Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа

Краткое описание

В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56

Файлы: 1 файл

творческая работа цыбулько.docx

— 2.63 Мб (Скачать)

 Было проведено много занятий по нравственному просвещению воспитанников. Восприятие и понимание воспитанниками таких ценностей,

49

как «семья», «школа», «учитель», «уважение к  старшим», «вежливое обращение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, расширить знания воспитанников об этике, о правилах знакомства, правилах поведения в общественных местах, на улице, в гостях, школе, о моде и внешнем виде воспитанников. Занятия способствовали формированию представлений о красоте поступка, умению жить в гармонии с окружающим миром, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах.. В этом направлении проводились различные виды и формы воспитательной деятельности: беседы «Твой внешний вид», «Я - ученик», «Что такое школьная дисциплина», «Мальчик и девочка», беседа-игра «Правила поведения за столом», «Культура общения», беседа с элементами ролевой игры «Правила этикета. Знакомство», беседа - размышление «Быть хорошим хозяином совсем непросто», беседа-практикум «Как вести себя за

столом. Сервировка стола», «Ты идёшь в гости», «Твой внешний вид» «Что такое этикет», «Поведение в столовой»,«Правила поведения в общественных местах», «Поведение на улице, библиотеке, театре, на уроке, в

транспорте, на перемене»,«Мои товарищи - вежливое отношение к ним»,«Зачем быть вежливым»,«Школа - мой дом»,«Я и моя семья»,«Учимся общаться» «Что такое этикет», «Когда лень – всё идёт через пень», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» «Учимся общаться», «Если хочешь быть здоров», «Добро и зло», «Правда и ложь»и другие.(приложение 1-16)

Работая в этом направлении, была поставлена цель: научить воспитанников воспринимать, чувствовать, понимать, прекрасное во всех его направлениях (искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей). Основной из задач нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, является усвоение детьми навыков культурного поведения, которая включает соблюдение правил личной гигиены, культуры речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность, и обязательность и т.д. Для достижения этой цели нами были  проведены : беседа «Культура речи», беседа-игра«Культура общения», беседа «Где аккуратность, там и опрятность», Беседа «Культура моей страны и «Я»», беседе «Твой внешний вид», игра «Свет мой «зеркальце», скажи.»

Для того, чтобы ребята быстро адоптировались к школьной жизни, преодолели страх, беспокойство приложили немало усилий, чтобы построить дружеские конструктивные отношения, которые способствуют эффективному воспитанию и развитию детей. В своей работе использовала различные стили общения, увлечённости, дружеский, идеологический, которые

50

помогли создать условия для  развития и совершенствования, а  также объединить коллектив класса творческой деятельностью, которая интересна и значима для воспитанников.

 Для формирования нравственных  представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения использую:

- словесные методы (этическая беседа, рассказ, содержащий нравственную проблему, объяснение, разъяснение (внушение) нравственной ситуации;

- наглядные (иллюстрация, изображение ситуации, требующей нравственного анализа и оценки );

-  практические(упражнение, направленное на практическое  применение полученных нравственных представлений:, изложение, опрос, размышления на этическую тему);

- познавательные и организационно-деятельностные ной школы вскрывает ложность и неприглядность неверных представлений и игры (С целью получения положительной эмоции по отношению к деятельности;  наличия по

знавательной стороны  этой эмоции; наличия непосредственного  мотива

нравственного поведения, идущего  от самой деятельности), пример (положительный и отрицательный пример).

Приёмы:

-использование вербальных и реальных ситуаций (что бы ты сделал если бы встретил старушку, которая несёт тяжёлые сумки);

-использование пословиц;

-использование художественного слова;

-исполнение песен, частушек;

-сопоставление различных точек зрения, мнений воспитанников;

-предложение воспитанникам высказать своё отношение к определённым поступкам, событиям, оценить их;

-использование сравнений и сопоставлений (хорошо-плохо, добро-зло и др.);-игровые приёмы (спрашиваю-отвечаю, «Волшебный стул» «Тень» «В магазине вежливых слов» и др.,

 - показ инсценировки;

 - показ инсценировки с музыкальным сопровождением и сюрпризным   моментом;

- Задание творческого характера (рисунок- проект        «Солнце доброты» ;

-инсценировка жизненных ситуаций;

-вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю (что бы вы хотели узнать…, о чём бы вы спросили…);

-разнообразное начало занятия (разминка, аутотренинг, ритуал «Настроение»- и др.);

-рассматривание иллюстраций, слайдов и одновременное чтение воспитателем стихов;

- анализ поведения (пример):  воспитателя, родителей, героев художествен-

51

 

ных произведений, фильмов;

- Закрыть глаза и представить…

- Приём пиктограмм;

- Анализ иллюстраций к стихотворениям, сказкам, рассказам.

Третий этап - проверочный. На этом этапе была вновь проведена диагностика исследования особенностей нравственной воспитанности младших школьников. С этой целью были использованы первоначальные методики.

1.«Неоконченные предложения». Анализ результатов выявил положительную динамику практически по всем показателям. Представления детей об основных нравственных категориях стали более конкретными. Сравнительные результаты исследования представлены в Таблице 4.

Сравнительные результаты исследования представлений детей о моральных нормах общества

Таблица 5.

 

№ п/п

наименование исследуемых категорий

констатирующий  этап

проверочный этап

1.

добро

·  помощь людям – 33,3% (3 уч-ся)

· когда человек убирает – 44,4% (4 уч-ся)

· не знаю – 22,2% (2 уч-ся)

·помощь людям – 66,7% (6 уч-ся);

· говорить правду – 22,2% (2 уч-ся);

· когда ты добрый -11,1% (1 уч-ся)

2.

любовь

·любовь к маме – 66,7% (6 уч-ся)

·когда любят – 33,3% (3 уч-ся)

·уважение к людям – 33,3%(3 уч-ся);

· любовь к маме – 66,7%(6 уч-ся);

3.

зло

· когда человек плохой  - 66,7% (6 уч-ся);_

· обман, убийство – 33,3 (3 уч-ся);

· грубость, злость – 77,8% (7 уч-ся);

· обман – 22,2%(2 уч-ся) уч-ся;

4.

ненависть

·  не знаю – 77,8% (7уч-ся);

· злятся на сына – 11,1%(1 уч-ся)

· ненавидят друг друга –11,1% (1 уч-ся);

·когда кого то ненавидят – 22,2% (2уч-ся);

· к насилию- 33,3% (3уч-ся);

· ко лжи - (44,5% (4 уч-ся);

5.

честность

· когда человек честный - 55,6% (5 уч-ся);

·  говорит правду - 33,3% (3 уч-ся);

·  не знаю – 11,1% (1 уч-ся)

· говорит правду 88,9% (8 уч-ся);

· выполняет обещания 11,1% (1 уч-ся);

6.

дружба

· когда дружат – 88,8% (8 уч-ся);

·помощь другу – 11,1% (1 уч-ся);

· когда дружат -100%  (9 уч-ся);

7.

хитрость

· когда человек хитрит – 55,6% (5 уч-ся);

· обман – 33,3% (3 уч-ся);

·  не знаю – 11,1% (1 уч-ся);

· ложь, обман – 88,9% (8 уч-ся);

· когда человек хитрит 11,1% (1 уч-ся);

8.

враждебность

·  не знаю – 66,7% (6 уч-ся);

·  делаешь плохо – 33,3% (3 уч-ся),

·затрудняюсь ответить – 11,1% (1уч-ся);

·грубость – 33,3% (3 уч-ся).

· относиться плохо, воевать-55,6% (5 уч-ся)


 

 

2 Ранжирование понятий. На проверочном этапе анализ результатов показал, что уже 5 ребят осознали значимость понятий «Родина», «общение»,

«поведение» (55,6%), остальные 4 детей (44,4%) все еще предпочли  для себя

 понятия «деньги», «богатство»,  «здоровье», «квартира» (приложение 17) (сравнительный анализ результатов ранжирования понятий представлен на Рисунке 3).

 

Констатирующий этап

 

 

Проверочный этап

 

 

 

53

 

Рис.3 Сравнительные результаты ранжирования понятий

3.Анкетирование. (приложение 18)В результате повторного анкетирования выяснилось, что на 12 человек, т.е. на 22,8% увеличилось количество детей, осознающих необходимость занятий спортом (на проверочном этапе 15 учащихся, т.е. 78,94%; на констатирующем 2 ребенка, т.е. 10,52%); изменилось само отношение к дружбе: многие дети, узнав, что его друг курит, решили, что ему будет необходимо помочь избавиться от этой привычки (на констатирующем этапе детей с таким мнением было 4, т.е. 21,05%, а на проверочном стало 11, т.е.57,9%). Результаты анкетирования на проверочном этапе отражены в Таблице 6.

Результаты анкетирования  на проверочном этапе                                                                                         

    Таблица 6.

ВОПРОСЫ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

а

б

в

г

1.

2.

3.

4.

2 (22,2%)

1 (11,1%)

1 (11,1%)

1 (11,1%)

4(44,4%)

1(11,1%)

-

1 (11,1%)

1 (11,1%)

5 (55,6%)

8 (88,9%)

7 (77,8%)

2 (22,2%) 2(2,22%)

1 (11,1%)

-

         

 

 

Методика «С кем бы ты хотел дружить» (приложение 20) - целью которой определение основной направленности ценностных ориентаций младших школьников с интеллектуальной недостаточность. Учащимся были предложены качества человека(умный, добрый, сильный, весёлый), из которых им было необходимо выбрать и подчеркнуть с каким человеком обладающим тем или иным качество они бы  хотели дружить. Результат исследования показал, что 44,5% (4 уч-ся) хотят дружить с умными, 22.2% (2 уч-ся) с сильными, 11,1% с весёлыми, 22,2% с добрым. Исходя, из исследования можно сделать вывод, что большинство детей ценят ум – это положительный результат.

«Что я могу сказать о себе»( приложение 21). Данная методика помогает определить каким хочет стать учащийся . Результаты исследования

54

показали, что 66,7% (5 уч-ся) считают себя добрыми и вежливыми , а 33,3% (3 уч-ся) , что они не всегда добрые и вежливые, из чего видно, что учащиеся отвечали честно.

«Моё желание» (приложение22) . Детям предлагались 5 желаний, из которых необходимо было выбрать одно. Анализ показал, что 44,4% (4уч-ся) хотят стать красивыми, 22,2% (2 уч-ся) стать, таким, чтобы тебя все ценили, 22,2%(2уч-ся)  стать сильным. Из исследования видно, что воспитанники больше ценят такое качество личности как красота.

«Вежливость»( приложение 23). Данная методика помогла нам выявить усвоили ли учащиеся правила вежливости. В ходе исследования было выявлено, что 77,8  (7 уч-ся) знают, что правила вежливости, 22,2% плохо усвоили правила вежливости.

Уровень нравственной воспитанности на констатирующем этапе:

Таблица7.

 

Выводы

Следовательно, можно говорить о наметившейся тенденции к повышению нравственной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Думается, что дальнейшая целенаправленная работа в данном направлении  со временем  даст  положительные результаты.

 

 

 

55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 Результаты опытно  – поисковой работы по изучению  и совершенствованию нравственного опыта младших школьников с интеллектуальной недостаточностью подтвердили выдвинутую нами  гипотезу, что эффективность формирования нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения возможна если:

-учтены  возрастные особенности младшего школьника;

-воспитатель личным примером  способствовал формированию нравственности; 

- организация совместных коллективных усилий, переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности. 
-  использование различных форм, методов и приёмов нравственного воспитания.

 

Проведенные мероприятия  дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Этой работой  подтверждена закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

И наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

Информация о работе Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся