом, существующие трактования понятия «здоровье» характеризуют его как системное интегральное явление. Это находит подтверждение в отношении к роли здоровья, закрепленном в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей … ». В отечественной педагогике здоровье ребенка, в частности здоровье ребенка дошкольного возраста, рассматривается многими исследователями: М.В. Антроповой, В.Г. Алямовской, О.М. Дьяченко, Ю.Ф. Змановским, Л.А. Парамоновой, С.Б. Шармановой, А.П. Щербаком и др. Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейшей производной категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье. Проблемы содержания, формирования здорового образа жизни, его сущностных характеристик в различных аспектах исследовали в своих трудах A.M. Амосов, О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Э.Н Вайнер, В.А. Деркунская, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, З.И. Тюмасева, Г.И. Царегородцев, Б.С. Чумаков и многие другие современные ученые. Основным содержанием данного феномена является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности. По мнению Ю.П. Лисицына, здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение своего здоровья. Данное понятие рассматривалось отечественными учеными в различных аспектах: физического воспитания (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, С.Б. Шарманова и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова), нравственного (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.). Вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни в контексте педагогической валеологии рассматривают Г.К. Зайцев, Т.А. Тарасова, Л.Г. Татарникова, Б.М. Чумаков, в контексте воспитания экологической культуры личности – З.И. Тюмасева, И.В. Цветкова. Мы придерживаемся позиции Э.Н. Вайнера, определяющего здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре здорового образа жизни в научной литературе не выработано, классическими слагаемыми ЗОЖ являются: - ритмичность в труде и отдыхе, в жизни (режим дня); - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - умение бороться с негативным влиянием стресса; - тренировка иммунитета и закаливание; - отказ от здоровье разрушающих привычек (аддикций). Рождаясь здоровым, человек не ощущает самого здоровья до тех пор, пока не возникнут признаки его нарушения. Поэтому для сохранения и укрепления здоровья важно воспитать у человека мотивацию на здоровый образ жизни. В этой связи образование, начиная с дошкольного, является той системой, которая способна не только обучить средствам, методам и способам укрепления здоровья, но и обеспечить формирование жизненного приоритета здоровья, ценностно-смысловых установок ответственности личности за свое здоровье. Целесообразность начала формирования у ребенка мотивации на здоровье и ориентирования его на здоровый образ жизни в дошкольном возрасте доказали исследования Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой и др. ученых. Именно в данный период у детей проявляется пытливое отношение к окружающему миру, формируется наблюдательность, повышается активность (А.В. Запорожец). Т.А. Тарасова отмечает, что в условиях ухудшения экологической обстановки, увеличения числа больных людей, начиная с рождения, важно уже с дошкольного возраста начинать учить ребенка управлять своим здоровьем. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности, в основном через подражание, практические действия и самоанализ. Таким образом, на основе здоровьеориентированного психического и физического саморазвития у дошкольников осуществляется воспитание мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения, а также безопасности жизнедеятельности. Так, в разработанном Г.К. Зайцевым пособии для дошкольников и младших школьников «Уроки Мойдодыра» в доступной для детей форме изложены основные правила гигиенического поведения, рассмотрены приемы, помогающие родителям привить детям нужную привычку следить за своим здоровьем и внешним видом. Кроме того, дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования ценностного отношения к своему здоровью. Об этом свидетельствуют исследования по изучению особенностей психического развития дошкольников, проведенные А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Е.О. Смирновой, И.Ю. Кулагиной (изучение соподчинения мотивов), A.A. Люблинской, A.B. Запорожцем, Д.Б. Элькониным (изучение формирования произвольного поведения), Р. Берне, Л.Ф. Обуховой, Г.А. Урунтаевой (изучение развития самосознания), A.B. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Н.В. Нижегородцевой (изучение становления познавательной деятельности), а также труды Р.И. Айзмана, Г.А. Апанасенко, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Н.Н. Куинжи по изучению анатомо-физиологических и психологических основ развития личности. Поэтому воспитание у детей положительной мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни – это в первую очередь, педагогическая проблема. С помощью педагога дошкольник получает элементарные представления о строении собственного тела, функции и назначении внутренних органов («Твои помощники – глаза», «Зачем нам нужны уши?»); узнает способы защиты от микробов; овладевает приемами оказания первой помощи (наложение компресса на ушиб, обрабатывание мелких царапин). Через систему специальной игровой и двигательной деятельности дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка). Наличие игрового момента способствует поддержанию у ребенка устойчивого интереса к выполнению конечной задачи. При этом педагог стимулирует волевые усилия дошкольников, демонстрирует зависимость общего результата от выполнения определенных действий каждым ребенком. Опираясь на теоретико-методологические исследования указанной проблемы конкретизируем определение «основы здорового образа жизни дошкольника - синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности».
Взяв за основу подход к формированию здорового образа жизни, ориентированный на личностную активность и поведенческую деятельность, а также опираясь на взгляды Э.Н. Вайнера, рассматривающего элементы формирования здорового образа жизни с позиции обучения здоровью, мы выделяем следующие этапы формирования основ здорового образа жизни у детей:
1) формирование у ребенка
идеи здоровья в качестве
2) формирование детского
самосознания, ориентированного на
умение применять различные
Таким образом, формирование основ здорового образа жизни дошкольников нами понимается как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Новые задачи реформирования российского образования открывают не только возможность, но и необходимость организации учебно-воспитательного процесса на основе формирования принципов здорового образа жизни, закрепленные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе развития и модернизации российского образования психолого-педагогические исследования выдвигают вопрос о необходимости поставить на первый план задачу оздоровления детей, снижения их заболеваемости через формирование мотивации на здоровый образ жизни, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
1.2.Структура и
особенности становления
Дошкольный возраст обосновано считается наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», стоит считать невозможным решение проблемы социального развития личности дошкольника без осуществления системы мероприятий по формированию компетентности в области укрепления здоровья у детей.
Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, начал компетентности в области укрепления здоровья.
При этом отметим, что эффективность ее формирования определяется содержанием, характером, разнообразием видов деятельности. Здоровьеориентированная деятельность предстает как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, в форме самоорганизации и самореализации ребенка; с другой – как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для формирования компетентности в области укрепления здоровья.
Однако на сегодня надо признать, что понятия «компетентность» и «компетенция», широко используемые в профессиональном образовании характеризующие взрослого человека, по отношению к детям дошкольного возраста вызывают острую дискуссию. На наш взгляд, они приемлемы с учетом возрастных возможностей ребенка в жизнеобеспечении и конкретизации его содержания, именно для этой возрастной ступени. При этом стоит обратить внимание, что практически по всем основным позициям, в структуре компетентности, и в области укрепления здоровья, дошкольный возраст является сензитивным для их формирования.
Компетентностный подход в области укрепления здоровья позволяет акцентировать внимание на результатах образовательного процесса дошкольного учреждения, при этом в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации об укреплении здоровья, его представлений, а прежде всего его способность осуществлять здоровый стиль поведения.
Важно обратить внимание на то, что среди ключевых компетентностей ряд авторов выделяют компетентности, связанные со здоровьем. А.В. Хуторской в содержание компетентности личностного самосовершенствования включает правила личной гигиены, заботу о собственном здоровье, половую грамотность, внутреннюю экологическую культуру, способы безопасной жизнедеятельности. [18]
Выделяя в ключевых социальных компетентностях компетентность в области укрепления здоровья, И.А. Зимняя определяет ее «как основу бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека», и относит её к группе компетентностей, характеризующих самого человека как личность, субъекта деятельности, общения, включая в неё знания и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. [3]
Гогоберидзе А.Г. считает, что в структуре начальных ключевых компетентностей дошкольников может быть представлена начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Выделение в начальных ключевых компетентностях дошкольников компетентности в области укрепления здоровья отражает понимание целостности процессов развития, образования и здоровьесбережения ребенка старшего дошкольного возраста. Именно становлению начальной здоровьесберегающей компетентности должно быть отведено одно из ведущих мест в образовании детей. И это подтверждается содержанием современных образовательных программ, в которых согласно ФГОС (2014) выделена образовательная область «Физическое развитие». Ее содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей, формирования основ культуры здоровья.
В нашем исследовании было обращено внимание на тот факт, что компетентность в области укрепления здоровья, как и другие компетентности, характеризуется 5 компонентами, выделенными И.А. Зимней:
1) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный компонент);
2) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный компонент);
3) опыт проявления
4) отношение к содержанию
компетентности и объекту ее
приложения (ценностно-смысловой
5) способность регулировать
процесс и результат
Все вышеизложенное позволяет нам определить компетентность дошкольников в области укрепления здоровья как интегративное личностное образование, представляющее собой наличие представлений о здоровье, элементарных умений и навыков, связанных с его укреплением, систему отношений, проявляемых через личностные качества, мотивации, ценностные ориентации, позволяющие осуществлять деятельность, обеспечивающую индивидуальный стиль здорового поведения.
По мнению С.Е. Шишова и И.Г. Агапова, природа компетентности – двояко обусловленная. С одной стороны – социально-обусловленная. В этом смысле компетенции являются условием интеграции в социум. С другой стороны – личностно-обусловленная, личностно-значимая, так как это выход на самореализацию личности [19].
Таким образом, можно отметить, что компетентности удовлетворяют и потребностям социума, и личностным установкам, и являются результатом социально-личностного развития ребенка. Начальная ключевая компетентность дошкольника в области укрепления здоровья многомерна, в ней представлены результаты личного опыта, социальных ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах оздоровительной деятельности и общения. Возможности формирования начальной компетентности в области укрепления здоровья определяются уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная.
В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении компетентности дошкольников в области укрепления здоровья является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей. Содержание, средства, методы формирования должны определяться исходя из ведущего вида деятельности дошкольника-игры.
При этом, как показывает анализ ряда исследований, содержание, методы, формы, средства обучения выступают в «роли» средств активизации познавательной здоровьеориентированной деятельности дошкольников при соблюдении следующих условий:
• включения в содержание обучения индивидуального опыта детей, а также направленности содержания обучения на формирование витагенного опыта ребенка;
• увеличения доли методов, которые создают условия для субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью развития личности ребенка без потерь в здоровье;
• увеличения удельного веса разнообразных форм парной и групповой работы и развитие на этой основе коммуникативных способностей ребенка;
• дифференциации средств обучения с учетом качеств личности.
Формирование компетентности в области укрепления здоровья тесно взаимосвязано с развитием произвольности у дошкольника в двигательной деятельности. Произвольная активность предполагает формирование у детей не только двигательных умений и навыков, но и усвоение детьми определенного объема знаний о технике физических упражнений. При определении критериев сформированности произвольной активности Славянской М.В. [13], Токаевой Т.Э. [16] выделены показатели в двигательной деятельности детей, которые на наш взгляд в определенной степени отражают компетентность ребенка в области укрепления здоровья. К ним относятся:
– умение осуществлять двигательную деятельность по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;
– умение выполнять физические упражнения без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослых;
– умение элементарно планировать (понимать цели двигательных действий предвидеть их результат);
– умение осуществлять элементарный контроль своих действий;
– умение переносить известные способы действий в новые условия;
– умение самостоятельно выполнять физические упражнения и соблюдать правила в подвижных играх;
– знания о выполнении элементов техники общеразвивающих упражнений и основных движений.
Результаты современных исследований свидетельствуют о наличии тесной связи показателей состояния здоровья и некоторых функциональных показателей организма детей с условиями воспитания. Условия формирования произвольной активности у детей старшего дошкольного возраста вызывают необходимость активизации двигательной деятельности детей в необычных ситуациях (спортивная площадка, участок группы, парк, лес и т.д.), организации рационального двигательного режима в группе, обеспечения в процессе организации физического воспитания дифференцированного и индивидуального подхода к детям.