Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56
Игры вносят в жизнь детского коллектива много радостных переживаний, благотворно сказываются на усвоении школьниками нравственных норм. Но все же главное условие воспитательного воздействия на детей — не воображаемые, а реальные условия их жизни и деятельности.
32
2.2 Методы формирования нравственного сознания.
Как и воспитание привычек нравственного поведения, формирование нравственного сознания — процесс сложный. В целях формирования нравственного сознания используется ряд методов. С их помощью воспитатель добивается усвоения детьми знаний морали и ее нормах, формирует систему нравственных представлений, понятий и оценок.
Методы этой группы очень
важны и для успешного
Осуществляя формирование нравственного сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова воспитателя, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с особенно большим доверяем. Поэтому воспитатель располагает серьезными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимыe отношения к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.
Разумеется, повышенная внушаемость у школьников с интеллектуальной недостаточностью делает их восприимчивыми и к отрицательному воздействию, которому они могут подвергаться со стороны несознательных детей и взрослых. В этой связи возникает необходимость систематической коррекционно-воспитательной работы, имеющей целью формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний.
Основное требование к
использованию данных методов —
опора на имеющиеся у детей
правильные представления о
Надо сказать, что неверные первоначальные житейские представления о добре и зле у детей с интеллектуальной недостаточностью — явление более частое, чем у их здоровых сверстников. Это объясняется не только их большей подверженностью негативным влияниям, но и тем, что до школы они в большинстве случаев не получают специального воспитания. Обычные, нормальные (для здоровых детей) условия воспитания могут оказаться для детей с интеллектуальной недостаточностью не только недостаточными, но и вредными. С помощью группы описываемых ниже методов, используемых с учётом психологических, физиологических и иных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитатель специаль-
33
ной школы вскрывает ложность и неприглядность неверных представлений и тем самым преодолевает их влияние на поведение учащихся.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам с интеллектуальной недостаточностью понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. [1, с.47).
Разъяснение – метод эмоционально-
нужно так», «Все так делают» и т. п.
34
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых
нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что
при неквалифицированном
Этическая беседа — способ привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, суждений. Ее цель заключается в том, чтобы, во-первых, дать ребенку возможность осмыслить свой повседневный опыт, опыт коллектива и соотнести его с общепринятыми нравственными оценками, во-вторых, расширить рамки социальных, нравственных представлений, вскрыть их связь с конкретными поступками, деятельностью личности.
Этическая беседа с детьми с интеллектуальной недостаточностью преследует также цель коррекции неверных нравственных представлений.
Любая этическая беседа должна быть очень четко спланирована. Поэтому необходимо заранее представить себе главную мысль и практический вывод, к которым он должен подвести учащихся в ходе обсуждения темы беседы. Следует также продумать всю серию последовательно поставленных вопросов, смоделировать примерные ответы учащихся, определить конкретный материал, которым придется, оперировать в доказательство выдвинутых положений.
Этическая беседа имеет воспитательный смысл лишь в том случае, если она вызывает определенный отклик в душе учащихся, стимулирует
35
их активность и завершается выводами, сформулированными самими учащимися (что не исключает, разумеется, активной помощи со стороны воспитателя).
Следует, однако, подчеркнуть, что во вспомогательной школе задача воспитателя состоит не столько в том, чтобы добиться от учащихся обобщающих формулировок, сколько помочь им определить свое отношение к рассмотренной нравственной ситуации и к связанной с ней проблеме. Это нелегкая задача, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью с трудом устанавливают причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
Выбор темы этической беседы во вспомогательной школе совершенно необходимо связывать с конкретными фактами из жизни детского коллектива, с поступками отдельных учащихся. Если нормальному ребенку не представляет особого труда сравнивать поведение героев обсуждаемых книг и кинофильмов со своим собственным и самостоятельно делать соответствующие моральные заключения, то школьникам с интеллектуальной недостаточностью такая задача может оказаться не по плечу. Они нуждаются в серьезной помощи со стороны педагога, который должен подвести их к пониманию и оценке собственного поведения, выстраивая логическую систему наводящих вопросов.
Школьнику с интеллектуальной недостаточностью очень трудно отвлечься от тех реальных отношений, которые связывают его с товарищами, и соотнести их с отношениями литературных, кинематографических героев. Использование примеров из жизни данного коллектива тем более эффективно, что дети с интеллектуальной недостаточностью (как,, впрочем, и нормальные, школьники младшего возраста) значительно легче понимают поступки посторонних лиц, чем собственные. Организуя обсуждение поступков окружающих, педагог с помощью самих же учащихся формирует у них оценки собственных нравственных качеств.
При организации этических бесед следует учитывать те жизненные наблюдения, которые имеют учащиеся данного возраста, тот запас слов, терминов, понятий, которым они могут оперировать.
Большую помощь, в проведении
этических бесед оказывает
Наряду с систематическими этическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор проводится сразу после совершения поступка.
В нашей практике особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. При проведении бесед о дисциплине мы стараемся меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказываем о том, что, зачем и как нужно делать, как
36
нужно поступать в том или ином случае.
Этические беседы мы проводим не только с классом, но и индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, создавая при
этом атмосферу доброжелательности и доверительности.
Стараемся приобщать учащихся к искусств : к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, посещение кинотеатров.
В целях убеждения используем и нравственные требования к поведению школьников. Требуем, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, сообщаем им знания о нормах и правилах поведения, обогащаем их нравственные представления и понятия. Стараемся, чтобы они были понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание.
Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребёнка(или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося ( коллектива).
Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.
Во вспомогательной школе могут успешно практиковаться следующие формы индивидуального и коллективного поощрения: устное одобрение, вынесение благодарности, занесение на доску Почёта, награждение Почетными грамотами, подарками, фотографирование, вручение вымпелов,