Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа

Краткое описание

В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56

Файлы: 1 файл

творческая работа цыбулько.docx

— 2.63 Мб (Скачать)

Психическое развитие ребенка  теснейшим образом связано с  образованием простых и сложных временных связей. На этой основе уже вскоре после рождения формируются новые, изменчивые и весьма сложные формы поведения.

Первая особенность высшей нервной деятельности всех детей  с интеллектуальной недостаточностью — это слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она выражается в том, что у этой категории детей с «большим трудом, значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи. Особенно это касается сложных связей. Из сказанного понятно, что с большим трудом формируются и соответствующие нормы поведения. Слабость замыкательной функции коры головного мозга проявляется также в том, что сформировавшиеся связи оказываются непрочными.

В основе овладения знаниями и необходимыми нормами поведения лежит не только процесс формирования новых связей, по и процесс их видоизменения, уточнения. Так, например, усвоение какого-либо нового навыка означает не только формирование новой системы условных связей, но и их дифференцировку, то есть отграничение тех условий, при которых осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия должны быть заторможены.

Таким образом, трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость — вторая особенность высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

В основе названных особенностей высшей нервной деятельности лежит слабость «процессов возбуждения и торможения. Слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, а слабость внутреннего торможения обусловливает трудность образования и непрочность дифференцировок.

8

Третья особенность высшей нервной деятельности всех умственно отсталых детей — склонность к частому охранительному торможению. Она выражается в том, что после небольшой нагрузки дети впадают в состояние торможения, которое может длиться часы, дни, месяцы, а иногда и годы. Пока нервные клетки коры головного мозга ребёнка находятся в таком состоянии,  его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Понятно, что такое снижение отрицательно влияет и на другие высшие психические функции. При этих состояниях может обнаруживаться нарушение соответствия реакции мозга внешней ситуации. Оно выражается в неадекватности поведения, оцепенении и т. д.

Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной систем — следующая особенность высшей нервной деятельности всех  детей с интеллектуальной недостаточностью. Это нарушение обусловлено недоразвитием второй сигнальной системы. Выражается это, в частности, в ослаблении регулирующей функции речи, которая является важнейшим звеном, обеспечивающим формирование нравственного облика учащегося.

    Недоразвитие  познавательной деятельности —  основной признак, симптом детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения касаются прежде всего процессов непосредственного отражения действительности — ощущений и восприятий. У детей с пораженной нервной системой эти психические процессы формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.

Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь последующий ход психического развития.

Замедленность восприятия сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Узость восприятия мешает ребенку с интеллектуальной недостаточностью  быстро улавливать смысл происходящего, а следовательно, давать ему необходимую оценку.

Ощущения и восприятия этих детей характеризуются недифференцирован-ностью. В этой связи они часто принимают один воспринимаемый предмет за другой.

Наиболее выраженная особенность  восприятий детей с интеллектуальной недостаточностью — инактивность этого процесса. В результате они не обнаруживают стремления разобраться во всех свойствах предъявляемого им для восприятия предмета.

«Если представить себе, — пишет С. Я. Рубинштейн, — что  все эти входные «ворота» (ощущения, восприятия), через которые воздействия внешнего мира должны проникать в сознание ребенка и формировать его, узки и труднопроходимы, если очертания внешнего мира предстают перед ребенком размытыми, расплывчатыми и лишь немногое пробивается внутрь, фиксируется в его представлениях, — понятным становится происхождение его умственной недостаточности»   (17,с.101)Остановимся на некоторых осо

9

бенностях мышления детей  с интеллектуальной недостаточностью.

Слабость обобщений  или конкретность мышления — специфическая черта детей с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этой особенностью дети с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят весьма поверхностный характер. Они узнают правила  морали из книг, от учителей, воспитателей, родителей, но далеко не всегда оказываются в состоянии действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Рассматриваемая особенность мышления этих детей в меньшей степени сказывается в процессе формирования сравнительно элементарных нравственных понятий и соответствующих им поступков. Так, например, дети относительно легко усваивают элементарные нормы общежития. Раньше всего они овладевают умением вежливо обратиться к учителю, сверстникам, приветствовать учителя и т. п. С большим трудом им дается овладение умением давать правильную моральную оценку своего или чужого поступка, устанавливать связь между внешней стороной поведения и его побудительными мотивами и т. п.

Всем детям с интеллектуальной недостаточностью присуща непоследовательность мышления. Она может выражаться в прекращении выполнения порученного ребенку дела. И происходит это не всегда от нежелания или безответственности, а от беспрерывно колеблющегося тонуса его психической активности, о чем уже говорилось в связи с анализом особенностей высшей нервной деятельности.

Некритичность мышления — следующая черта детей с интеллектуальной недостаточностью. Эта особенность мышления приводит к тому, что дети довольно часто совершенно необоснованно не сомневаются в правильности своих только что возникших предположений.  Дети  с интеллектуальной недостаточностью  даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Эта особенность мышления порождает некритическое восприятие любых указаний и советов окружающих. Поэтому и случается, что такие дети относительно легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершают неправильные поступки.

Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение интеллектуальной недостаточности. Напряженный и вдумчивый труд воспитателя вспомогательной школы обеспечивает адекватное развитие личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.

   Среди черт личности  важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма чет

10

ко представлять себе цель действия, возможные препятствия  на пути  к её достижению и способы  их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к  достижению той или иной цели.

С необходимостью осуществлять волевые действия, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью встречаются ежедневно, так как школьная жизнь предъявляет к ним множество разнообразных требований. Школьник должен соблюдать режим дня (вовремя вставать, умываться, приступать к занятиям и т. п.), дисциплину на уроке, решать задачи, писать диктанты, делать уроки и т. д. Все это выполняется учащимся с интеллектуальной недостаточностью с гораздо большим трудом, чем его нормальными сверстниками. Развитие у умственно отсталых школьников волевых качеств  происходит в результате длительного, умелого, терпеливого труда учителей и воспитателей вспомогательных школ.

Названные трудности обусловлены  слабостью воли детей с интеллектуальной недостаточностью. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания ребенка, но и в формировании побуждений.

Говоря о слабости воли, следует сказать, что она проявляется далеко не всегда и не во всем. Как правило, дети с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.

Сложность формирования воли у детей с интеллектуальной недостаточностью во многом обусловлена особенностями воспитания их нравственных чувств. На пути к достижению этой цели перед  педагогом вспомогательных школ встает много трудностей, вызванных незрелостью личности умственно отсталых, которая в первую очередь связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Указанная незрелость личности проявляется в особенностях их эмоциональной сферы.

Переживания у детей с  интеллектуальной недостаточностью довольно примитивны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие. Дифференцированных, тонких оттенков переживаний у них почти пет. Дети с интеллектуальной недостаточностью либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут.

Чувства у детей с интеллектуальной недостаточностью, их эмоциональные реакции часто бывают,  неадекватны воздействующим на них факторам. Некоторые дети, бурно и длительно реагируют на малозначимые воздействия, другие почти не проявляют эмоциональных реакций в связи с

11

объективно важными для  них событиями.

Недифференцированность, узость диапазона переживаний определяет отсутствие или слабую выраженность борьбы мотивов, которая является важным фактором формирования эмоционально - волевой сферы человека. В поисках правильного   решения, связанного с борьбой мотивов, человек преодолевает эгоистические побуждения. Чем выше уровень развития сознания человека, тем  выше уровень волевых усилий, тем успешнее идет процесс формирования высоких благородных чувств.

Наконец, следует сказать  о том, что у учащихся вспомогательных школ сравнительно долгое время господствуют элементарные  чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной  регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к тому, что у этих детей с опозданием и большим трудом формируются высшие духовные чувства. Речь идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство ответственности и т. п. Значение воспитания этих чувств огромно, так как они занимают ведущее место в нравственном облике морально воспитанного человека.

   Одним из важнейших факторов формирования личности является её самооценка.

В психологии под самооценкой  принято понимать способность ребенка (или взрослого) к оценке своих личностных качеств. Самооценка является сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Она формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование самооценки имеет ряд особенностей.

Во-первых, формирование самооценки происходит у них значительно медленнее и с большим трудом, чем у нормальных детей. Это обусловлено характером дефектов познавательной деятельности, негативными особенностями эмоционально-волевой сферы, трудностями общения, недостаточно адекватным восприятием  действительности и т. п.

Во-вторых, добиться адекватности самооценки у учащихся вспомогательной школы значительно труднее, чем у нормальных детей, ввиду пониженной критичности и самокритичности детей с интеллектуальной недостаточностью. В этом проявляется, как отмечал еще Л. С. Выготский, общая незрелость личности. Завышенная самооценка не есть результат врожденного «самодовольства» дебилов, как это утверждает ряд буржуазных ученых.

Уровень самооценки учащихся вспомогательных школ тесно связан с различными видами деятельности. Так, например, наименее адекватна самооценка в области учебной деятельности. По мере взросления учащиеся вспомогательных школ более объективно оценивают свои достижения в учебной деятельности и свои интеллектуальные возможности.

12

 

    1. Сущность и задачи  нравственного воспитания

 

В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, при-нципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых вы-ражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым  (коллективом, классом, народом, обществом)» (7, с.191).

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»". Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй,  нравственности, доблести» (3, с.345).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,

Информация о работе Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся