Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы
При изучении наличного уровня сформированности математических понятий, детям предъявлялись задания по следующим разделам: счет, количественные отношения, счетные операции, размер предметов, пространственные представления, знание геометрических фигур, знание цифр.
Счет
-считай вперед по одному,
-считай в обратном порядке, до одного,
-считай от двух до шести; от семи до четырех.
2. Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом:
-сосчитай, сколько кругов; покажи четыре круга,
-сосчитай, сколько всего кубиков, покажи шесть кубиков.
3. Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения:
-сосчитай круги сверху вниз;
-сосчитай круги слева направо;
-сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).
4. Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений:
-сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами );
-сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;
-хлопни в ладоши пять раз;
-сосчитай, сколько шагов я сделал до двери.
5. Умение считать по порядку:
-посчитай так: первый, второй…
-покажи первый, третий флажок.
Ответы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
5 баллов - все задания
выполнены самостоятельно и
4 балла -в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл- невыполнение.
Таблица 2.2.1.
Данные исследования понятий счета (в баллах)
п/п |
Участники констатирующего эксперимента |
Предлагаемый материал | |||||
Воспроизв.числового ряда |
Счет однород предметов |
Зависимость счета от вел пр-та |
Счет с опорой на слух и осязан |
Счет по порядку | |||
ответы | |||||||
Ваня А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 | ||
Маша А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 | ||
Света А. |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 | ||
Леша Ш. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 | ||
Василина Ж. |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 | ||
Диана Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 | ||
Саша Б. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 | ||
Вероника К. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
Света П. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Из таблицы 2.2.1. видно, что при исследовании большинство испытуемых называли числа по порядку от 1 до 10, однако при пересчитывании конкретных предметов не владеют умением отнести последнее из называемых числительных ко всей совокупности предметов. Испытывают затруднение при назывании чисел в обратном порядке. Наибольшую трудность вызывал счет от одного числа до другого. При пересчете предметов в различном расположении и направлении счета, при предъявлении предметов больше 5 сбивались со счета, забывали только что названное числительное. Не понимают независимости счета от размера и их пространственного расположения. Счет с опорой на слуховое и осязательное восприятие осуществляется только при замедленном темпе, испытуемые с трудом сосредотачивались на данном задании, не всегда понимали его. У значительной части вызывало затруднение на порядковый счет, при этом они пропускали порядковые числительные, сбивались на количественный счет. Все выше сказанное говорит о низком уровне сформированности понятий счета.
Количественные отношения
1. Установление равенства неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше - меньше, одинаково, насколько больше-меньше:
-где кубиков больше? Где меньше? (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек);
-чего больше на картинках – яблок или груш? Груш или лимонов? Чего меньше?
-насколько больше груш, чем яблок?
-насколько меньше лимонов, чем груш?
2. Умение уравнивать
неравночисленные группы
-сделай так, чтобы
палочек и кубиков стало
-как по- другому можно сделать так, чтобы предметов стало поровну?
Таблица 2.2.2.
Данные исследования количественных отношений (в баллах)
п /п |
Участники констатирующего эксперимента |
Предполагаемый материал | |||
Сравнение предметов резко отличающихся по кол-ву |
Сравнение предметов близких по кол-ву |
Сравнение равночисленных множеств |
Уравнивание неравночисленных множеств | ||
ответы | |||||
1 |
Ваня А. |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Маша А. |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Света А. |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
Леша Ш. |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
Василина Ж. |
4 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Диана Г. |
4 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Саша Б. |
5 |
4 |
3 |
3 |
8 |
Вероника К. |
4 |
3 |
3 |
3 |
9 |
Света П. |
4 |
2 |
1 |
1 |
Ответы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
5 баллов- все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла -в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл- невыполнение.
Из таблицы 2.2.2 видно, что при предъявлении группы однородных предметов, резко отличающихся по количеству, все испытуемые правильно указывали большую и меньшую группу без пересчета предметов. Трудности возникали при сравнении близких по количеству совокупностей 5и 4, 5 и 6 предметов. Затруднялись ответить на вопрос: «Насколько больше? Насколько меньше?» только один испытуемый справился, используя оба способа уравнивания – как добавление предмета, так и удалением предмета из большей группы. Остальные испытуемые смогли уравнять группы лишь одним способом, чаще путем добавления недостающего предмета.
Счетные операции
-сосчитай, сколько будет:
2+1 3-1 7+1 6-1 5-1 9+1 10-1
3+2 6+3 4-2 8-4 5-3 10-3
Таблица 2.2.3.
Данные исследования умения осуществлять счетные операции
п / п |
Участники констатирующего эксперимента |
Предлагаемый материал | |||
Присчитывание и отсчитывание предметов без опоры на наглядный м-л |
Присчитывание и отсчитывание предметов с опорой на наглядный м-л |
Сложение и вычитание с опорой на наглядный м-л |
Сложение и вычитание с опорой на наглядныйм-л | ||
ответы | |||||
1 |
Ваня А. |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Маша А. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Света А. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Леша Ш. |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Василина Ж. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Диана Г. |
3 |
3 |
2 |
2 |
7 |
Саша Б. |
4 |
4 |
4 |
3 |
8 |
Вероника К. |
4 |
4 |
4 |
3 |
9 |
Света П. |
3 |
3 |
2 |
1 |
Ответы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
5 баллов- все задания
выполнены самостоятельно и
4 балла -в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла – большинство заданий выполняются с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл- невыполнение.
Из таблицы 2.2.3. видно, что при исследовании умения осуществлять счетные операции около половины испытуемых детей умеют присчитывать и отсчитывать по одному без опоры на наглядный материал в пределах 5, в пределах 10 самостоятельно справился только один испытуемый. Могут выполнять счетные операции только с опорой на наглядный счетный материал. Для большинства недоступен отвлеченный счет.
Размер предметов
1.Овладение понятиями: большой- маленький, высокий – низкий, длинный –короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий:
- сравни эти две ленты по длине: какая это лента?
-сравни эти деревья по высоте;
-сравни две полоски по ширине: какая это полоска?
- сравни два круга по размеру….
2. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось показать предмет с заданным свойством:
-покажи высокое дерево; покажи короткую черту; покажи тонкое бревно.
Таблица 2.2.4.
Данные исследования владения понятиями обозначающими размер предметов (в баллах)
п /п |
Участники констатирующего эксперимента |
Предполагаемый материал | |||
Сравнение предметов по длине |
Сравнение предметов по высоте |
Сравнение предметов по ширине |
Сравнение предметов по размеру | ||
ответы | |||||
1 |
Ваня А. |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
Маша А. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Света А. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
Леша Ш. |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
Василина Ж. |
2 |
2 |
2 |
3 |
6 |
Диана Г. |
3 |
3 |
2 |
4 |
7 |
Саша Б. |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
Вероника К. |
4 |
3 |
3 |
3 |
9 |
Света П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
Ответы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
5 баллов- все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла -в основном
все задания выполнены
3 балла – большинство заданий выполняются с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла – при
выполнении требуется
1 балл- невыполнение.
Из таблицы 2.2.4. видно, что многие учащиеся в своем большинстве выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера. Но самостоятельное употребление этих слов терминов у многих отсутствует, происходит замена универсальным признаком больше и меньше.
Пространственные представления
1. умение показать правую руку у себя:
-какая это рука –правая или левая?
-покажи свою правую (левую) руку.
2. умение показать правую и левую руку у собеседника.
3. умение ориентироваться на листе бумаги:
-положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
Таблица 2.2.5.
Данные исследования пространственных представлений (в баллах).
п /п |
Участники констатирующего эксперимента |
Предполагаемый материал | ||
Умение ориентироваться на себе |
Умение ориентироваться на собеседнике |
Умение ориентироваться на листе бумаги | ||
ответы | ||||
1 |
Ваня А. |
4 |
4 |
3 |
2 |
Маша А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Света А. |
4 |
4 |
3 |
4 |
Леша Ш. |
3 |
3 |
3 |
5 |
Василина Ж. |
1 |
1 |
1 |
6 |
Диана Г. |
3 |
2 |
1 |
7 |
Саша Б. |
4 |
4 |
3 |
8 |
Вероника К. |
4 |
3 |
3 |
9 |
Света А. |
2 |
2 |
2 |