Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического

эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение 77

Файлы: 1 файл

ГЕТЦ.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

Литература 
 

  1. Агаджанян Н.А., Алексеев С.В., Ананьев В.А., Андреев  Ю.А. Валеология человека: здоровье –любовь –красота: В2 кн., 5 т. – 2-е изд., доп. и откорректир.       – СПб.: Petroc, 1998. – (Валеол. семинар акад. В.П.Петленко).
  2. Актуальные вопросы валеологии: (Экспресс-диагностика индивид.  психофизиол. параметров личности): Материалы регион. Науч.-практ. конф.,     г. Екатеринбург, 27-28 марта 1997 г. – Екатеринбург, 1997.
  3. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
  4. Асмолов А.Г.  О программно-методическом  обеспечении дошкольного образования  в контексте педагогики развития//Дошкольное воспитание.–1994.–№1.– С.5.
  5. Багичева Н.В., Томилова С.Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар.научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с.3.
  6. Барабаш В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория//  Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8.  
  7. Баранов А.А. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия.- 1994. –N5.
  8. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии: Учебник.- СПб.: Водолей, 1998.
  9. Валеологические аспекты образования. // Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
  10. Валеология. Ч.1: Учебное пособие для пед. вузов.-Омск, 1997.
  11. Валеология: Учебное пособие- хрестоматия.- Екатеринбург, 1997.
  12. Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л.И.Пономарева, В.А.Нетаева, Г.В.Заостровных, Н.А.Андреева: ШГПИ,ИПКиПРО Шадринск-Курган,2004.–63 с.
  13. Традиционные  и  нетрадиционные  методы оздоровления детей: Тез. докл. V Международной науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд- во Удм. ун-та, 1996.
  14. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой.- М.: Педагогика, 1984.
  15. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца,  Т.А.Марковой.- М.: Педагогика, 1976.
  16. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992.
  17. Гончаренко М.С., Исакова Т.И. Задачи практической валеологии  // III национальный  конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.- Петербург, 28-31 мая 1996г.: Тез. докл.- СПб., 1996.
  18. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы  практической валеологии // Валеология:  Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.
  19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.,- СПб.: Акцидент,1999.Изд. 2-е переработанное.
  20. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей / Под ред. В.А. Доскина и М.Н. Рахмановой. – М.: 1993.
  21. Добротина Н.А., Швец И.М. Введение в экологию человека. –Нижний Новгород, 1994.
  22. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника.-М.: Просвещение, 1984.
  23. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.:  Учпедгиз,  1940.
  24. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1995-1999.
  25. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1994-1999.
  26. Зайцев Г.К.,Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление  организма. СПб.,1998-1999.
  27. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика  здоровья.

    СПб., 1994.- 78 с.

  1. Зайцев Г.К., Насонкина С.А. Уроки Знайки. СПб., 1999.
  2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. –М.:Академия, 2000.–160с.
  3. Зверева О.Л. Проблема развития домашнего воспитания в России//Дошкольное воспитание.– 1997.–№ 3.–С.100–103
  4. Здоровый город- здоровые дети: Материалы регион. науч.-практ. конф. (24-26 марта 1999г.) –Ставрополь: СГУ,1999.
  5. Кабанов А.А., Габовская Л.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: 1989.
  6. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. – Новосибирск, 1993. 
  7. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук // Л.Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004.
  8. Касьянова Л.Г. Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка в гармонии с природой в  России. // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.
  9. Кириченко М.В. Педагогическая технология воспитания у дошкольников безопасного поведения на дороге. // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.
  10. Крежевских О.В. К вопросу об эколого- валеологическом образовании дошкольников. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.
  11. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Изд-во Просвещение, 1985.
  12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений/Cост. С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.:  Академия, 2004.–416 с.
  13. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения.- Изд.2.- СПб.: Деан, 2000.-256с. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины,определения.-  СПб.: Деан, 1998
  14. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982.
  15. Концепция развития образования РК до 2015 года.// Казахстанская правда от 26.12.2003.
  16. Кузнецов Е.Д. Новая валеология нового времени. – Тюмень: Истина, 1999.
  17. Кочетова Н.П. Физическое воспитание дошкольников в семье.//О воспитании ребенка в семье.- Горький, 1979.
  18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2000.– 232 с.
  19. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: 1975.
  21. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.// Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой.- М.: 1983.
  22. Мухина В.С. Детская психология. М.: - 1985.
  23. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: - Новая школа, 1993.
  24. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: 1998.
  25. Николаева С.Н., Терентьева Е.Ф. Экологическое воспитание дошкольников.- Н.Новгород, 1992.
  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
  27. Общение ребенка в детском саду и семье.// Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.- М.: 1990.
  28. Пантюхина Г.В., Печера К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно- психического развития детей раннего возраста.- М.: 1996.
  29. Петровский В.А. Личность в психологии.- Ростов-на-Дону, 1996.
  30. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья.-М.:

        ФиС,1991.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. –М.: Педагогика,1989.
  2. Смирнов В.З. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и

         Н.А. Добролюбова. –М.: Государственное учебно-педагогическое

         издательство министерства просвещения РСФСР, 1957.

