Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:40, творческая работа
В настоящей работе представлены материалы из педагогического опыта воспитателя по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Данные материалы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также данные психолого-педагогической диагностики. Раскрываются основы, особенности и содержание нравственного воспитания, роль коллектива в нравственном формировании личности, эффективные методы и приёмы, способствующие по формированию нравственных представлений, чувств, навыков и привычек дисциплинированного поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с 8
интеллектуальной недостаточностью.
Сущность и задачи нравственного воспитания. 13
Содержание нравственного воспитания учащихся младших классов
с интеллектуальной недостаточностью. 17
1.4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 22
1.5. Значение детского коллектива в воспитании нравственности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 23
Глава 2. Методы и приёмы педагогической работы по формированию
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения.
2.1 Методы формирования общественного поведения. 26
2.2 Методы формирования нравственного сознания. 32
2,3Методы стимулирования. 36
Глава 3. Эксперементальное исследование по формированию 41
нравственных представлений, чувств, навыков и привычек
дисциплинированного поведения младших школьников с интеллек-
туальной недостаточностьтю.
Заключение 55
Список литературы 56
Ведущий метод воспитания привычек нравственного поведения — упражнение, то есть последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости.
Во вспомогательной школе при этом целесообразно использовать следующие приемы: требование, показ положительного действия, контроль и самоконтроль.
Требование подразделяется: прямое требование, косвенное требование (требование-просьба, требование-доверие, требование одобрение).
Прямое требование предусматривает точное указание на то, что и как должен выполнить ребенок. Пример прямых требований, которые использую по формированию нравственности: «При встрече со взрослым необходимо здороваться», «Ты должен всегда говорить правду», «Трудом и честным отношение к делу ты завоюешь авторитет у товарищей» и т. п. В своей воспитательной работе по формированию нравственности большинство прямых требований, которые имеют позитивную направленность. Это выражается в том, что не стремлюсь что-то запрещать, а, наоборот, фиксирую внимание на тех положительных действиях, которые надо выполнить.
Рассмотрим теперь несколько видов косвенных требований.
Требование-просьба. А. С. Макаренко следующим образом характеризовал эту форму требований: «Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не по
буждаемый и этому никакими принуждениями» (8, с. 403).
27
Использование данного приема оказывается особенно эффективным, когда речь идет о расторможенных и быстро утомляющихся учащихся. Требование-просьба дает положительный результат в период обострения заболеваний или в случаях конфликтной ситуации. Требование-просьба помогает снять напряженность отношений, ослабить негативные реакции ребенка.
Например: «Может, ты наведёшь, порядок в книжной полке. У тебя это лучше всех получается».
Требование-доверие. Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно охотно воспринимают требования, предъявленные в форме требования-доверия («Я не сомневаюсь, что больше ты никогда не обмакнешь товарищей, что ты хороший, честный человек, настоящий друг!»). Такого рода требования учащиеся воспринимают как «аванс», соответствующий их возможностям. Отметим, что и подобный вид требований особенно эффективен в отношении учащихся вспомогательных школ, имеющих неадекватную самооценку (преимущественно заниженную).
Требование-одобрение. Этой формой требования пользуюсь в тех случаях, когда ребёнок добивается хотя бы незначительных успехов. Например: «Молодец, вовремя выполнил задание. Выполнил поручение класса. Попробуй в следующий раз сделать работу не только быстро, но и аккуратно. Ты нам доказал, что на тебя "можно положиться!». Предъявление требования-одобрения создает у учащихся состояние эмоциольной бодрости, стимулирует к дальнейшим положительным усилиям.
Показ положительного действия. Этот прием организации упражнения основан на наглядном раскрытии содержания положительной привычки. Например: «Посмотрите, как нужно здороваться, уступать место». При показе положительная привычка выступает перед ребенком в определенной жизненной ситуации. Показ дает возможность убедиться в необходимости приобретения привычки. Следует подчеркнуть, что речь идет о показе положительных поступков. В своей работе избегаю демонстрации негативных, отрицательных привычек. Для того чтобы ребенок не поступал плохо, его следует научить тому, как поступать хорошо.
В своей воспитательной работе по формированию нравственности пользую весьма эффективеный приём. Это показ, который осуществляем по принципу «Делай как я». Разумеется, этот прием должен быть использован с чувством такта. Действенность этого приема несомненна.
По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их
28
стремление к
Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Воспитатели используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (2, с.543).
На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей. Один из методов использования положительных примеров – это заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном поведении. (10, с.94).
Контроль и самоконтроль. Эти приемы упражнения служат средством отбора и уточнения целесообразных привычных действий.
