Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56
определяемые этими качествами» (11, с.414).
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» (18, с.120).
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (19, с.170).
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Ба-
13
банский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий (2, с.102).
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. (16, с.58).
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность зна
14
ний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного
2. Воспитание и развитие
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Формирование нравственного сознания — очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека, то есть «знания, твердые и дорогие ему, он готов их от стаивать и защищать в любых обстоятельствах, в них слиты воедино моральные знания и собственное к ним отношение». (21,с.51).
Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело применять ни практике.
Формирование основ диалектика-
15
рения, представляется особенно сложной и трудной задачей, когда речь, идет об школьниках с интеллектуальной недостаточностью. Тем не менее, она успешно решается в условиях наших вспомогательных школ.
В связи с рассматриваемой задачей С. Я. Рубинштейн пишет: «Правильное воспитание и обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам коммунистической морали»(16, с.158).
Вторая задача вспомогательной школы в области нравственного воспитания — формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.
Рассмотренные выше специфические
особенности эмоционально-
Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку высших нравственных чувств. Это, в частности, проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
Однако при всем этом опыт вспомогательной школы убедительно свидетельствует о возможности (воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью таких высоких нравственных чувств, как чувство товарищества, коллективизма, чувство патриотизма, чувство любви к Родине и т. д.
Процесс нравственного воспитания включает в себя не только воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, но и навыков, привычек общественного поведения.
Воспитание навыков и привычек общественного поведения — третья важнейшая задача вспомогательной школы.
На пути решения этой проблемы возникает много трудностей, обусловленных особенностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Среди них можно назвать относительную слабость побуждений, ярко выраженную эгоцентрическую направленность, подверженность отрицательным влияниям. В результате упорной и кропотливой работы воспитателей вспомогательных школ все эти трудности преодолеваются. Ребенок овладевает умением вести себя в соответствие с принятыми в нашем обществе нравственными принципами.
16
Рассмотрим с раскрытых выше позиций содержание нравственного воспитания учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование умений, навыков и привычек общественного поведения |
Формирование нравственных представлений и чувств |
Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения: 1. Умение выполнять основные требования режима дня: вовремя вставать, совершать утренний и вечерний туалет, не опаздывать на занятия и проводимые мероприятия. 2. Умение подбирать к уроку необходимое оборудование (книги, тетради, карандаши, ручки и т. д.), своевременно убирать с парты все лишнее. 3.Умение соблюдать тишину и порядок при выполнении домашних заданий и режимных моментов. 4. Умение правильно вести
себя на уроке: соблюдать 5. Привычка беспрекословно подчиняться указаниям дежурных учащихся и учителей. 6.Умение спокойно гулять, принимать участие в организуемых играх, заниматься своим делом (или игрой), не мешая окружающим. 7. Умение соблюдать правила поведения в общественных местах (театре, кино, клубе, магазине): не кричать, не разговаривать слишком громко и т. п. 8.Умение пользоваться городским транспортом (правильно выходить, брать билет и т. п.). 9.Привычка соблюдать правила перехода улицы. 10.Привычка соблюдать правила езды на велосипедах. |
Формирование основных понятий и представлений о любви к Родине, патриотизме и интернационализме: 1.Первоначальные представления о Родине. 2.Первоначальное 3. Представление о школе, классе как о большой семье, которая заботится о каждом и в которой каждый трудится. 4.Представление о селе, городе, районе, области как о большой семье, в которой люди честно трудятся и заботятся друг о друге. |
Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими: 1.Привычка вежливо 2. Привычка охотно и добросовестно выполнять просьбы товарищей. 3.Привычка запоминать и отмечать дни рождения и другие знаменатель-ные события в жизни товарищей, педагогов, близких, соседей. 4. Умение охотно отвечать на вопросы окружающих, вступать в контакт с малознакомыми людьми. |
Формирование представлений о долге, чести и совести: 1.Начальные представления о том, что перечень правил хорошего (нравственного) поведения содержится в Правилах для учащихся, Правилах для октябрят, Законах пионеров, а также иметь чувство уважения к данным правилам и законам. 2.Представление о том, что добросовестное отношение к своим повседневным обязанностям (хорошо учиться, выполнять общественные поручения и т. д.) является показателем честности, выполненного долга, чувства ответственности за добросовестное выполнение своих повседневных обязанностей. 3.Элементарное представление о честности: всегда говорить только правду, никого не обманывать, иметь чувство стыда в связи с нечестным поступком. 4.Начальные представления о долге на основе верности данному слову, а также иметь чувство радости, удовлетворения в связи с выполненным обещанием. |
Формирование умений, навыков и привычек проявлять заботливость и доброту: 1.Умение оказывать помощь больным и слабым товарищам. 2.Умение правильно 3.Умение поделиться с товарищами (игрушками, книгами, красками, карандашами, сладостями и др.). 4.Умение заботливо относиться
к старшим (активно 5.Умение оказывать услуги престарелым и больным. 6.Умение ухаживать за животными и растениями. 7.Умение заботливо относиться (дома, на улице) к животным. |
3. Формирование представлений о товариществе и дружбе: 1.Начальные представления о товарищах как о людях. 2.Элементарные представления о дружбе: друг — это товарищ, с которым ты особенно близок, друзья — это товарищи, которые помогают друг другу, заботятся друг о друге, т.е. заботливое отношение к друзьям. 3.Начальные представления о мальчиках и девочках как о членах единого детского коллектива, как о товарищах по совместным занятиям (труд, учебная деятельность, отдых), а также организация правильных отношений между мальчиками и девочками в школе. 4.Представление о родителях
как о старших товарищах и
искренних друзьях детей, |
Формирование коллективизма: 1.Умение подчиняться 2.Умение добросовестно выполнять общественные поручения. 3.Умение активно участвовать в различных видах коллективной деятельности (игровая, учебная, общественно полезный труд). 4.Умение реагировать на нарушения норм и правил поведения в коллективе. |
4. Формирование первоначальных нравственно-эстетических представлений: 1.Элементарные представления о естественной красоте природы и о красоте, созданной трудом человека: способность замечать и эмоционально реагировать на естественную красоту, а также бережное отношение к природ элементарные представления о внешнем виде человека как об элементе его нравственного облика (любить и уважать можно лишь того, кто, помимо всего прочего, всегда чист, опрятен и аккуратен), уважительное отношение к аккуратности и чистоте (при этом особое внимание надо обратить на недопустимость упрёков и насмешек по отношению к детям, которые неопрятны в силу их физического дефекта, заболевания). |
Первый раздел – это « Формирование умений, навыков и привычек общественного поведения» содержит перечень тех навыков и привычек, которые составляют содержание общественного поведения учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Второй раздел – это «Формирование нравственных представлений и чувств» состоит из перечня моральных представлений, понятий и соответствующих чувств, которые должны быть воспитаны у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Совершенно очевидно, что такое выделение двух разделов во многом носит условный характер, так как формирование навыков и привычек общественного поведения органически и неразрывно связано с формированием нравственных представлений, понятий и чувств.
Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения учащихся находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями.
Однако добиться единства сознания и поведения даже в процессе воспитания нормальных школьников бывает очень трудно. Тем более сложна
20
эта задача, когда речь идет об учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью, так как разрыв между сознанием и поведением у них бывает еще более значительным. В основе такого разрыва у учащихся вспомогательной школы лежат и чисто специфические причины.
Как совершенно справедливо считает Г. М. Дульнев, «нередко забывают, что некоторые пункты «Правил поведения школьника» могут быть просто недоступными для подлинного понимания умственно отсталым, а потому и не являются регуляторами их поведения. Мнимое усвоение путем зазубривания тех или иных правил, естественно, также ничего положительного не дает. Однако, кроме простого непонимания различных правил поведения, в практике работы с умственно отсталыми детьми встречается более сложное явление, заключающееся в том, что дети усваивают нормы поведения только в применении к сугубо определённым, конкретным условиям» (6, с.117).
Перенос, то есть использование усвоенных правил в новой, непривычной обстановке, представляет для учащихся с интеллектуальной недостаточностью особую трудность. Это связано с тем, что многие из имеющихся у них понятий «не имеют силы подлинного обобщения, а потому ребёнок не может им пользоваться как руководством к действию в разных условиях» (6с.84).
Следовательно, у ребенка с интеллектуальной недостаточностью необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда он еще не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя механизм подобного поведения связан копированием, подражанием, имеет налет автоматизма, это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Такой этап имеет место у нормального ребенка. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью он длится значительно дольше и преодолевается значительно труднее.