  1. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики

         XIX века. М.: Учпедгиз, 1963.

  1. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и

         подростков. // Теор. и практ. физ. культ., 1998, 7, с. 10-12.

  1. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор.и практ. физ. культ.. 1998, 5, с.11-15.
  2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Ко  , 1995.
  3. Татарникова Л.Г. с соавтор. Валеология – основа безопасности жизни ребенка. – СПб.: Петрос, 1997. с. 240.
  4. Теория и методика физической культуры. // Под ред. В.М. Шияна.- М.:Просвещение, 1988.
  5. Терентьева Е.Ф. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.// О воспитании ребенка в семье.- Горький, 1979.
  6. Терентьева Е.Ф. Экологическое воспитание дошкольников. //Региональная программа непрерывного экологического образова       ния.// Под ред. И.Е.Курова.- Н.Новгород, 1992.
  7. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.- М.: ФЛИНТА; Наука, 1999.
  8. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов. // Здоровье и образование: МатериалМеждународного конгресса валеологов.-СПб, 1997, 8, с. 8-11.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие.-М.: 1996.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.-М.: 1994.
  11. Физиология высшей нервной деятельности ребенка.// Под ред. З.И. Коларовой.-М.: 1968.
  12. Фонарев А.М. Ребенок и среда.-М.: 1974.
  13. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981.
  14. Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. – Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991.
  15. Шепелин О.П. Экология человека и гигиена.// Гигиена и санитария.-1991, - N 11.
  16. Шишкина В.А. Движения + движения. М.: 1992.
  17. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000.
  18. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья.- Новосибирск: Наука,1989, - с. 336.
  19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды.- М.: 1995
  20. Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое  воспитание детей раннего и дошкольного возраста.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 1978.  

 

   

 

Приложение 1

План-конспект занятия  «Друзья - Вода и Мыло»

   1. Повторение правил доктора Воды.

           2. Беседа по теме.  

Послушайте  « Сказку о микробах » .

Жили  – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на

        свете они любили грязь. Чем  грязнее, тем им было приятнее  и тем больше  

        становилось. 

    Вот на столе кто-то оставил невымытые  тарелки, крошки, кусочки хлеба.

Тут как  тут муха. А на ее лапках сотни  микробов, особенно если она

прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы  остались лежать на столе –на  

тарелках, на ложках, на хлебе и думают: «  Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи ». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!                  

- Подумайте,  что в этой сказке правда, а  что вымысел?

 

-Что, помогает  нам победить микробов? ( Вода ) . С  водой надо дружить. 

Вода- доктор. Без  воды не может жить человек. 

-Как вы думаете,  повар (или мама), перед тем как готовить пищу, моет руки? 

А врач перед  операцией ? А портной? 

-Что нужно,  чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода, чистое полотенце).

-Да, Вода и  Мыло – настоящие друзья ! Они  помогают уничтожить микробы.

-Когда следует  мыть руки?

-Как правильно мыть руки?

Сильно намочите руки.

Пользуйтесь мылом.

Намыливайте руки с обеих сторон.

Намыливайте руки между пальцев.

Полощите руки чистой водой.

Вытирайте руки полотенцем.

3. Заучивание  слов:

- От простой  воды и мыла,

  У микробов  тают силы.

4. Оздоровительная минутка.

5. Задание:

- Бывают на  свете такие дети, которые делают  все наоборот. Когда им 

говорят: -« Умойся! » -они не умываются. Для таких  детей писатель

 Григорий  Остер придумал « Вредные советы  »:

Никогда не мойте  руки,

                       Шею, уши и лицо    

                       Это глупое занятье

                       Не приводит ни к чему.

                       Вновь испачкаются руки,

      Шея, уши и лицо,

                       Так зачем же тратить силы,

                       Время попусту терять?

                       Стричься тоже бесполезно,

                       Никакого смысла нет.

                       К старости сама собою 

      Облысеет  голова.

-Нарисуйте портрет  человека, который выполнил эти  вредные советы.

-Это красивый  человек?

- Выскажите свое  мнение об этих советах.

- Составьте небольшой  рассказ о Неряхе, который стал  Чистюлей.

6. Итог . Как правильно  мыть руки и лицо ? 
 
 

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями