Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, дипломная работа
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Введение 3
Глава 1. Психологическое обоснование работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью с использованием дидактических игр 9
1.1.Математические понятия и механизмы нарушения процесса формирования математических понятий 9
1.2. Психологические особенности усвоения математических понятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 28
1.3. Методика формирования математических понятий 35
1.4.Дидактическая игра как средство развития математических понятий у умственно отсталых школьников 39
Выводы по главе 44
Глава 2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 46
2.1. Выявление наличного уровня сформированности математических понятий у детей с нарушением интеллекта 46
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности использования дидактических игр как
средства формирования математических понятий у детей с нарушениями интеллекта 74
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы
Формирование математических понятий у детей с нарушениями интеллекта посредством дидактической игры
Выпускная работа
Работа допущена к защите
«_____»______________
Работа защищена
«_____»______________201г
с оценкой «__________»
Председатель ГАК
________________________
Члены комиссии:
1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологическое
обоснование работы по формированию у
учащихся с интеллектуальной
недостаточностью с использованием дидактических
игр
1.1.Математические понятия
и механизмы нарушения
1.2. Психологические особенности
усвоения математических понятий у учащихся
с интеллектуальной недостаточностью
1.3. Методика формирования
математических понятий
1.4.Дидактическая игра
как средство развития
Выводы по главе
Глава 2. Создание
у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
готовности к усвоению математических
понятий посредством дидактической игры
2.1. Выявление наличного уровня
сформированности математических понятий
у детей с нарушением интеллекта
2.2. Создание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью готовности к усвоению математических понятий посредством дидактической игры 62
2.3. определение эффективности
использования дидактических
средства формирования математических
понятий у детей с нарушениями интеллекта
Выводы по 2 главе 83
Заключение 85
Список литературы 87
Приложения
Приложение 1 92
Приложение 2 96
Приложение 3 98
Приложение 4 100
Приложение 5 103
Введение
Обучение математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет важное значение для преодоления дефектов познавательной деятельности, личностных качеств и подготовки к дальнейшей трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников косность мышления, стереотипность использования знаний.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательной способности учащихся. Формирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию у них таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные средства и методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое место уделяется дидактической игре.
О применении дидактической игры на уроке математике, писали многие отечественные авторы, из них можно выделить Е.М.Минкина, В.Г.Коваленко, Н.Б.Истомину, М.И.Моро и многих других.
Отечественный педагог С.Т. Шацкий писал: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке этого жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Ни один вид деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Развитие математических понятий у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается. И он может овладеть элементарными математическими понятиями при наличии адекватной и современной коррекционно-развивающей помощи.
Формирование элементарных математических понятий не возможно без развития сенсорных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков.
Из выше сказанного логично следует мысль о том, что дидактическая игра является одним из эффективных средств коррекционно-образовательного процесса для формирования математических понятий. Она ставит перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Вызывает интерес детей интерес к процессу познания, помогает лучше усвоить программный материал.
Проблема эффективности
обучения детей с аномальным
развитием счету и счетным
операциям остается актуальной
и нуждается в поиске
На основе сделанных выводов мы определили проблему исследования- выявление педагогических условий, способствующих эффективному формированию математических понятий у детей с нарушением интеллекта.
Объектом исследования является методика обучения математике детей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования - процесс формирования математических понятий у умственно отсталых детей посредством дидактической игры.
Целью нашей работы является подбор, систематизация и апробирование серии дидактических игр способствующих формированию математических понятий у детей с нарушением интеллекта.
В качестве гипотезы данного исследования выступило предложение о том, что математические понятия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будут развиваться более эффективно, если будут использоваться дидактические игры, направленные на развитие психических функций лежащих в основе усвоения числа и счета.
Отсюда вытекает ряд задач:
Теоретической базой нашего
исследования послужили работы педагогов
и психологов: Н.И.Непомнящей, Л.С.Цветковой,
А.В.Белошистой, В.Г.Петровой, Р.Е.Левиной,
Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой.
В своих исследованиях мы использовали следующие методы:
а). изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
б).анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах.
а) наблюдение;
б) беседы;
в) изучение педагогической документации:
календарно-тематический план логопеда;
календарно-тематический план учителя;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы». Под редакцией В.В.Воронковой.
Практическая значимость данной работы заключается в ее направленности на решение проблемы умственно отсталых школьников по усвоению математических понятий, в выявлении особенностей влияния дидактической игры как средства формирования математических понятий у детей с отклонениями в развитии.
В ведении дается обоснование актуальности проблемы; опрнделяется цель, задачи, гипотеза исследования.
Первая глава посвящена анализу теоретических источников по проблеме процесса формирования математических понятий умственно отсталых школьников, применение дидактической игры как средства формирования математических понятий у умственно отсталых школьников.
Во второй главе приведено описание опытно-педагогической работы, состоящей из трех этапов:
1.констатирующий эксперимент;
2.формирующий эксперимент;
3.контрольный эксперимент.
Базой исследования явилась МКС(К)ОУ Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
Глава1. Психологическое обоснование работы по формированию математических понятий с использованием дидактической игры у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Счет и счетные операции, представляя собой одну из наибольших трудностей при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, отвечают всем характеристикам интеллектуальной деятельности, являясь одним из ее видов, весьма сложным и по генезу, и по структуре и по протеканию. При поражении мозга у детей, при симптомах его недоразвития или задержках созревания этот вид интеллектуальной деятельности нарушается (или не сформировывается) наиболее часто и грубо.
Рассматривая историю развития числа и счета, а также данные его формирования в онтогенезе, нетрудно понять, что такой сложный психический процесс имеет не менее сложную психофизическую структуру и мозговые механизмы, обеспечивающие его реализацию.
Исследования показали, что совместная деятельность этих анализаторных систем представляет собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. При формировании понятия числа афферентации идут с разных анализаторных систем- оптического анализатора, пространственного, сомато-пространственного, речедвигательного и др. Мозговыми основами счета соответственно является совместная работа затылочных, теменных и лобных систем мозга. Относительно психологического содержания счета можно сказать, что число, понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов, их взаимодействия и взаимовлияния: зрительно-пространственного и сомато-пространственного восприятия, на основе которых формируется представление и ощущение схемы тела; ощущение и понимание «левого» и «правого»; речи, организующей, регулирующей, и номинальной ее функции; мышления - наглядно- образной и вербально- логической его форм. Каждый психический процесс вносит свое специфическое в этот вид интеллектуальной деятельности.