Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.
В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи, и не потеряла своей актуальности в настоящее время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 3
Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста……………………………..
Задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков…………..
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………
2.2 Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков ……………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..………

Файлы: 1 файл

курсовая впо дош.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

 

Основной задачей обучения произношению детей старшего дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи.

Эта задача реализуется в процессе всей воспитательной работы. Для правильной организации работы по обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

Успех в работе по формированию произношения также связан с качеством речи взрослых, так как их речь является образцом для подражания ребенка. Речевое общение с детьми должно осуществляться голосом нормальной громкости, без утрирования, в нормальном темпе, с соблюдением логического и словесного ударения и норм орфоэпии.

Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке. Основным методическим приемом работы служит фонетическая ритмика, с использованием которой проводится работа над различными сторонами произношения.

В основу обучения произношению детей дошкольного возраста положен принцип естественного овладения речью, особенно на первоначальном этапе. Этот принцип может быть реализован при условии формирования и развития навыков слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи.

Основной единицей обучения произношению является слово. В процессе подражания речи взрослого дети овладевают словом как слого-ритмической структурой, при этом усваивая произношение некоторых звуков. Первый период формирования произношения является периодом нерегламентированного усвоения звуков. У каждого ребенка в этот период могут появиться разные звуки. Программные требования ориентируют педагога лишь на количество и характер звуков, которые могут появиться у большинства детей.

В качестве основных методических приемов на этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается обучению не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными.

Особое значение на данном этапе придается использованию фонетической ритмики, в процессе которой детям предлагаются для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произношением слов, словосочетаний, фраз, слогов, звуков, воспринимаемых детьми слухо-зрительно, с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры. Фонетическая ритмика способствует формированию ритмико-интонационной стороны и слоговой структуры слов, развитию дыхания и голоса, делает речь детей более эмоциональной и естественной. На первом этапе акцент делается на работе над слоговой и ритмической структурой слова, проводится также работа по вызыванию и автоматизации звуков.

На втором этапе уточняется звуковой состав речи, продолжается формирование ритмико-интонационной стороны. Обучение произношению приобретает более регламентированный характер.

С точки зрения работы над звуковым составом слова на данном этапе обучения применяется концентрический метод, связанный с использованием «сокращенной системы фонем».

Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно резко различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Таким образом, дети могут точно произносить слова, состоящие из основных звуков, и приближенно, используя взамен отсутствующих звуков соответствующие звуки-заменители: например, слово «зима» в случае отсутствия «з» может звучать как «сима», «барабан» – как «парапан». Важным при использовании концентрического метода является возможность детей активно пользоваться речью еще до того, как будет сформировано произношение всех звуков. Использование звуков-заменителей не нарушает резко внятность устной речи детей, наоборот, позволяет закрепить слоговой состав слов, ввести их в активную речь.

На втором этапе обучения произношению используются в качестве методов отраженная и сопряженная речь, некоторые специальные логопедические приемы постановки звуков, фонетическая ритмика. В процессе автоматизации произносительных навыков увеличивается количество речевых игр и упражнений, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений, ответы на вопросы, составление поручений, чтение предложений текстов, описаний, чтение наизусть стихов, загадок, составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов.

Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхании). С целью развития речевого дыхания на всех этапах обучения, а особенно на первом, используются многочисленные игровые упражнения, связанные с поддуванием мелких предметов и игрушек. Обучение детей воспроизведению слов, словосочетаний, коротких фраз с использованием фонетической ритмики также способствует развитию речевого дыхания.

Работа над голосом предполагает формирование умения пользования голосом нормальной высоты и силы. Появление голосовых реакций, а в дальнейшем развитие голоса связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и правильностью выбора режима ее работы. Работа над силой, высотой голоса проводится в связи с отработкой произношения звуков, слогов, слов, фраз в процессе фонетической ритмики.

Работа над звуками. Данное направление работы является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах. На первом этапе обучения работа над звуками проводится с использованием фонетической ритмики. При формировании отдельных групп звуков используются движения, характер которых определяется особенностями артикуляции звуков. Например, при произнесении гласных звуков используются плавные и достаточно продолжительные движения. Движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных, – быстрые, резкие, напряженные.

На втором этапе обучения произношению работа над звуками проводится в соответствии с использованием сокращенной системы фонем. В этот период часть звуков дети могут воспроизводить правильно, а при произношении некоторых использовать регламентированные и допустимые замены. Регламентированные замены предусмотрены концентрическим методом (например, замена звонких звуков глухими, мягких – твердыми), в речи дошкольников могут использоваться также допустимые замены, которые появляются в речи детей спонтанно и не содержат грубых дефектов (например, замена «н» на «м»). На втором этапе для вызывания звуков также широко используется фонетическая ритмика, в случаях невозможности вызывания звука с помощью ритмики применяются традиционные способы постановки и коррекции звуков.

Работа над словом предполагает обучение правильному воспроизведению слов: слитному, с соблюдением звукового и слогового состава, ударения, орфоэпических правил. Работа над словом занимает одно из важных мест в работе над произношением, так как в процессе работы над словом отрабатываются его звуковая и слоговая структура, ритм, темп, орфоэпические нормы произнесения. Формирование навыка воспроизведения слов начинается в процессе подражания речи взрослых.

При отработке слова с использованием фонетической ритмики первоначально слово делится на части, произнесение которых сопровождается движениями. По мере отработки слова количество движений сокращается. При этом важно соблюдать слитность и ударение, темп вначале может быть слегка замедлен. При необходимости работы над отдельными звуками или их сочетанием они могут вычленяться из слова с последующим воспроизведением в структуре слова. Важное значение имеет образец произнесения слова педагогом, а также сопряженно-отраженное произнесение. В заключение дети должны произнести слово самостоятельно, в нормальном темпе. В процессе работы над словом необходимо уделять внимание усвоению словесного ударения, работа над которым проводится с использованием произнесения слогосочетаний с разными ритмами при условии их воспроизведения с отхлопыванием, отстукиванием, подчеркиванием ударного слова другими движениями.

Систематическая работа по обучению произношению на занятиях педагога должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит родителям. Педагоги проводят специальные консультации для родителей, на которых характеризуют состояние произношения каждого ребенка, учат родителей слушать речь детей и замечать ошибки в произношении, демонстрируют наиболее простые приемы исправления недостатков в устной речи.

Выработка правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умение достигается тренировкой перед зеркалом.

Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок, история про Машу (Приложение №1).

Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук з – с комаром, звук ж – с большим жуком, звук ш-с сердитым гусем, звук р – с мотором самолета и т.д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф, в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно. Например, в рассказе «Комар» дети знакомятся со звуком з, в рассказе «Не дразни гусей» – со звуком ш, звук с преподносится в рассказе «Песенка водички» и т.д.

Изолированное произношение звуков п, б, т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах. Например: би, би, би–сигналит машина; пи, пи, пи – пищит птенчик; ко, ко, ко – кудахчет курочка.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков даются в форме сказок о Веселом Язычке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка–хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков – ветерком[10].

Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий.

Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка; шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Часто дети легко произносят новый звук, например р, в начале слова (рама, рыба) но в середине и конце слова и в сочетании с согласными звук р им не удается (например, ворота, топор, горка, пробка). Иногда ребенок хорошо произносит звук р в словах с гласным а (например, ракета), но с другими гласными звук не удается.

Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова (Приложение №2). Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм шуток-чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков.

Легкие шутки-чистоговорки можно уже применять в период формирования речи ребенка, в старшей ясельной группе. В этом возрасте дети с удовольствием слушают шутки-чистоговорки, запоминают их и постепенно сами повторяют.

Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Рифма также воспринимается ребенком, и он делает попытки рифмовать и придумывать шутки-чистоговорки. При этом воспитатель и родители должны исправлять возможные ошибки при подборе рифмы.

Произношение шуток-чистоговорок проводится следующим образом. Воспитатель произносит четко шутку-чистоговорку, например, pa, pa, pa – высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого воспитатель вызывает 2–3 детей, которые только недавно усвоили произношение этого звука, но в речи еще его не употребляют. Первую часть чистоговорки – pa, pa, pa – произносит ребенок, только что усвоивший изолированный звук р, вторую часть – высокая гора – ребенок, который уже может выговорить слова со звуком р. С теми детьми, которые еще не умеют произносить звук, проводится работа по вызыванию этого звука. Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков проговариваются двумя подгруппами коллективно, а также при индивидуальной работе с ребенком.

Информация о работе Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста