Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа

Краткое описание

В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56

Файлы: 1 файл

творческая работа цыбулько.docx

— 2.63 Мб (Скачать)

   Ведущий метод воспитания привычек нравственного поведения — упражнение, то есть последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости.

   Во вспомогательной школе при этом целесообразно использовать следующие приемы: требование, показ положительного действия, контроль и самоконтроль.

Требование подразделяется: прямое требование,  косвенное требование (требование-просьба, требование-доверие, требование одобрение).

Прямое требование предусматривает  точное указание на то, что и как  должен выполнить ребенок.  Пример прямых требований, которые использую по формированию нравственности: «При встрече со взрослым необходимо здороваться», «Ты должен всегда говорить правду», «Трудом и честным отношение к делу ты завоюешь авторитет у товарищей» и т. п. В своей воспитательной работе по формированию нравственности большинство прямых требований, которые имеют позитивную направленность. Это выражается в том, что   не стремлюсь что-то запрещать, а, наоборот, фиксирую внимание на тех положительных действиях, которые надо выполнить.

Рассмотрим теперь несколько  видов косвенных требований.

Требование-просьба. А. С. Макаренко следующим образом характеризовал эту форму требований: «Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не по

буждаемый и этому никакими принуждениями» (8, с. 403).

27

   Использование данного приема оказывается особенно эффективным, когда речь идет о расторможенных и быстро утомляющихся учащихся. Требование-просьба дает положительный результат в период обострения заболеваний или в случаях конфликтной ситуации. Требование-просьба помогает снять напряженность отношений, ослабить негативные реакции ребенка.

Например: «Может,  ты наведёшь,  порядок в книжной полке. У  тебя это лучше всех получается».

Требование-доверие. Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно охотно воспринимают требования,  предъявленные в форме требования-доверия («Я не сомневаюсь, что больше ты никогда не обмакнешь товарищей, что ты хороший, честный человек, настоящий друг!»). Такого рода требования учащиеся воспринимают как «аванс», соответствующий их возможностям. Отметим, что и подобный вид требований особенно эффективен в отношении учащихся вспомогательных школ, имеющих неадекватную самооценку (преимущественно заниженную).

Требование-одобрение.  Этой формой  требования  пользуюсь в тех случаях,  когда ребёнок добивается хотя бы незначительных успехов. Например: «Молодец, вовремя выполнил задание. Выполнил поручение класса. Попробуй в  следующий раз сделать работу не только быстро, но и аккуратно. Ты нам доказал, что на  тебя  "можно  положиться!». Предъявление требования-одобрения создает у учащихся  состояние эмоциольной  бодрости, стимулирует к дальнейшим   положительным усилиям.

Показ положительного действия. Этот прием организации упражнения основан на наглядном раскрытии содержания положительной привычки. Например: «Посмотрите, как нужно здороваться, уступать место». При показе положительная привычка выступает  перед ребенком в определенной жизненной ситуации. Показ дает возможность убедиться в необходимости приобретения привычки. Следует подчеркнуть, что речь идет о показе положительных поступков. В своей работе  избегаю  демонстрации негативных, отрицательных привычек. Для того чтобы ребенок не поступал плохо, его следует научить тому, как поступать хорошо.

В своей воспитательной работе по формированию нравственности  пользую весьма эффективеный приём.  Это показ, который осуществляем по принципу «Делай как я». Разумеется, этот прием должен быть использован с чувством такта. Действенность этого приема несомненна.

 По мнению Н.И. Болдырева,  большое влияние на сознание  и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их

28

стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие  при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Воспитатели используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном. (2, с.543).

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Методы использования  примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей. Один из методов использования положительных примеров – это заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном поведении. (10, с.94).

Контроль и  самоконтроль. Эти приемы упражнения служат средством отбора и уточнения целесообразных привычных действий.

Мы стараемся предусмотреть  все условия, в которых отрабатываются нравственные привычки, выработать с учащимися план совместных действий и привлечь их к тому, чтобы  они,  в конце концов, сами умели контролировать свои поступки, корригировать их в соответствии с требованиями воспитателей и коллектива.

   Наиболее сложный и важный элемент на данном этапе упражнения организация самоконтроля. Необходимо иметь в виду, что не все уча

29

щиеся вспомогательных школ способны к самоконтролю. Эффективность  самоконтроля зависит  от структуры  дефекта, степени интеллектуальной недостаточности. Однако стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели этим приемом, необходимо во всех случаях. Иначе ребенок окажется в существенной мере пассивным объектом воспитания.

   Одним из методов воспитания привычек нравственного поведения является метод организации общественно полезной деятельности.

Этот метод приносит наибольшие результаты в формировании у детей  ценных мотивов и способов общественного поведения. Здесь мы рассмотрим разновидность этого метода — метода поручений, с помощью которого создается первоначальный опыт общественного поведения.

Характер предъявления поручений, руководство этой деятельностью и оценка результатов в условиях вспомогательной школы имеют свою специфику.

Предлагаемые ученикам поручения  должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям.

Учащимся надо давать такие  поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции.

Задача воспитателя вспомогательной  школы состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации  конкретной помощи выполняющим его детям. Это совершенно необходимо, так как в случае неудачи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью может надолго пропасть вкус к выполнению поручений, снизиться общая положительная самооценка и возникнуть состояние длительного эмоционального неблагополучия.

Если ребенок с интеллектуальной недостаточностью  еще не в состоянии  осознать в полной мере общественное значение поручения, воспитатель может дать его от собственного имени. В этом случае главным стимулом служит одобрение со стороны педагога. Такое предъявление поручений оказывается особенно эффективным в отношении учащихся I—II классов.    Следует заметить, что в массовой школе поручения обычно даются педагогом от имени коллектива или непосредственно коллективом учащихся.

Предлагая ребенку с интеллектуальной недостаточностью  то или иное поручение, воспитателю следует иметь в виду не только воспитательные, но и коррекционные задачи. Воспитателю важно не только то, как и каким образом решит ребенок поставленные перед ним задачи, но и какие стороны психофизических недостатков при этом будут компенсированы, сглажены или преодолены, как эта коррекция скажется на общем процессе нравственного становления.

Хороший эффект в процессе выполнения детьми общественно полезной деятельности дает организация соревнования. Соревнование делает деятельность учащихся более привлекательной, вносит большой эмоцио-

30

нальный заряд и создает  благоприятные условия для формирования у них устойчивых нравственных привычек поведения. Соревнование — очень эффективная, но и очень сложная форма воздействия на учащихся.

Если учесть   пониженную критичность детей с интеллектуальной недостаточностью, часто встречающуюся неадекватность самооценки их личности, эмоциональную неустойчивость, то нетрудно себе представить, к каким отрицательным последствиям приведет неумело-организованное соревнование между ними. Возможно возникновение «группового эгоизма», появление чувства радости от неудачи «соперников» и т. п. Для того чтобы избежать таких последствий, необходимо соблюдать несколько очень существенных, с нашей точки зрения, условий. Целью соревнования во вспомогательной школе должны стать такие дела детского коллектива, выполнение которых требует от каждого ребенка не столько количественного, сколько качественного выполнения работы. Например, победитель не тот класс, в котором изготовлено наибольшее количество игрушек для новогодней ёлки, а тот коллектив, который проявит при этом наибольшую выдумку и вкус.  Это исключит погоню за количественным показателем, который может стать самоцелью и приобрести ценность не потому, что соответствует внутренним потребностям и интересам детей, а потому, что обеспечивает достижение или сохранение «престижа».

При подведении итогов соревнования надо делать акцент не на имевших место  недостатках в процессе выполнения деятельности, а на тех достижениях, которых добился каждый из учащихся, показать те усилия, которые были произведены, с целью получить заслуженное одобрение. Такой подход исключит разочарование или, наоборот, зазнайство.

В целях воспитания нравственных привычек с успехом можно применять игру. В процессе игры свободнее и легче создается положительное отношение к разумным и полезным действиям, связанным с привычками. Интерес, привлекательность игры создают личную увлеченность школьника процессом овладения привычкой. По выражению А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет он в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего,  в игре.(12, с.373).

Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14,  с. 126).

Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих

31

методов входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку

Организация ролевых игр во вспомогательной школе требует учета и соблюдения ряда требований.

В массовой школе игры возникают  преимущественно стихийно, по инициативе самих учащихся. Во вспомогательной школе главные инициаторы игр — педагоги и воспитатели, которые должны серьезно продумать не только вид игры, по и ее воспитательные, коррекционные цели. Это, однако, не означает, что педагог должен навязать игру. Его задача гораздо сложнее — надо предложить идею, увлечь ею учащихся и организовать игру. Для этого необходим строгий учет возрастных, индивидуальных и клинических особенностей участников игры.

При распределении ролей  следует очень серьезно отнестись  к тому, чтобы максимально удовлетворить запросы каждого школьника и поставить его в позицию, наиболее благоприятную с точки зрения имеющихся у него притязаний.

Присущая учащимся с интеллектуальной недостаточностью инертность нервных  и мыслительных процессов делает весьма длительным период их вхождения в игру. Эти же факторы затрудняют их выход из игровой ситуации. Следует иметь в виду, что учащиеся вспомогательной школы должны иметь возможность обязательно завершить начатую игру. В противном случае они будут переживать чувство неудовлетворенности, испытывать состояние неразрешившегося напряжения, то и другое может вызвать негативные реакции, тормозящие воспитание ценных нравственных мотивов.    Нормальные дети после прекращения игры довольно быстро возвращаются к привычным стереотипам поведения.  Дети с интеллектуальной недостаточностью после окончания игры еще длительное время живут в мире воображаемых образов, переживают перипетии игры и даже меняют обычные  формы поведения. Эту их особенность необходимо использовать в педагогических целях. Чтобы закрепить воспитательное воздействие   игры,   педагогу   следует   не только  привлекать внимание участников к воображаемому смыслу ролевых действий («управлял космическим кораблем», «водил машину и т. д.), но и к реальным усилиям, которые играющие прилагали  в ходе игры. Причем делать это можно не только сразу же  после окончания игры, но и спустя некоторое время («А помнишь, как хорошо ты выручил ребят?» и т. п.).

Информация о работе Формирование нравственных качеств, поступков дисциплинированного поведения учащихся