Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная работа.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 2.4.1. видно, что при повторном исследовании большинство испытуемых называли числа по порядку от 1 до 10, при пересчитывании конкретных предметов овладели умением отнести последнее из называемых числительных ко всей совокупности предметов. В меньшей степени испытывают затруднения при назывании чисел в обратном порядке. Улучшился счет от одного числа до другого. При пересчете предметов в различном расположении и направлении  счета, при предъявлении предметов больше 5  не сбивались, однако некоторые из детей забывали только что названное числительное. Большинство детей усвоили независимость счета от размера и их пространственного расположения. Счет с опорой на слуховое и осязательное восприятие осуществляется в отличии от констатирующего эксперимента при нормальном и убыстренном темпе, испытуемые стали лучше сосредотачиваться на данном задании, стали понимать его смысл. Полученные результаты выявили существенное повышение уровня овладения понятием счета. Все дети работали с желанием и интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые учащиеся не допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной работы.

Таблица 2.4.2.

Данные глубины овладения количественными отношениями (в баллах)

 

п / п

Участники констатирующего эксперимента

Предлагаемый материал

Сравнение предметов резко отличающихся по кол-ву

Сравнение предметов близких по кол-ву

Сравнение равночисленных множеств

Уравнивание неравночислен. множеств

ответы

1

Ваня А.

5

5

5

5

2

Маша А..

4

3

3

3

3

Света А.

5

4

4

5

4

Леша Ш.

4

4

4

4

5

Василина Ж.

4

2

2

2

6

Диана Г.

4

3

3

3

7

Саша Б.

5

4

4

4

8

Вероника К.

4

4

4

4

9

Света П.

4

2

2

2


 

             Из таблицы 2.4.2. видно, что уровень знаний учащихся значительно повысился. Учащиеся старались достичь высокого результата, работали с желанием и интересом. Затруднения при выполнении задания, испытывали лишь те учащиеся, которые совсем не справились с выполнением при проведении контрольного эксперимента.

Таблица 2.4.3.

 

Данные исследования глубины овладения умением осуществлять счетные операции (в баллах)

п / п

Участники констатирующего эксперимента

Предлагаемый материал

Присчитывание и отсчитывание предметов без опоры на наглядный м-л

Присчитывание и отсчитывание предметов с опорой на наглядный м-л

Сложение и вычитание с опорой на наглядный м-л

Сложение и вычитание без опоры на наглядныйм-л

ответы

1

Ваня А.

4

5

4

4

2

Маша А.

3

4

3

3

3

Света А.

5

5

5

5

4

Леша Ш.

3

5

4

3

5

Василина Ж.

2

3

2

2

6

Диана Г.

3

3

3

3

7

Саша Б.

4

5

5

4

8

Вероника К.

4

5

4

4

9

Света П.

3

3

2

2


      

             Из таблицы 2.4.3. видно, что задание  вызвало трудности у многих  детей, но все же, некоторые учащиеся дали показательные результаты в лучшую сторону.

 

Таблица 2.4.4.

Данные исследования глубины владения понятиями обозначающими размер предметов (в баллах)

п /п

Участники констатирующего эксперимента

Предполагаемый материал

Сравнение предметов  по длине

Сравнение предметов по высоте

Сравнение предметов по ширине

Сравнение предметов по размеру

ответы

1

Ваня А.

4

4

4

5

2

Маша А.

3

3

3

4

3

Света А.

5

5

4

5

4

Леша Ш.

3

3

3

4

5

Василина Ж.

2

2

2

3

6

Диана Г.

3

3

2

4

7

Саша Б.

4

4

4

5

8

Вероника К.

4

3

3

3

9

Света П.

3

3

2

3


Ответы детей записываются  и анализируются по следующим показателям:

    5 баллов- все задания  выполнены самостоятельно и верно;

    4 балла -в  основном  все задания выполнены самостоятельно  и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;

    3 балла – большинство  заданий выполняются с помощью  в виде уточняющих вопросов, некоторые  задания недоступны;

    2 балла – при  выполнении требуется значительная  помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;

    1 балл- невыполнение.

Из таблицы 2.4.4. видно, что практически все учащиеся выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера. У многих учащихся появилось самостоятельное употребление слов обозначающих признаки предметов.

Таблица 2.4.5.

Данные исследования глубины владения пространственными представлениями (в баллах)

п /п

Участники констатирующего эксперимента

Предполагаемый материал

Умение ориентироваться на себе

Умение ориентироваться на собеседнике

Умение ориентироваться на листе бумаги

ответы

1

Ваня А.

4

4

5

2

Маша А.

3

4

4

3

Света А.

4

4

4

4

Леша Ш.

3

4

4

5

Василина Ж.

3

2

2

6

Диана Г.

3

2

3

7

Саша Б.

4

4

4

8

Вероника К.

4

4

3

9

Света П.

3

3

2


 

 

             Из таблицы 2.4.5 видно, что учащиеся стали лучше ориентироваться на себе и собеседнике. Значительно улучшилась ориентация на листе бумаги.

 

Таблица 2.4.6.

Данные исследования глубины овладения знания геометрических фигур (в балла)

п /п

Участники констатирующего эксперимента

Предполагаемый материал

Умение различать и называть круг

Умение различать и называть треугольник

Умение различать и называть квадрат

Умение различать и называть прямоугольник

ответы

1

Ваня А.

4

4

4

4

2

Маша А.

5

3

3

4

3

Света А.

4

4

4

4

4

Леша Ш.

4

4

4

4

5

Василина Ж.

3

2

3

2

6

Диана Г.

3

2

2

2

7

Саша Б.

4

4

3

3

8

Вероника К.

4

3

3

2

9

Света П.

3

3

3

3

Информация о работе Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры