Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа

Краткое описание

В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56

Файлы: 1 файл

творческая работа цыбулько.docx

— 2.63 Мб (Скачать)

 

 

2. Ранжирование понятий. Детям были предложен перечень понятий (друзья, профессия, семья, богатство, здоровье, общение, Родина, деньги, квартира, семья, поведение). Им было дано задание проранжировать понятия по степени личной значимости. Анализ результатов диагностики показал, что 6 учащихся класса (66,6%) на первые места предпочли поставить слова: «деньги», «богатство», «здоровье», «квартира».  Значимость понятий «Родина», «общение», «поведение» осознают только 3 школьников (33,3%). Исходя,  из этого можно сделать вывод, что дети недооценивают значение дружеского общения и поведения в своей жизни. Результаты исследования представлены на Рисунке 1.

 

43

Рис.1 Результаты ранжирования понятий на констатирующем этапе

3. Анкетирование. С целью исследования особенностей поведения детей была составлена анкета. Детям предлагались бланки, на которых написаны вопросы и несколько вариантов ответа, нужно выбрать наиболее значимый. Вопросы анкеты заключены в Таблице 2. 

 

 

 

Пример бланка анкеты

Таблица 2.

№ п/п

Содержание вопросов

Варианты ответов

1.

Что Вам больше всего нравиться делать в свободное время? 

а) читать книги

б) смотреть телевизор

в) гулять с друзьями

г) слушать музыку

2.

Какие фильмы вы любите смотреть?  

а) боевики

б) комедии

в) сказки

г) ужасы

3.

Что такое здоровый образ  жизни? (Выберите главное) 

а) не пить

б) не курить

в) заниматься спортом

г) полноценно и  правильно питаться

4.

4. Если бы вы узнали, что ваш друг курит. Вы бы:  

а) перестали с  ним дружить

б) продолжили бы дружить, не обращая внимания

в) помогли бы избавиться от этой привычки

г) попросили бы дать Вам попробовать


 

 

Анализ результатов показал, что дети в свободное время  больше всего любят смотреть телевизор (7 детей, что составляет 77,7%). Большая  часть учеников предпочитает в свободное  время смотреть боевики (5 человек, т.е. 55,5%). В их представлении здоровый образ жизни заключается в отсутствии таких пагубных привычек как пить и курить (6 человек, т.е. 66,7% ), заниматься спортом ответили - 3 воспитанника ( 33,3% ). Отношение к курению проявилось в результатах ответов на последний вопрос. 5 детей класса (55,5) продолжали бы общаться с другом, узнав о том, что он курит, т.е. не обратили бы на это внимание. Результаты анкетирования представлены в Таблице № 3,.

Результаты анкетирования  на констатирующем этапе

44                                                                                 

 

Таблица 3.

ВОПРОСЫ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

а

б

в

г

1.

2.

3.

4.

1 (11,1%)

2 (22,3%)

3(33,4%)

5 (55,6%)

7(77,8%)

1 (11,1%)

3(33,3%)

2 (22,2%)

1 (11,1%)

3 (33,3%)

3(33,3%)    2(22,2%)

0 (0%)

3(33,3%)

-

-


 

 

Уровень нравственной воспитанности на констатирующем этапе:

Таблица 4.

Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют  возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как дружба, добро, зло и др. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно («хитрость - это когда хитрят», «ненависть - это когда злятся на сына»). Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших  о нравственных категориях. Кроме того, ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под влияние современных (увлекаются просмотром боевиков, ужастиков, недооценивают роль занятий спортом в их будущей жизни и т.д.). Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности».  Необходима целенаправленная работа,

45

направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными  представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.


Второй этап - формирующий. Его целью было экспериментальным способом апробировать возможность использования эффективных форм, методов и приёмов  способствующих формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Практическая работа состояла из внеклассных занятий, трудовой деятельности и общественной деятельности и проводилась в следующих направлениях.      Внеклассные занятия. Например, внеклассное занятие, проведённое в форме беседы  «Когда лень – всё идёт через пень» (приложение 2) Его цель заключалась в показе на примерах литературных героев, как лень

мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными.

Используя художественные произведения, которые способствуют развитию у детей памяти, словарного запаса, речь, чувство юмора. Способствует  формированию представлений школьников о нравственных качествах, создании условий для самоанализа и самооценки собственного поведения. В начале занятия стараюсь настроить учащихся на плодотворную работу в классе, а помогает мне в этом одобрительная улыбка воспитателю и друг другу, аутотренинги, «ритуалы настроения». При помощи наглядного метода (инсценировки –сказки Л.Зубква «Сказка про лень») узнают способы борьбы против лени, что необходимо делать, что бы не стать лентяем. На вопрос: «Нужно ли лекарство от лени  почти все воспитанники сказали -  нет, только один учащийся ответил – да, объясняя это тем, что он иногда не может себя побороть на самоподготовке, когда необходимо красиво писать в тетради, а ему лень. Чтобы посодействовать на эмоциональную сферу младших школьников с интеллектуальной недостаточность показываю иллюстрацию лентяя Спрашиваю как он выглядит и получаю отрицательны ответ. Используя приём внушения, предупреждаю, что и если учащиеся будут лениться, то они также будут выглядеть.  На что дети улыбают-

46

ся и отрицательно махают головой. Из этого следует, что при  помощи наглядности в сочетании с эффективными приёмами можно воздействовать на нравственное сознание младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Затем использую словесный  метод (сказка В. Сухомлинского «лентяй и солнце»).

- Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.

Солнце рассмеялось:

- Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?

Лентяй рассердился и  закричал:

-Значит, ты не хочешь  передвинуться?

-  Не хочу, - отвечало Солнце,

- Ах так?! - сказал Лентяй. - Тогда я назло тебе буду лежать здесь.

После рассказывания сказки  проводится беседа с детьми. В ходе беседы учащимися было высказано, что лентяй  «Тупой и упрямый» т.к. если он

не уйдёт, то он же сгорит на солнце. В ходе беседы у детей  формируется негодование к лености и лентяем.

На каждом занятии использую  элементы здоровьесберегающих технологий :

Что такое физкультура? Тренировка и игра.

Что такое физкультура? Физ  и куль, и ту и ра

Руки вверх, руки вниз - это  физ.

Крутим шею, словно руль - это куль.

Ловко прыгай в высоту - это  ту.

Бегай полчаса с утра - это ра.

Занимаясь этим делом,

Станешь сильным, ловким, смелым.

Плюс хорошая фигура.

          Вот что значит физ-куль-ту-ра.

На занятии использую  практические упражнения по выявлению  правильного представления и хороших и плохих качествах человека.

Соедини линией черты характера  падчерицы и родной дочери

из сказки «Морозко».

Вежливая                             дочь                          добрая

Завистливая                                                         ленивая

 

 

Трудолюбивая                                                       терпеливая

Скромная                                                                   злая

Послушная                            падчерица                     грубая

47

Затем использую такой  вид метода как положительный и отрицательный пример. Предлагаю детям вспомнить сказки с трудолюбивыми героями и ленивыми. При помощи практического метода помогаю учащимся избавится от лени (замуровав её в кувшин). В конце занятия предлагаю учащимся памятку «Антилень».

2.      Игровая деятельность.

В своей воспитательной работе по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведении  использую игровую технологию «Солнышко». Хотя и называю эту форму работы игрой, но на самом деле это очень серьёзные, ежедневная работа. Строя воспитательную деятельность  руководствуюсь принципами: индивидуальности, творчества и успеха, доверия и поддержки. Первый этап игры, цель которого патриотическое воспитание, через знакомство детей с символами нашего государства (флаг, герб, гимн) и развитие творческих способностей через создание своих символов. Сначала мы выбрали название своему городку («Солнечный»), а потом девиз: «Мы солнечные лучики, дарим лю

дям тепло  и свет!» Своим гимном выбрали  песенку К.Ситник «Мы 

вместе!». Для того чтобы создать свой герб, мы с ребятами изучили герб Бе-

ларуси  и некоторых городов нашего государства. Затем придумали свой герб,

 на  котором изобразили весёлое лучистое  солнышко с книжкой. А объясняется это так: «Мы любим,  учиться, и дружны, как солнечные лучики».

 

 

 

Работая в этом направлении, для  того чтобы привить любовь к своей стране, республике, городу, в котором учимся, деревне, проводилась работа посредством проведения различных форм и деятельности: беседы («Я -Гражданин Республики Беларусь», «Мой город - Ганцевичи», «Символы Республики Беларусь», «Что такое гражданин», «Я - будущий защитник Отечества», «С чего начинается Родина», «Минск - город-герой», «Минск -столица Беларуси, крупнейший промышленный центр»), . занятия («Я -Гражданин Республики Беларусь»), путешествие («По Беларуси с Дедом бородедом»), расказ-размова («Вялшдзень»), которые помогли сформировать представления о белорусах    как нации, расширились знание об истории,

ценностях, культуре народ.

48

Вторым этапом игры стало составление  «Кодекса класса» и выборы органов управления. Цель данного мероприятия - это правовое и нравственное воспитание учащихся класса. Определив основные правила школьной жизни в нашем классном коллективе, в которых предусмотрены не только права, но и обязанности воспитанников. «Кодекс класса» состоит из:

  • закона жизни класса;
  • закона о дежурстве;
  • закона об учебных принадлежностях;
  • закона о собственности.

Создание «Кодекса класса» помогло  формировать у воспитанников представление:

  • закон,
  • право,
  • обязанность,
  • дисциплинированность,
  • свобода.

Ребята поняли, что почувствовать  себя полноправным граждани-ном своей страны можно тогда, когда не нарушаются твои права. Все занятии («Что такое право», «Право на жизнь», «Все люди разные, но права у них одинаковые», «Ваши обязанности и права», «Закон и мы», «Право на защиту», «Я и мои права» и т.д.), построены на основе анализа жизненных ситуаций, примеров из детской литературы, которые помогали учить воспитанников жить по правилам добра и милосердия.

Третьим этапом игры стал выбор «Органов управления». Цель данного этапа:

  • распределение поручений между воспитанниками;
  • научить выполнять порученные дело ответственно;

- вырабатывать у детей привычку активно участвовать в выполнении поручений.

Детский коллектив - это маленькая  страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Поручения в классе распределялись при помощи игровой ситуации «Каким министром я хочу быть?». При помощи этой игровой ситуации были избраны: президент города «Солнечный» (командир класса), министры физкультуры и спорта (физорг), охраны законности и порядка (хозяйственники), культуры и творчества (культмассовый сектор), здравоохранения (санитары). Отвечая за свой сектор работы, за порученное дело у учащихся вырабатываются такие нравственные качества как ответственность, трудолюбие, сплочённость - работать в коллективе. А также были разработаны памятки (командиру, санитарам, физоргу, хозяйственнику, культработнику), разработали и оформили «Визитку класса»

Информация о работе Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся