Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического

эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение 77

Файлы: 1 файл

ГЕТЦ.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

       При формировании ЗОЖ на личностном уровне необходимо построить систему взаимосвязанных элементов образа жизни каждого ребенка. Совместно с педагогическим коллективом ДОУ мы разработали  модель  формирования здорового образа жизни  и предложили ее  использовать в педагогическом процессе ДОУ. В нашем представлении она может выглядеть следующим образом:

Рис.3. Взаимосвязь  элементов здорового образа жизни  старшего

  дошкольника

      Модель  взаимосвязи элементов образа жизни  старших дошкольников, представленная на рисунке 3, отражает взаимодействие различных компонентов среды:- трудовой, учебной, бытовой, а также личностные компоненты: сверстники, воспитатели и родители. Раскрывая содержание компонентов ЗОЖ, следует отметить, что все сферы жизнедеятельности детей данного возраста - трудовая, общественная, семейная, досуговая - взаимосвязаны через общение со сверстниками, педагогами, родителями, теми, кого мы назвали субъектами образования. Данная схема, на наш взгляд, отражает социально-психологическую сторону процесса формирования ЗОЖ у  дошкольников. Мы полагаем, что если содержание компонентов и их взаимодействие носит здоровьесберегающий характер, то формируется ЗОЖ, если же только часть из них отражает ЗОЖ, то о формировании ЗОЖ говорить затруднительно.

      В    результате    произошедших    в    обществе    изменений,    назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о

функциях  образования и воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализации детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

      Не  уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в  воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы  семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности.

      Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от ДОУ, характера ее отношений с детьми и их родителями. Ведь многие годы на протяжении всего срока их воспитания совместные усилия педагогов и родителей направлены на создание полноценной и гармонично развитой личности. Их взаимодействие осуществляется в наиболее важные для ребенка и подростка годы, когда закладываются основы формирования личности.

      Дошкольное  образование, как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья - дошкольное образование» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания детей в детском саду, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами ДОУ, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

     Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и ДОУ на здоровый образ жизни старших дошкольников.  Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

       Однако  надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ  встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при детском саде.  Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

       Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность,  такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

       Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к  достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

       И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

       Каждое  дошкольное учреждение в работе с  родителями имеет свой определённый опыт.

       Формы работы ДОУ  с родителями  по формированию основ здорового образа жизни.

       Проведение  таких совместных мероприятий, как  круглые столы, родительские собрания, консультации,  семинар-практикум, практические занятия, день открытых дверей, выставки детской и методической литературы, способствуют взаимопониманию воспитателей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и  участниками.

       Однако  необходимо поставить вопрос о создании системы педагогического взаимодействия на уровне «семья –дошкольное учреждение», разумеется, с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей ДОУ, районов. Хотя в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально - экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию  на  воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

      Разрешение  этих противоречий требует максимального  сближения семьи и ДОУ, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребёнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и дошкольное учреждение подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

      Обеспечить  такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно -общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход ДОУ от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;  систематическая  и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

     Существуют  и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье: родительский контроль - активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку; способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах,  содержательном  времяпрепровождении;  родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности; эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что они - дети, самое лучшее, что есть у родителей. 

 

2.4.  Результаты опытно-экспериментальной работы

     В ноябре 2009 года мы провели контрольный этап  педагогического эксперимента, результаты которого представлены в таблицах 6 и 7, на рисунке 4.

    Распределение детей по уровням  сформированности представлений  о ЗОЖ на контрольном этапе эксперимента

      (ноябрь  2009 г. (подготовительная группа)

    Таблица 6 

      № п/п Список  детей экспериментальной старшей группы Уровни
    высокий средний низкий
    1 Алавацкий Егор   +  
    2 Анащенко Катя   +  
    3 Битаров Максим +    
    4 Гетц Егор +    
    5 Гордымов Данил +    
    6 Дудник Даша   +  
    7 Колегова Таня +    
    8 Кучаев Максим   +  
    9 Мансурова Надя   +  
    10 Павлов Данил +    
    11 Пархоменко  Сабина     +
    12 Перевозчикова Ульяна +    
    13 Руденко Соня +    
    14 Самсонова Полина +    
    15 Свириденков Саша     +
    16 Соха Соня     +
    17 Сухачев Андрей +    
    18 Шангареева  Оля +    
    19 Юровских  Варя +    
    20 Яруллин Женя +    
      Итого 12 5 3

  

     Уровни  сформированности представлений  дошкольников о ЗОЖ 

                                                                                       Таблица 7

           Уровни      Контрольный   эксперимент

             ноябрь  2009

      группа  детей 20 чел (%)
           Высокий      12 чел  (60 %)
           Средний      5 чел (25%)
           Низкий      3 чел (15 %)
 

     Эти результаты связаны с летним оздоровительным  периодом, реализацией программы и предложенной нами моделью.                   

                                                                                         Рисунок 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Анализ  результатов исследования позволяет  проследить динамику сформированности  знаний и представлений детей  о здоровом образе жизни , развития гигиенических знаний и умений  у детей.

     Сравнивая результаты контрольного  эксперимента (рис.4) с результатами констатирующего эксперимента (рис.1) можно отметить тенденцию повышения  валеологических знаний у старших дошкольников. 

    Налицо   значительные   изменения в  уровнях, происшедшие между проведенными   срезами, что представлено на рис.5 
 

Рисунок 5

     Таким образом, приходим к следующим выводам: дифференциация в здоровьесберегающей деятельности воспитателя по взаимодействию с родителями в нашей экспериментальной работе обеспечила решение двух задач:

     - способствовала установлению единства  педагогических воздействий на  ребенка со стороны дошкольного учреждения и семьи и оказанию помощи родителям со стороны педагогов в формировании основ здорового образа жизни у детей;

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями