Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:27, дипломная работа
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.
8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей
23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента
43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение 77
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Типовое
положение о дошкольном образовательном
учреждении 1995года, подтвердило права
дошкольных учреждений на выбор программ
из комплекса вариативных
В связи с изменением нормативно-правовой базы в конце 90-х годов, возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с типовой, могли быть предложены практике дошкольного образования.
Рекомендации по экспертизе образовательных программ 1995 года определили принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
-эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-интеллектуальное развитие ребенка;
-создание
условий для развития личности
ребенка, его творческих
-приобщение
детей к общечеловеческим
-взаимодействие
с семьей для обеспечения
полноценного развития ребенка.
В процессе формирующего эксперимента (июнь- октябрь 2009 г.) со старшими дошкольниками проводилась целенаправленная работа, в работу были включены родители дошкольников.
В сентябре 2009 г. дети из старшей группы перешли подготовительную группу.
В
осеннее - зимнее время педагоги
перешли на другие формы и работы,
т.к. в северных районах 9 месяцев зимы.
Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей:
-
в эмоциональной поддержке, любви
и доброжелательности
- в познании и информационном обмене;
-
в активной самостоятельной
-
в разнообразном,
- в признании своих достижений со стороны окружающих людей;
-
в обеспечении условий для
регулярного питания,
Не достаточное удовлетворение данных потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей.
Старшие
дошкольники активно
Критерии сформированности культурно-гигиенических навыков и практических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Приобщение к гигиенической культуре
Представления дошкольников о ЗОЖ
Представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур ( для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.
Формирования
представлений о гигиенических
основах организации
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приемах первой помощи в случае травмы ( ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания ( при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным ( не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.).
Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами, приемы поддержания опрятности одежды, обуви), о правилах культуры поведения за столом, в общественных местах.
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене, культуре еды.
Практические умения дошкольников
Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы ( культура еды, умывание), осваивать приемы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу. Самостоятельно замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, причесать волосы. Показывать младшим детям, как выполнять гигиенические процессы, помогать малышам в уходе за одеждой, прической. Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах ( смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.). Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.
Программа формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в процессе взаимодействии ДОУ и семьи представлены результатами опытно-экспериментальной работы.
Задачи формирующего эксперимента:
1.
Разработка и апробация
2.
Выявление динамики
Программа формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников представляла собой ряд последовательных этапов:
1 этап – подготовительный. Его цель – в формировании у детей интереса к собственному организму, закаливающим процедурам, рациональному питанию, двигательной активности, обогащении родителей теоретическими знаниями о здоровом образе жизни.
2
этап – репродуктивно –
3 этап - репродуктивно-творческий. Его цели связаны с закреплением полученных представлений детей в повседневной деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении адекватно оценивать поступки и действия других людей и самого себя, с педагогической рефлексией своей здоровье сберегающей деятельности и формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей.
Стержневой основой исследования явилась работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у старших дошкольников, перерастающая в привычку, осознанное отношение к собственному здоровью, понимание взаимосвязи всего живого на Земле.
Педагогов и родителей готовили к участию в предстоящей работе по формированию основ здорового образа жизни у детей.
В работе с родителями мы использовали следующие формы: мини-лекторий, дискуссионный клуб, Семейная академия, Мамина школа, психолого-педагогические тренинги.
В
процессе формирующего эксперимента со
старшими дошкольниками проводилась серия
валеологически занятий, позволяющая
детям лучше изучить собственный организм,
строение тела; игры-занятия, помогающие
понять взаимозависимость здоровья от
правильного питания, активного движения,
осуществления закаливающих процедур
и включения психогимнастика; дидактических
игр, позволяющих ребенку самостоятельно
диагностировать свое психоэмоциональное
состояние и самочувствие; организовывалась
соответствующая предметно-развивающая
среда; поощрялось активное позитивное
отношение к собственному здоровью, то
есть самостоятельное (без напоминания
взрослых) соблюдение правил гигиены и
профилактики.
Распределение детей по уровням сформированности представлений о ЗОЖ на формирующем этапе эксперимента
(сентябрь 2009 г. (старшая группа)
Таблица
4
№ п/п | Список детей экспериментальной старшей группы | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Алавацкий Егор | + | ||
2 | Анащенко Катя | + | ||
3 | Битаров Максим | + | ||
4 | Гетц Егор | + | ||
5 | Гордымов Данил | + | ||
6 | Дудник Даша | + | ||
7 | Колегова Таня | + | ||
8 | Кучаев Максим | + | ||
9 | Мансурова Надя | + | ||
10 | Павлов Данил | + | ||
11 | Пархоменко Сабина | + | ||
12 | Перевозчикова Ульяна | + | ||
13 | Руденко Соня | + | ||
14 | Самсонова Полина | + | ||
15 | Свириденков Саша | + | ||
16 | Соха Соня | + | ||
17 | Сухачев Андрей | + | ||
18 | Шангареева Оля | + | ||
19 | Юровских Варя | + | ||
20 | Яруллин Женя | + | ||
Итого | 9 | 6 | 5 |
Уровни сформированности представлений дошкольников о ЗОЖ
Уровни | Формирующий
эксперимент
сентябрь 2009 |
группа детей 20 чел (%) | |
Высокий | 9 чел (45 %) |
Средний | 6 чел (30 %) |
Низкий | 5 чел (25 %) |
Рисунок 2
Таким
образом, мы получили следующие результаты:
9 человек – дети с высоким уровнем знаний,
6 детей со средним уровнем, и 5 детей
с низким уровнем знаний. Эти результаты
связаны с летним оздоровительным
периодом и реализацией программы.
2.3 . Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста
Мы предположили, что формирование ЗОЖ у дошкольников осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, а также конкретных условий жизни, экономической, природно-климатической, социокультурной среды, организационно-педагогических и дидактических условий, уровня готовности всех субъектов образовательной деятельности (воспитанников, педагогов, родителей) к ведению ЗОЖ. При этом аналитический обзор исследований в области валеологического образования, практика его реализации и состояние здоровья дошкольников приводят к выводу об отсутствии обоснованных моделей формирования ЗОЖ как целостного педагогического процесса.
Формирование ЗОЖ рассматривается нами как процесс и результат усвоения дошкольниками систематизированных знаний, умений и опыта при ориентации на соответствующую модель и обретает новые системные цели и функции. Оно должно стать не просто фактором, способствующим укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, но и приоритетным механизмом их достижения. «Расчет и обеспечение индивидуального маршрута здоровья, гарантирующего сохранение и развитие здоровья каждого человека, представляет собой сложную научно-практическую задачу» [5].