Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.
В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи, и не потеряла своей актуальности в настоящее время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 3
Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста……………………………..
Задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков…………..
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………
2.2 Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков ……………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..………

Файлы: 1 файл

курсовая впо дош.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………. 3

    1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….
    2. Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста……………………………..
    3. Задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков…………..

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………

Глава 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Изучение  особенностей фонетической стороны  речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………

2.2 Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков ……………………………

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..………                    

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.

В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи, и не потеряла своей актуальности в настоящее время.

Эта проблема определила цель исследования: выяснить многообразие форм, методов и приемов работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы, методы и средства воспитания звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношение детей средней группы активно использовать малые фольклорные жанры, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть анатомо-физиологические психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков у детей в старшем дошкольном возрасте.
  2. Рассмотреть лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать содержание и методику работы по обучению детей правильному произношению звуков.
  4.     Выявить уровни сформированности  звукопроизношения детей.
  5.     Изучить особенности фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
  6.      Рассмотреть методику работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

Методы исследования: анализ научной, учебной и методической

литературы по данной проблеме, подбор материалов для обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основной исследования является изучение звуковой культуры речи, задач работы по ее воспитанию следующими учеными: О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым и др.

Структура данной работы определяется логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, даны основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, цель, предмет, задачи и методы исследования).

В первой главе «Теоретические основы обучения правильному звукопроизношению детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются:

– анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в старшем дошкольном возрасте;

– лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста;

– задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

Во второй главе «Методические аспекты обучения правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста» раскрыто:

– изучение особенностей фонетической стороны речи у детей;

– методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению звуков.

В заключении содержатся итоги работы, выводы и даны рекомендации для улучшения работы над данной проблемой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателями детских учреждений для обучения правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

    1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ ЗВУКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук – смыслоразделитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразущий) – гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа;

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия по периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность[2].

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта, или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящего из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос[1].

Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет небо, передняя часть которого – твердое небо, задняя часть – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Самыми активными подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть спущены, а задняя – высоко подниматься вверх (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями – спускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразные артикуляции, дающие всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба), а также работой гортани[11].

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И, наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.).

При образовании носовых звуков (м, м', н, н') мягкое небо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое небо поднято, маленький язычок прижат к задней стенки глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (j, м, м', н, н', л, л', р, р') и звонких согласных (в, в', з, з', ж, б, б', д, д', г, г') голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

Согласные звуки делятся на две группы; по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.п.

Щелевые (фрикативные) – органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, ф', в, в' – нижняя губа образует щель с верхними губами.

с, с', з, з' – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами – мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку неба;

ш, ж, щ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым небом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);

х, х' – задняя часть спинки языка образует щель с мягким небом;

j – средняя часть спинки языка образует щель с твердым небом.

Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей.

п, п', б, б' – смычку образуют губы;

т, т', д, д' – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

Информация о работе Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста