Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УО «ГАНЦЕВИЧСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-
второй категории
УО «Ганцевичская
Тел: 801646 21316
Ганцевичи 2010
Содержание
Аннотация
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с
интеллектуальной
с интеллектуальной
недостаточностью.
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной
недостаточностью.
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования
общественного поведения.
2.2 Методы формирования нравственного
сознания.
2,3Методы стимулирования.
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение
Список литературы
Приложение
2
АННОТАЦИЯ
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Представлен практический материал для занятий с детьми по данной теме. Материалы работы адресуются воспитателям вспомогательных школ.
3
ВВЕДЕНИЕ
Я. А. Коменский
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, грубость и бестактность, высокий уровень детской преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует как проблему нравственного воспитания молодежи в целом, так и формирования основ нравственных представлений у младших школьников в частности.
Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как нравственное воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре - искусству и фольклору. Человек только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Вместе с тем, накопленный материал по проблеме формирования и развития нравственности подрастающего поколения с учетом современных социально-экономических преобразований, происходящих
4
в обществе, необходимо переосмыслить.
В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю.П. Азарова, Л.М. Архангельского, О.С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, Е.В. Васильева, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, В.Н. Мясищева, И.П. Павлова, И.П. Прокопьева, Л.И. Рувинского, Л.Ю. Сироткина, И.Ф. Харламова, В.Э. Чудновского, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других исследователей.
Своеобразие нравственного
воспитания школьников и его методики
нашли отражение в трудах Т.Н. Бабаевой,
Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой,
Н.В. Дуровой, М.М. Кониной, Т.А. Марковой,
В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, СВ. Петериной,
Л.П. Стрелковой, A.M. Сча-стной, Л.Б. Фесюковой,
М.И. Шаровой и других авторов. В них красной
нитью прослеживается мысль о самоценности
младшего школьного возраста. По мнению
большинства ученых, именно в этот период
формируются основы таких нравственных
качеств, как коллективизм, патриотизм,
дисциплинированность, правдивость, доброжелательность,
любовь к труду, принципиальность, бережливость,
интерес к профессии и пр. А т.к. наши воспитанники
в основном из неблагополучных семей,
где «господствует» пьянство, безнравственность,
бедность, поэтому у детей искажены
представления и недостаточно сформированы
понятия о доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, семье, гражданственности
и патриотизме.
И именно поэтому главной целью является
оградить воспитанников от мира жестокости
и грубости, познакомить их с принципами
морали и этики, способствовать формированию
нравственных представлений, чувств, навыков
дисциплинированного поведения. Так
как:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
в-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждённых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социально-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной молодежи, так и осознанием необходимости решения проблемы. В специальной литературе немало говорится о важности нравст
5
венного воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомендации по их разъяснению учащимся, но в стороне остается проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребенка, чтобы он был с детства восприимчивым к морали.
Всё вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».
Цель исследования:
Объект исследования : процесс нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: формы и методы формирования нравственных представлений, чувств, навыков, и привычек дисциплинированного поведения.
Цель, предмет и объект исследования обусловили следующие задачи:
Гипотеза: Формирование нравственных представлений, чувств навыков и привычек дисциплинированного поведения будет проходить более эффективно, если:
ности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
6
поведения воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в воспитательном процессе;
В ходе исследования использовались следующие методы исследования:
7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
интеллектуальной недостаточностью.
Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим необходимо рассмотреть психологические особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9--10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.