Мы стараемся предусмотреть все условия, в которых отрабатываются нравственные привычки, выработать с учащимися план совместных действий и привлечь их к тому, чтобы они, в конце концов, сами умели контролировать свои поступки, корригировать их в соответствии с требованиями воспитателей и коллектива.
Наиболее сложный и важный элемент на данном этапе упражнения организация самоконтроля. Необходимо иметь в виду, что не все уча
29
щиеся вспомогательных школ способны к самоконтролю. Эффективность самоконтроля зависит от структуры дефекта, степени интеллектуальной недостаточности. Однако стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели этим приемом, необходимо во всех случаях. Иначе ребенок окажется в существенной мере пассивным объектом воспитания.
Одним из методов воспитания привычек нравственного поведения является метод организации общественно полезной деятельности.
Этот метод приносит наибольшие результаты в формировании у детей ценных мотивов и способов общественного поведения. Здесь мы рассмотрим разновидность этого метода — метода поручений, с помощью которого создается первоначальный опыт общественного поведения.
Характер предъявления поручений, руководство этой деятельностью и оценка результатов в условиях вспомогательной школы имеют свою специфику.
Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям.
Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции.
Задача воспитателя
Если ребенок с
Предлагая ребенку с интеллектуальной недостаточностью то или иное поручение, воспитателю следует иметь в виду не только воспитательные, но и коррекционные задачи. Воспитателю важно не только то, как и каким образом решит ребенок поставленные перед ним задачи, но и какие стороны психофизических недостатков при этом будут компенсированы, сглажены или преодолены, как эта коррекция скажется на общем процессе нравственного становления.
Хороший эффект в процессе выполнения детьми общественно полезной деятельности дает организация соревнования. Соревнование делает деятельность учащихся более привлекательной, вносит большой эмоцио-
30
нальный заряд и создает благоприятные условия для формирования у них устойчивых нравственных привычек поведения. Соревнование — очень эффективная, но и очень сложная форма воздействия на учащихся.
Если учесть пониженную
критичность детей с
При подведении итогов соревнования надо делать акцент не на имевших место недостатках в процессе выполнения деятельности, а на тех достижениях, которых добился каждый из учащихся, показать те усилия, которые были произведены, с целью получить заслуженное одобрение. Такой подход исключит разочарование или, наоборот, зазнайство.
В целях воспитания нравственных привычек с успехом можно применять игру. В процессе игры свободнее и легче создается положительное отношение к разумным и полезным действиям, связанным с привычками. Интерес, привлекательность игры создают личную увлеченность школьника процессом овладения привычкой. По выражению А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет он в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.(12, с.373).
Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14, с. 126).
Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих
31
методов входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку
Организация ролевых игр во вспомогательной школе требует учета и соблюдения ряда требований.
В массовой школе игры возникают преимущественно стихийно, по инициативе самих учащихся. Во вспомогательной школе главные инициаторы игр — педагоги и воспитатели, которые должны серьезно продумать не только вид игры, по и ее воспитательные, коррекционные цели. Это, однако, не означает, что педагог должен навязать игру. Его задача гораздо сложнее — надо предложить идею, увлечь ею учащихся и организовать игру. Для этого необходим строгий учет возрастных, индивидуальных и клинических особенностей участников игры.
При распределении ролей следует очень серьезно отнестись к тому, чтобы максимально удовлетворить запросы каждого школьника и поставить его в позицию, наиболее благоприятную с точки зрения имеющихся у него притязаний.
Присущая учащимся с интеллектуальной недостаточностью инертность нервных и мыслительных процессов делает весьма длительным период их вхождения в игру. Эти же факторы затрудняют их выход из игровой ситуации. Следует иметь в виду, что учащиеся вспомогательной школы должны иметь возможность обязательно завершить начатую игру. В противном случае они будут переживать чувство неудовлетворенности, испытывать состояние неразрешившегося напряжения, то и другое может вызвать негативные реакции, тормозящие воспитание ценных нравственных мотивов. Нормальные дети после прекращения игры довольно быстро возвращаются к привычным стереотипам поведения. Дети с интеллектуальной недостаточностью после окончания игры еще длительное время живут в мире воображаемых образов, переживают перипетии игры и даже меняют обычные формы поведения. Эту их особенность необходимо использовать в педагогических целях. Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, педагогу следует не только привлекать внимание участников к воображаемому смыслу ролевых действий («управлял космическим кораблем», «водил машину и т. д.), но и к реальным усилиям, которые играющие прилагали в ходе игры. Причем делать это можно не только сразу же после окончания игры, но и спустя некоторое время («А помнишь, как хорошо ты выручил ребят?» и т. п.).