Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56
Хоти общий уровень
нравственного сознания и общественного
поведения выпускников
Характерная особенность примерного содержания нравственного воспитания школьников заключается том, что в нем перечислено много навыков, умений и привычек, которые в условиях массой школы входят в разделы, посвященные идеологическому, трудовому, эстетическому, физическому воспитанию и т.д. Это объясняется спецификой процесса нравственного становления личности детей с интеллектуальной недостаточностью, которое в неизмеримо более высокой степени связано с корригирующей ролью обучения, воспитанием навыков и привычек культурного поведения и т. п.
Другая особенность примерного содержания состоит в том, что дифференциация по годам обучения, содержащаяся в перечни нравственных
21
представлений, понятий, чувств, навыков поведения, носит относительный и весьма приближенный характер, тот несомненный недостаток имеет, однако, совершенно объективные причины. Он связан с тем, что учащиеся вспомогательных школ, как уже отмечалось выше, отличаются по степени поражения головного мозга, форме умственной отсталости, уровню развития эмоционально-волевой сферы и т. п.
И то время как одни учащиеся одного и того же класса сравнительно быстро овладевают соответствующими знаниями, навыками и привычками (учащиеся с легкими формами нарушений познавательной деятельности при относительной сохранности эмоционально-волевой сферы, элементарных форм деятельности), другие затрачивают на это значительно большее время (учащиеся с грубыми нарушениями личности, целенаправленной деятельности и моторики).
В таких условиях, как справедливо указывает Г. М. Дульнёв, «соблюсти четкий возрастной подход практически не удается» (6, с.117)
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация (12, с.157).
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание (2, с.102).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные
22
методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеж
дение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) (15, 114).
Эти методы кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе нравственного воспитания. Они конкретно будут описаны во второй главе.
Итак, рассматривая нравственное воспитание, пришла к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Убедилась, что существуют различные формы и методы нравственного воспитания.
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Есть и такое определение коллектива: группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности.
Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.
Коллектив дает личности следующее:
— удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
— является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
— передает богатый эмоциональный опыт;
— передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
— создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;
23
— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Исследование проблемы воспитания коллективизма предполагало изучение возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева, И.В. Сушкова), дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова) и др.
В игре со сверстниками ребёнок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их» (9, с.24).
Функции коллектива, которые можно выделить:
Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.
Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.
Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.
Сплоченность детского коллектива — степень единства коллек
24
тива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.
В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели.
В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей: уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЧУВСТВ, НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
2.1 Методы формирования общественного поведения.
К данной группе относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.
Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное воплощение в самых разнообразных видах деятельности школьников: учебной, общественно-полезной, трудовой, игровой и т.д. Нравственные стороны личности обнаруживаются только в деятельности. Вне её не существуют ни поступки, ни поведение, в которых ребенок проявляет свою воспитанность.
Особое место в работе с детьми с интеллектуальной
недостаточностью занимает процесс воспитания
у них нравственных привычек.
Большое значение в воспитании личности
придавал привычке
русский педагог К. Д. Ушинский, который считал
ее основанием воспитательной силы, рычагам
воспитательной деятельности. «Только
привычка, — писал он, — открывает
воспитателю возможность вносить те или
другие свои принципы в становление характера
воспитанника, в его нервную систему, в его природу» (5,с.84).
В ещё большей мере эти положения справедливы отношению к воспитанникам вспомогательных школ. Судить о направленности их характера - это значит, в первую очередь определить характер их привычек, а управлять процессом становления характера—значит управлять прежде всего воспитанием необходимых привычек.
Исключительно большое значение придавал привычке в формировании личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью выдающийся педагог Э. Сетей. В одной из своих работ он писал: «...всё, чему только я учу, не будет иметь никакого значения и не приведёт ни к каким результатам, если из всех моих предписаний воспитатель не сумеет создать в своем воспитаннике прочных привычек на продолжительное время».
Воспитание привычек у детей с интеллектуальной недостаточностью — процесс сложный и длительный. Объясняется это следующими обстоятельствами.
В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет процесс образования. Между тем
26
социально значимые, полезные побуждения выражены у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно слабее, чем у их нормальных сверстников.
Успex формирования положительных побуждений в существенной мере зависит от способности ребенка воспринимать словесные разъяснения и указания и осознанно относиться к своим потребностям, желаниям и стремлениям. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью эта способность гораздо ниже, чем у их нормальных сверстников. К сказанному следует добавить, что свойственная многим детям с интеллектуальной недостаточностью инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление «может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких эпизодических (редких или однократных) ошибочных действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов довольно велико; они могут служить основой возникновения дурных привычек» (16, с.191).